Тема: Государственная политика в области правовой информатизации

ОТЧЕТ

О прохождении учебной (АРМ-специалиста) практики

студентом 3курса юридического факультета

Урбан Дмитрия Алексеевича

учебная группа №ЮСЗ-13зачетная книжка №45/13.

в период с «12»октября по «25»октября 2015 г.

Новороссийск 2015

План

Введение ......................................................................................................3

1. Тема: Государственная политика в области правовой информатизации .................................................................................... 4

2. Задача ..................................................................................................... 9

2.1. Формулировка задачи

2.2. Путь решения задачи

2.3. Ответ

Заключение……………………………………………………………….11

Введение.

Я, Урбан Дмитрий Алексеевич был направлен на практику с целью изучения технологий и функционала справочно-правовых систем, таких как «Гарант» и «Консультант Плюс». Целью данной практики является приобретение первичных умений и профессиональных навыков, закрепление и углубление знаний, полученных мною в процессе теоретического обучения. В ходе обучения требуется овладеть методикой построения запросов для быстрого получения необходимой информации, а также освоить методы составления необходимых юридических документов по форме справочно-правовых систем.

Без сети Интернет и информационных систем (ведущими являются правовые системы«Консультант Плюс» и «Гарант») сейчас уже невозможно представить себе эффективную и грамотную работу любого юриста, данные инструменты были успешно освоены.

Прохождение подобной практики является важным элементом учебного процесса по подготовке специалиста в области юриспруденции. За время практики будущий юрист применяет полученные в процессе обучения знания, умения и навыки на практике.

Широкий охват отраслей Российского права, с которыми мне придется сталкиваться решая контрольные задачи, позволит мне усвоить изученный теоретический материал, полученный на занятиях в институте.

За время прохождения практики необходимо достигнуть поставленные цели. Обобщить полученные мною знания, провести анализ проделанной мной работы, сделать выводы, и усвоить крепкую взаимосвязь юриспруденции и информационных технологий.

Тема: Государственная политика в области правовой информатизации.

Деятельность государства по формированию, использованию и распространению правовой информации, поддержке создания первой очереди РАСИПО при реализации программы предполагает:

· создание единого информационно-правового пространства органов государственной власти Российской Федерации и обеспечение доступа пользователей к правовой информации;

· создание государственных систем правовой информации;

· укрепление материально-технических, финансовых, организационных, кадровых, правовых и научных основ правовой информатизации;

· обеспечение координации и поддержки научно-производственных работ по созданию новых типов информационных технологий, вычислительных, информационных и телекоммуникационных средств и систем;

· систематизацию законодательства, устранение множественности и противоречивости нормативных актов;

· содействие постоянному накоплению, обновлению и распространению правовой информации;

· поддержку развития сферы информационно-правовых услуг в условиях рынка;

· создание общей системы обеспечения безопасности информации;

· содействие международному сотрудничеству в области формирования и использования правовой информации.

· Эффективное решение задач правовой информатизации требует соблюдения таких основных принципов государственной политики, как:

· правовое равенство всех участников процесса правовой информатизации вне зависимости от их социально-экономического статуса;

· формирование государственной политики в области правовой информатизации как важнейшей части общей политики информатизации страны;

· осуществление финансовой поддержки основных элементов правовой информатизации - эталонных и интегрированных банков и баз правовой информации, телекоммуникаций и систем передачи правовой информации;

· обеспечение разработки законодательных и иных нормативных актов, регулирующих отношения в области правовой информатизации.

· В целях государственного регулирования деятельности в сфере правовой информатизации, обеспечения достоверности и своевременности доведения правовой информации до пользователей должно быть предусмотрено лицензирование деятельности по созданию и эксплуатации государственных систем правовой информации и коммерческих систем распространения правовой информации, обслуживающих государственные органы.

· Обеспечение лицензирования и методологическое руководство им возлагаются на головную организацию по реализации программы.

Концепция правовой информатизации разработана по инициативе Государственно-правового управления Прези­дента Российской Федерации, осуществлявшего в соответст­вии с Указом Президента РФ от 4 апреля 1992 г. № 363 функции генерального заказчика систем правовой инфор­мации, в целях активизации процесса создания государственных правовых информационных систем и утверждена Указом Президента РФ от 28 июня 1993 г. № 966.

Основываясь на положениях концепции, правовую инфор­матизацию России можно обозначить как процесс создания оптимальных условий максимально полного удовлетворе­ния информационно-правовых потребностей государствен­ных и общественных структур, предприятий, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использо­вания информационных ресурсов с применением прогрес­сивных технологий.

В рамках программы правовой информати­зации России решается двойная задача: информатизация правовой сферы, с одной стороны, и правовое обеспечение информационных процессов и информатизации — с другой. Для решения этих задач намечены следующие основные на­правления информатизации правовой сферы и законода­тельного регулирования процессов информатизации:

· информатизация правотворчества;

· информатизация правоприменительной деятельности;

· информатизация правоохранительной деятельности;

· информатизация правового образования и воспитания;

· правовое обеспечение процессов информатизации.

