Внимание, потребности, эмоции
С формированием механизмов восприятия тесно связано и развитие механизмов организации других компонентов познавательной деятельности и, прежде всего, внимания.
Роль внимания состоит в создании общей мобилизационной готовности к деятельности и ее избирательной организации в соответствии с актуализированной потребностью.
Двусторонняя связь восприятия и внимания способствует прогрессивному развитию в онтогенезе обоих процессов. Развитие сенсорных систем (блок анализа и обработки информации по А.Р. Лурия) и совершенствование воспринимающей функции мозга определяют возможность привлечения внимания к более сложным признакам объекта, а это, в свою очередь, способствует его более глубокому и полному описанию и опознанию.
Внимание, как и восприятие, является сложно организованной системой, включающей мозговые структуры разного уровня (см. гл. 7). Общая мобилизационная готовность обеспечивается ретикулярными и лимбическими структурами, оказывающими активирующее облегчающее влияние на корковые процессы (блок поддержания тонуса и бодрствования). Избирательность и направленность внимания создаются системой регуляции и контроля активации на основе проанализированной информации и в контексте доминирующей потребности. Высшим звеном этой системы являются лобные отделы коры (третий блок по А.Р. Лурия).
Функциональная многоплановость; внимания, сложность и многоуровневость его мозговой организации определяют постепенность его созревания в онтогенезе и возрастные особенности его взаимодействия с другими психическими процессами.
Параметр новизны как детерминанты внимания в младенческом возрасте сохраняет свое значение в дошкольный период и является ведущим фактором развития познавательной деятельности. Приблизительно около 4-х лет отмечается всплеск интереса к новому, активный поиск новизны, проявляющийся в бесконечных «почему»? Специфика этого периода состоит в том, что к имевшемуся предпочтению новизны добавилось и стремление к разнообразию, что можно связать с вовлечением в мозговую систему внимания ключевой структуры лимбического мозга - гиппокампа. Важное значение в изменении характеристик внимания имеют и возрастные преобразования системы восприятия в 3-4-летнем возрасте - описанное ранее повышение функциональных возможностей обработки информации. С 4-х и до 7 лет идет быстрое нарастание объема I внимания.
Поведенческая реакция на «очень интересное новое» (непроизвольное внимание) часто проявляется в застывании с приоткрытым ртом и фиксации глазами предмета (ввод информации). В ЭЭГ, как и в младенческом возрасте, наблюдается увеличение амплитуды и представленности медленных волн, в основном тета-ритма, отражающего эмоциональный тип реакции активации (рис.23).
Внимание базируется на принципе удовольствия, непосредственном предпочтении. Принцип удовольствия является важным фактором развития психической жизни и деятельности ребенка, оказывая стимулирующий эффект, который организм стремится максимизировать. Действительно, функциональная роль эмоциональной активации, «обслуживающей» стремление к впечатлениям (вариант познавательной мотивации для этого возраста), состоит в поддержании интереса и внимания к стимулу для облегчения его восприятия и анализа.
Рис.23. Незрелый вариант реакции активации в ЭЭГ ребенка 3лет 6мес. в ответ на первое предъявление стимула (отметка на верхней линии). Отведения обозначены слева от кривых. Две нижние линии - регистрация сердечного ритма и КГР
Это особенно важно для 3-5-летних детей, когда система восприятия носит определенные черты незрелости. Еще не специализировано участие заднеассоциативных структур в зрительном восприятии, что определяет затруднения в анализе сложных изображений, не имеющих аналогов в индивидуальном опыте ребенка. При появлении незнакомых абстрактных стимулов дети ограничиваются их общих осмотром и беглым впечатлением. Недостаточность процессов переработки и оценки информации компенсируется, согласно представлениям П.В. Симонова, эмоциональной активации, которая, пролонгируя общение с объектом, способствует продуктивной реализации тех перцептивных возможностей, которые имеются к данному возрасту.
Возрастные особенности внимания проявляются и в динамике его вегетативных компонентов. Изменения ЧСС отражают направленность процессов внимания на облегчение разных операций восприятия. Если внимание направлено на облегчение приема и анализа стимула - «открывание сенсорных входов», это проявляется в замедлении ЧСС. При облегчении процессов обработки информации отмечается учащение сердцебиений. Для 3-4-летних детей, так же как и для детей раннего возраста, характерно длительное, до нескольких секунд, замедление ЧСС, отражающее продолжительность анализа нового стимула, что и требует поддержания внимания, осуществляющегося за счет эмоциональной активации.
Существенные изменения в организации системы восприятия с 6 лет - специализированное вовлечение в анализ и обработку зрительной информации заднеассоциативных отделов - создает условия для углубленного восприятия предметов, оперирования большим набором признаков. Этому соответствует качественное изменение электрофизиологического коррелята внимания. Усиление тета-ритма в ответ на новые стимулы начинает перемежаться со зрелым типом реакции активации - блокадой (десинхронизацией) альфа-ритма в каудальных отделах коры. Вовлечение альфа-ритма в процесс внимания по зрелому типу и локализация ЭЭГ реакции активации имеют важнейшую функциональную значимость. Десинхронизация альфа-ритма, отражающая «распад» сложившейся в состоянии покоя функциональной организации мозга, создает условия для формирования новой системы анализа информации, необходимой для снятия неопределенности, расширяет сферу действия внимания, обеспечивая его направленность не только на стимулы, обладающие непосредственной привлекательностью, но и на более широкий спектр внешних воздействий; изменяется характер влияния внимания на другие психические функции, в особенности на процесс восприятия.
