Влияние на эмоции, потребности и отношения

Эмоции — это внутренние раздражения типа удоволь­ствия/неудовольствия. В целом можно заключить, что су­ществует стремление избегать неудовольствия и искать удо­вольствие. Некоторые чувства называются потребностями, например потребность избавиться от неудовольствия, выз­ванного голодом, усталостью, естественными надобностями. Эмоциональный настрой к людям, группам, объектам, дей­ствиям и явлениям называется отношением. Благодаря опы­ту различные чувства ассоциируются с явлениями окружаю­щего мира.

Эмоции

Чувственная жизнь - - это та сфера, которая у людей, про­живающих в закрытых учреждениях, нарушена сильнее все­го. Одна из важнейших причин этого - - отсутствие глубо­ких, стабильных эмоциональных отношений с одним или не­сколькими людьми. В целом ряде публикаций доказывается,

что скудость общения и депривация людей с интеллекту­альными нарушениями приводит к тому, что они становят­ся безропотными, непритязательными, ожидающими одобре­ния окружающих и менее способными справиться с неуда­чами.

При сравнении групп людей, живущих в обычных усло­виях и в закрытых учреждениях, выяснилось, что те, кто проживает в нормальных условиях, являются более зрелы­ми в социальном отношении. Тем же, кто живет в закры­тых учреждениях, сложнее наладить отношения с окружаю­щими, и поэтому такие люди становятся более легкомыс­ленными и неразборчивыми в своих отношениях. Их заня­тия менее конструктивны. Вместо этого развиваются раз­личные формы самостимулирования (например, такие люди раскачиваются, сосут палец, бьются головой), а также, в раз­личной степени, самодеструктивность.

Дети с интеллектуальными нарушениями из закрытых учреждений улыбаются в полтора раза реже детей, живущих в семьях. Для жителей больших учреждений открытое вы­ражение радости (смех) или горя (плач) менее типично. У людей с интеллектуальными нарушениями, проживающих в закрытых учреждениях, чаще встречаются нарушения эмо­циональной сферы, - - одной из причин является, очевидно, то, что в учреждения направляются именно такие люди, у которых уже есть эмоциональные нарушения. Между тем одно обширное исследование показывает, что закрытые уч­реждения нередко способствуют появлению новых наруше­ний и сами их формируют. Ни одно исследование не показа­ло, что проживание в закрытых учреждениях является бла­гоприятным для эмоционального развития и адаптации. Особенно оно вредно для детей и для людей с серьезной за­держкой развития, то есть для беззащитных.

Что же тогда дает толчок к этим нарушениям? Чув­ственное развитие основывается на глубоких, стабильных эмоциональных контактах. Всем детям необходимы та­кие контакты, а тем, у кого в детском возрасте контактов не было, нужно предоставить возможность их наладить. Иначе

отсутствие эмоционального общения приведет к серьезным проблемам.

Эмоциональное взаимодействие должно проходить с од­ним или несколькими зрелыми в чувственном отношении людьми. В семье, как правило, эту функцию выполняет мать. Важнейшим условием является чуткость к потребностям человека с интеллектуальными нарушениями и умение по­мочь ему найти баланс (что подчас очень трудно) между его потребностями и требованиями и реальными возможно­стями.

Небольшая группа людей, будь то родители или персо­нал, которые в домашней обстановке способны дать человеку эти стабильные, глубокие контакты, может дать детям (или пожилым людям, не имевшим их ранее) необходимый фун­дамент как для эмоционального развития, так и для разви­тия личности и интеллекта. Если эмоциональные связи (на­сыщенная эмоциональная атмосфера и общение) не сформи­рованы в родительском доме, то переезд из родительского дома (расставание) в закрытое учреждение станет невероят­но болезненным и мучительным процессом, который, если он неправильно организован, может привести к эмоциональ­ной инвалидности.

Если же, наоборот, эмоциональные отношения с родите­лями были насыщенными, если переезд проходил осторожно и поэтапно, если контакты с родителями сохранялись, если кто-нибудь из обслуживающего персонала установит стабиль­ные, глубокие эмоциональные контакты и станет для ребен­ка человеком, заменяющим родителей, если группа, в кото­рую ребенка переводят, небольшая, а жилищные условия нор­мальные, - тогда расставание с родительским домом не обязательно должно привести к шоковым потрясениям или к нарушениям.