Информатизация правотворчества предусматривает опе­ративное и качественное обеспечение законодателей и специа­листов, действующих в области правотворчества, информаци­ей о нормативных правовых актах, о зарубежном законода­тельстве, а также экономической, социальной, политической и любой другой информацией, необходимой для правотвор­чества; выявление связей создаваемых норм права с дейст­вующим законодательством, приведение его с соответствие с вновь принятыми нормативными актами, своевременную отмену и изменение устаревших правовых норм; совершен­ствование систематизации законодательства в целях устра­нения множественности и противоречивости нормативных актов; совершенствование самого процесса правотворчества в результате внедрения перспективных информационных технологий в этот процесс.

Информатизация правоприменительной деятельности направлена на обеспечение правовой информацией или информационно-правовыми ресурсами всех участников пра­вовых отношений, исполняющих законы или иные нормы права.

Информатизация правоохранительной деятельности имеет целью автоматизацию информационных процессов в правоохранительных органах — прокуратуре, органах внут­ренних дел, юстиции, судебных органах, арбитраже и др.

Информатизация правового образования и воспитания направлена на создание локальных сетей, включающих авто­матизированные рабочие места школьника, студента, слу­шателя института повышения квалификации.

Правовое обеспечение процессов информатизации пред­ставляет совокупность нормативных актов, принимаемых на различных уровнях власти и управления, регулирующих комплекс общественных отношений, связанных с создани­ем и использованием информации и перспективных инфор­мационных технологий.

Другим указом для реализации этой Концепции была ут­верждена Президентская программа «Правовая информа­тизация органов государственной власти Российской Феде­рации» (Указ Президента РФ от 4 августа 1995 г. № 80S).

Основным направлением этой работы было определено создание и развитие в три этапа к 2000 г. общегосударствен­ной системы правовой информации, охватывающей все ре­спублики, края, области России, создание региональных абонентских сетей, предоставляющих информационно-пра­вовые услуги гражданам и организациям, в том числе созда­ние в 1996—1997 гг. и сохранение единого информационно-­правового пространства органов государственной власти РФ и создание предпосылок для формирования единого об­щегосударственного информационно-правового простран­ства. При этом было заявлено, что формирование общегосу­дарственных информационных ресурсов в правовой сфере предполагает ориентацию на создание общего информаци­онного пространства, в том числе и в наднациональном, об­щемировом контексте.

И хотя цели и задачи этой Концепции не были реализо­ваны на практике, с научной точки зрения ее теоретические положения представляют безусловный интерес.

Так, в рамках развития общегосударственной системы правовой информации в 1993 г. был создан научно-техни­ческий центр правовой информации «Система» (далее — НТЦ «Система») в целях информационно-правового обеспе­чения деятельности федеральных органов государственной власти. Коллектив составили сотрудники Государствен­но-правового управления Президента РФ.

Актами Президента РФ и Правительства РФ на НТЦ «Система» возложено выполнение целого ряда задач в сфе­ре правовой информатизации России, в том числе функции головной организации по реализации правовой информати­зации России.

Сегодня НТЦ «Система» является центральным узлом правовой информации РФ, обеспечивающим свободный, опе­ративный доступ к информационно-правовым ресурсам со стороны органов государственной власти РФ, а также ин­формационный обмен с региональными узлами правовой информации и субъектами РФ.

Информационный фонд НТЦ «Система» составляет более 76 000 документов, без учета международных договоров, ак­тов органов исполнительной власти, арбитражной практики.

В полном объеме представлены правовые акты за 1917— 1922 гг. Кроме того, в машиночитаемый вид переведен пол­ный вариант последнего издания «Свода законов Россий­ской империи» в 16 томах.

Пользователями информационного фонда НТЦ «Систе­ма» являются высшие органы государственной власти Рос­сии, силовые ведомства, научные учреждения, коммерческие организации, средства массовой информации. Различные ин­формационно-правовые продукты НТЦ «Система» установ­лены в органах исполнительной и законодательной власти субъектов РФ.

Одной из главных задач НТЦ «Система» является созда­ние и ведение эталонного банка правовых актов высших ор­ганов государственной власти РФ. Эталонный банк содер­жит официальные тексты правовых актов федеральных органов государственной власти в машиночитаемом виде.

Важнейшим направлением деятельности НТЦ «Система» является издание и распространение официальных машино­читаемых сборников, являющихся электронными копиями официальных периодических изданий «Собрание законо­дательства Российской Федерации» и «Бюллетень норматив­ных актов федеральных органов исполнительной власти», выпускаемых издательством «Юридическая литература» Адми­нистрации Президента РФ.

