Государственная политика в сфере формировании информационных ресурсов и информатизации.

Важнейшим системообразующим актом в области обращения документированной информации является Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». Отношениям по поводу формирования и использования информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации посвящена гл. 2 этого Закона «Информационные ресурсы».

Закон закрепляет обязанность государства в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации через разработку и реализацию государственной политики в этой области, которая направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения при решении стратегических и оперативных задач социального и экономического развития РФ.

Государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизациинаправлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития РФ.

Процессами формирования ИС — процессами ин­форматизации — в России стали серьезно заниматься с начала 90-х годов. Вначале Комитет при Президенте РФ по политике информатизации, а в настоящее время в ре­зультате ряда структурных реорганизаций Минсвязи России возглавляет работы по организации этих процессов, координации действий научных и конструкторских организаций.

Несмотря на сложности, обусловленные переход­ной экономикой, быстрым развитием отечественного рынка информационных, компьютерных и телекомму­никационных технологий, государственная политика информатизации приобрела в настоящее время концеп­туальную целостность. Созданы важные правовые, ор­ганизационные и экономические условия для развития информационной и коммуникационной инфраструкту­ры, системы распространения и использования инфор­мационных ресурсов. Существенное внимание уделяется разработке законодательства в этой области. Так, в сен­тябре 1992 года принят Закон "О правовой охране про­грамм для электронных машин и баз данных", в ноябре 1994 года - Закон "Об обязательном экземпляре доку­ментов", в феврале 1995 года - Закон "Об информации, информатизации и защите информации", в июне 1996 го­да - Закон "Об участии в международном информаци­онном обмене". По проблемам информатизации выпу­щено большое количество указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, а также руководящих и организационно-методических материалов различных государственных организаций. Здесь нам представляется полезным остановиться на основных элементах понятийного аппарата информа­тизации, введенных в упомянутых выше, нормативно-правовых документах.

Прежде всего дадим определение собственно тер­мину "информатизация". В Законе "Об информации, ин­форматизации и защите информации" это понятие опре­делено следующим образом:

Информатизация - организационный со­циально-экономический и научно-технический процесс создания оптималь­ных условий для удовлетворения инфор­мационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправле­ния, организаций, общественных объеди­нений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Основными направлениями государственной полити­ки в сфере информатизации являются:

• обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;

• формирование и защита государственных инфор­мационных ресурсов; создание и развитие феде­ральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимо­действия в едином информационном пространстве Российской Федерации;

• создание условий для качественного и эффек­тивного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объ­единений на основе государственных информаци­онных ресурсов;

• обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информати­зации.


Наши рекомендации