Влияние расставания на эмоции

Способность ребенка справиться с расставанием с го­дами развивается, если он все время ощущает надежную

эмоциональную связь с одним или несколькими взрослыми. В дошкольном возрасте, особенно до трех лет, каждое новое расставание является очень болезненным, и с ребенком нуж­но обходиться чрезвычайно мягко, чтобы разлука не привела к эмоциональным нарушениям. У детей, обделенных эмоцио­нальными контактами и перенесших разлуку с семьей, раз­вивается страх перед расставанием. Они становятся трусли­выми «маменькиными сынками» или проявляют апатию и легкомыслие.

Когда ребенка отдают в учреждение, его реакция обычно проходит три стадии. Сначала протесты, злость и плач, по­том паническое цепляние за родителей, пришедших навес­тить ребенка, и после этого равнодушие и безынициативность, причем родители рассматриваются как чужие люди. Одно­временно с протестами и плачем появляются нарушения сна и отказы от еды или других видов деятельности. На более поздней стадии вместо отказа от еды может появиться про­жорливость. Усиливается восприимчивость к инфекционным заболеваниям. Многие перестают контролировать отправле­ние естественных надобностей, и у многих становится беднее язык.

Это наглядно доказали результаты обследования детей и с нормальными умственными способностями, и с интеллекту­альными нарушениями. Все, кто работает в закрытых уч­реждениях, знают, с какой болью связано расставание детей с родителями. Воспоминания о расставании настолько ужас­ны, что ни ребенок, ни взрослые не решаются говорить об этой проблеме, но она постоянно возвращается в их фантази­ях и сновидениях. Наиболее сильный страх проявляют те, чьи родители неоднократно обещали забрать ребенка домой, но так и не сделали этого.

Расставание с родителями и скудость эмоциональной жиз­ни в закрытом учреждении причиняет наибольший вред. Пер­спективы терапии вызванных этим нарушений эмоциональ­ной сферы у людей с интеллектуальными нарушениями (как и у других людей) в целом благоприятны. Однако для тера­пии детей, у которых нарушения появились в раннем возра­сте, требуются значительные усилия.

У детей, которые с самого рождения живут в социальной изоляции, появляются серьезные интеллектуальные и эмо­циональные нарушения. Недостаток любви лишает таких детей фундамента для развития самоконтроля и приводит к неконтролируемым приступам агрессии и страха или к апа­тии. У детей, которые никогда не испытывали основополага­ющего для их развития чувства эмоциональной общности, в целом наблюдались определенные улучшения в терапев­тическом отношении, но нередко эти успехи носили весьма ограниченный характер.

Если же переезд в закрытое учреждение, наоборот, орга­низуется таким образом, чтобы - - наряду с установлением новых, глубоких, стабильных контактов внутри небольшой группы - - контакты с родителями сохранились, то расстава­ние не обязательно должно причинить ребенку вред. Если потом предоставляется возможность наладить близкие и глу­бокие эмоциональные контакты и определенной широты со­циальные контакты с разными людьми, а также иметь лич­ную жизнь, то проживание в закрытом учреждении вовсе не обязательно должно быть сопряжено с потрясениями, вызы­вающими нарушения эмоциональной сферы.

Другим значимым фактором, типичным для закрытых учреждений, является то, что проживающие в них люди стал­киваются с непредсказуемыми и не поддающимися влиянию событиями. У разных сотрудников существуют разные пра­вила и установки, в повседневной жизни происходят измене­ния, товарищей или самого проживающего переводят в дру­гое место и т. д. В рамках одного эксперимента людям с серьезной задержкой развития передали часть ответствен­ности, и у них появилась возможность самим выбирать или отказываться от чего-либо. И они стали более удовлетворен­ными, более заинтересованными в окружающем мире, менее замкнутыми и менее «отсталыми». Исчезли самодеструктив-ность и многие стереотипы.

Вследствие нарушения интеллекта люди с интеллекту­альными нарушениями особенно восприимчивы к непред­сказуемым изменениям. Проживание в большой тревожной

группе повышает уровень беспокойства у всех членов груп­пы и затрудняет их дальнейшее развитие.

Другими причинами являются изоляция, нехватка жиз­ненного пространства и отсутствие возможностей для лич­ной жизни. Это • - так же как и депривация и связанные с расставанием шоковые потрясения • касается людей с нормальными умственными способностями в той лее мере, что и людей с серьезной задержкой развития. Размер жилой площади, который, согласно нормам, является достаточным, может оказаться недостаточным, если это единственное по­мещение, в котором приходится проводить и день, и ночь. Постоянное существование бок о бок с другими людьми на ог­раниченной территории сильно нарушает эмоциональное рав­новесие.