В целях реализации государственной политики в сфере информатизации НТЦ «Система» осуществляет государст­венный учет и регистрацию баз данных и учет банков дан­ных правовой информации в Российской Федерации.

Необходимость значительного обновления нормативных правовых актов буквально во всех отраслях права и переход к законодательному закреплению открытости государст­венных структур, выпускающих правовую документацию, поставили новые задачи в области правовой информати­зации.

Сегодня создаются достаточно благоприятные условия для приведения уровня правовой информатизации в соот­ветствие с потребностями и возможностями информацион­ного общества. Тем не менее, на пути решения этой задачи пока остается ряд существенных препятствий. Рассмотрим более подробно причины возникновения этих препятствий и возможности их преодоления.

Известно, что одним из наиболее эффективных средств распространения правовой информации с использованием современных информационных коммуникационных техно­логии является применение автоматизированных информа­ционно-поисковых систем и справочных правовых систем.

Анализируя опыт создания таких систем в нашей стране, можно отметить ряд особенностей. Во-первых, в них используются только специально создаваемые программные технологом н схемы сервисного обслуживания. Во-вторых, жесткая конкуренция отечественных компаний и активное развитие справочных правовых систем на протяжении более 15 лет обеспечили эффективность использования этих сис­тем и вывели информационный сервис на мировой уровень услуг в этой области. В-третьих, большинство используемых в России справочных правовых систем является продукци­ей негосударственных отечественных компаний.

Представляется заслуживающим внимания проведение исследований, направленных на кардинальное изменение технологии опубликования принятых соответствующими органами власти нормативных правовых актов.

Современный уровень информационных технологий и опыт применения электронной подписи позволяют прин­ципиально по-новому подойти к проблеме официального электронного опубликования нормативных правовых актов с использованием справочных правовых систем.

Задача

Формулировка задачи

Глава администрации Ивановской области издал распоряжение, где указал, что органы ГИБДД Ивановской области и их должностные лица, принявшие решение о наложении штрафа в качестве меры административной ответственности, должны 50% этих денежных средств зачислять в бюджет Ивановской области и 50% - в местные бюджеты.

С использованием правовых поисковых систем составьте мотивированное правовое заключение об этом решении.

Путь решения задачи

1) Для решения задачи понадобится СПС Гарант

2) На рабочем столе компьютера открываю ярлык Гарант

3) Формулирую ключевое слово

4)В базовом поиске СПС Гарант набираю ключевое слово «полномочия органов местного самоуправления»

5)Нажимаю «Найти» с применением дополнительного фильтра «Акты органов власти»

6) Открывается список состоящий из 60 документов по запросу

7) Анализирую список предложенных документов

6)Под вторым номером в списке, найденных документов находится Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

8) Открываем его

9) Изучаем данный документ

10) Выбираю подходящее решение (статью 14-15) моей задачи

11)В ходе анализа данного документа, делаем вывод что статьи ФЗ-131 с 14 по 15 регламентирующие полномочия органов местного самоуправления, подходят для решения данной задачи. Изучив данный документ я делаю вывод, что в полномочия ОМСУ не входят права распоряжаться распределением штрафов органов ГИБДД.

Ответ

По условиям задачи требовалось, используя правовые поисковые системы, составить мотивированное правовое заключение о распределении денежных средств, взыскиваемых в качестве штрафов органами ГИБДД, в бюджет Ивановской области. Я пришел к выводу, что согласно федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), действия главы администрации Ивановской области считать не легитимными. Поскольку в полномочия ОМСУ не входят права распоряжаться распределением штрафов органов ГИБДД.

Заключение.

Важную роль в процессе обучения студента – юриста в высшем учебном заведении отводиться его самостоятельной работе сосправочно-правовыми системами. За время прохождения учебной практики мной были освоены принципы работы со справочно-правовыми системами, научился находить правовые акты, были освоены методы поиска, подбора и заполнения документов по юридической ситуации. Приобретены навыки формирования и систематизирования результатов своей работы.

Практика помогла мне научиться самостоятельно решать определенный круг задач. В частности, я научился составлять некоторые виды гражданско-правовых договоров, анализировать их содержание и их форму. Я понял, что на практике будет востребована основная часть знаний, полученных мной на занятиях. Я осознал, что в настоящий момент, время быстрого обновления законодательной базы, нельзя недооценивать значения электронных информационных систем, таких как правовая система «Гарант».

За время прохождения практики приобрел необходимые теоретические и практические навыки работы со справочно-правовыми системами, такими как «Гарант» и «Консультант Плюс». С их помощью самостоятельно были выполнены и решены теоретические задачи. Я освоил азы применения норм Российского права на практике, понял, как работают некоторые законы, подзаконные акты, которые мне были непонятны, осознал их значимость в практической деятельности.

­­­­­­­­­­­­­­­______ __________________________

(подпись преподавателя-руководителя практики) (подпись студента)

«__»______________2015 год. «__»__________2015 год.

Наши рекомендации