В старшем дошкольном возрасте обнаруживается возможность произвольной регуляции зрительного восприятия по внешней инструкции. Анализ динамики регионарных ВП при обусловленной инструкцией необходимости выделения значимого стимула и быстрого на него реагирования показал, что 3-4-летние дети, даже повторяя инструкцию, не могли соответствующим образом организовать свою деятельность; значимые изменения параметров ВП и времени реакции при переходе от спокойного наблюдения к мобилизационной готовности не были обнаружены. Начиная с 4-5-летнего возраста, отмечается увеличение амплитуды ВП (облегчение ответа), одинаково выраженное во всех отведениях (рис. 24). К концу дошкольного возраста это облегчение носит более выраженный и локальный характер, проявляясь в лобных и центральных областях коры, с которыми связана оценка значимости и организация ответного действия. Поведенческим проявлением успешности выполнения задачи является сокращение времени реакции на значимый стимул.
Развивающаяся в дошкольном возрасте возможность произвольной регуляции деятельности по внешней инструкции является предпосылкой способности ребенка к управлению своим вниманием. Скачок в структурно-функциональном созревании лобных областей к 6-7 годам создает физиологическую основу осознанной регуляции активационных процессов - включение механизмов произвольного внимания. Реализация этих возможностей на данном этапе развития требует участия взрослого, направляющего и организующего внимание ребенка. Это может быть осуществлено как в процессе игровой деятельности, так и с помощью речи. Для ребенка-дошкольника предпочтительнее игровая ситуация, учитывая, что игровая деятельность - ведущая на данном этапе развития. Она является источником и способом удовлетворения познавательной потребности. В игре, которая для ребенка эмоционально окрашена, моделируется деятельность человека, вырабатываются и усваиваются правила. Ребенок получает удовольствие от следования правилам и постепенно переходит к построению внутренних программ поведения.
Рис24. Сопоставление вызванных ответов, регистрируемых от четырех областей коры - сверху вниз: затылочной, височно-теменно-затылочной, центральной и лобной при спокойном наблюдении за предъявляемыми изображениями (пунктир) и при необходимости выбора одного, значимого сигнала и быстрого реагирования (сплошная линия). Начало ответа совпадает с моментом предъявления изображения.
Родителям, и в особенности воспитателям детского сада, нужно также учитывать, что игровая деятельность должна быть направлена не только на следование определенным правилам, но и на стимуляцию ребенка к экспериментированию, созданию своих вариантов игры. Это способствует развитию творческих возможностей ребенка, формированию собственных программ поведения и саморегуляции внимания.
Моделированию окружающего мира, построению внутренних программ поведения способствует изобразительная деятельность ребенка. Так же как и игра, она углубляет осмысление интересующих ребенка сюжетов, способствует созданию внутренних планов. Их слабая сформированность нуждается в материальных опорах, одной из которых является рисунок. Художественное воспитание в этом возрасте оказывает огромное влияние на развитие познавательных и творческих возможностей ребенка. Присущая дошкольнику высокая эмоциональность реализуется в процессе художественного творчества. Это самовыражение в рисунке чрезвычайно важно, оно требует положительного подкрепления со стороны взрослого.
Речь и мышление
Усложняющейся деятельности ребенка соответствует развитие речи как средства общения и планирования поведения. В общении с взрослыми обогащается словарный запас, начинают строиться правильные конструкции предложений, рассказ и пересказ. Структурной основой речевого развития являются преобразования нейронного аппарата речевых полей ассоциативных корковых зон. На протяжении дошкольного возраста речь ребенка постепенно превращается в средство планирования и регуляции его деятельности, сливаясь с мышлением. Это осуществляется при непосредственном участии лобных областей коры.
Речь ребенка, возникающая в процессе деятельности и обращенная к самому себе, - так называемая эгоцентрическая речь - претерпевает существенные изменения на протяжении дошкольного возраста. Вначале она проявляется как констатация и комментирование деятельности, а к концу этого периода опережает и направляет практическую деятельность - план поведения, высказанный вслух. Подвергаясь интериоризации, эгоцентрическая речь превращается во внутреннюю, являющуюся основой мышления.
Таким образом, дошкольный возраст является важным этапом в развитии психических процессов, определяющих функциональные возможности ребенка к началу обучения. В реализации этих возможностей существенная роль принадлежит направляющим влияниям взрослого.
Проверь себя
1.Какие факты характеризуют специфику процессов восприятия и запечатления информации в дошкольном возрасте?
2.Каковы особенности потребностной и эмоциональной сфер в 3-4-летнем возрасте и как они связаны с процессом внимания?
3.Как по поведенческим проявлениям можно судить о нормальном ходе развития познавательной потребности и эмоциональной сферы ребенка?
4.Какие факты свидетельствуют о существенных психофизиологических преобразованиях к концу дошкольного периода?
5.Какие новообразования в старшем дошкольном возрасте обусловливают готовность к систематическому обучению в школе?
6.Как, используя функциональные возможности ребенка дошкольного возраста, можно способствовать целенаправленному формированию произвольной регуляции поведения и развитию познавательной деятельности?
14
Психофизиология младшего школьного возраста
Начало систематического обучения в школе - переход к новым социальным условиям - ставит перед ребенком новые задачи и является стрессогенным фактором. Знание физиологических механизмов, определяющих особенности психических процессов и функциональные возможности ребенка в процессе обучения, является важнейшим условием адаптации к школе.