Возможность побыть наедине с самим собой тогда, когда этого хочется, и расслабиться или заняться чем-нибудь ин­тимным (поплакать, помастурбировать, отправить естествен­ные надобности) важна и для людей с серьезной задержкой развития.

Таким образом, можно сделать вывод: нарушения эмоцио­нальной сферы очень типичны для закрытых учреждений. Важнейшими причинами являются отсутствие эмоциональ­ного стимулирования (депривация), а также прерванные эмоциональные контакты — прежде всего с родительским домом. Дополнительным фактором является также непред­сказуемая и не поддающаяся влиянию обстановка в за­крытом учреждении.

Потребности

Ранее уже отмечалось, что из-за расставания и переезда в закрытое учреждение могут негативно изменяться различ­ные потребности. Реакциями на это могут стать зверский аппетит или отсутствие аппетита. Нарушения сна, связанные

с расставанием, могут перейти в сонливость и в постоянное желание спать - - это следствия разрыва с родными и соб­ственного бессилия.

В одном исследовании проводилось сравнение двух групп детей с интеллектуальными нарушениями: 40 детей были переведены в закрытое учреждение, а 25 детей продолжали жить дома. Все они имели синдром Дауна. У детей из пер­вой группы - - которых перевели в закрытое учреждение -ухудшилось умение пользоваться туалетом, а также двигать­ся и самостоятельно есть. Дети с серьезной задержкой раз­вития из второй группы, имеющие большее жизненное про­странство и, к тому же, защищенные от чужих взглядов, мень­ше пачкали постельное белье и размазывали собственные экскременты.

В одном очень похожем на больницу закрытом учреж­дении для самых тяжелых инвалидов проводилось исследо­вание того, как влияют на таких людей активизация лич­ного участия персонала и проживание в небольшой группе. Были отобраны три группы людей с интеллектуальными нарушениями, в одной из которых были тяжело поддающи­еся уходу, в другой - - апатичные и равнодушные, а в тре­тьей - - агрессивные. Эти группы должны были в течение трех месяцев проживать в нормальных квартирах, которые были оборудованы внутри учреждения. Благодаря небо л ь-шому количеству людей в группе, децентрализованной от­ветственности, активному личному участию персонала и человеческим жилищным условиям произошли важные и серьезные изменения. Спустя всего лишь месяц количест­во грязного постельного белья и одежды уменьшилось на 1,8 кг в день в расчете на одного человека. Развитие навы­ка пользования туалетом может рассматриваться как пря­мое следствие улучшения адаптации и ослабления страхов, выраженное здесь в психосоматических функциях. Кроме того, наблюдалось снижение агрессивности, ослабление бес­покойства, улучшение концентрации и другие позитивные реакции. Персонал получал более стимулирующие задачи и мог больше времени уделять подопечным и меньше време­ни, например, уборке.

Результаты изменения окружающей обстановки показы­вают в первую очередь, что даже люди с серьезнейшей задержкой развития, при соответствующих условиях, вос­приимчивы к обучению и могут достичь такого уровня функ­циональных умений, который сделает возможной элемен­тарную социальную адаптацию.

Отношения

Анализ исследований показал, что совсем немного со­общений касаются отношения людей с интеллектуальными нарушениями к различным формам проживания или же влияния различных форм проживания на такое отноше­ние.

В одном исследовании, описывающем отношения людей с незначительной задержкой развития к своим жилищным условиям, 71% участников упоминают, что они недовольны тем, что дверь не запирается, а 31% сообщают, что у персона­ла отсутствует привычка постучаться, прежде чем войти. Было установлено, что дети с интеллектуальными нарушени­ями, помещенные в закрытые учреждения, были лишены кон­тактов со взрослыми, а также одобрения с их стороны, и по­этому им более важно, чем детям без умственных наруше­ний, получать подтверждение такого одобрения. Им также более важно угодить взрослым, и довольствуются они мень­шим, чем другие дети. В разделе, посвященном эмоциям, го­ворилось о том, что у людей с интеллектуальными наруше­ниями, живущих в закрытом учреждении, более поверхност­ное социальное общение. Они также более неразборчивы в своих попытках установить контакты.

Нереалистичное мышление и пустые мечтания у людей с интеллектуальными нарушениями могут быть следствием нарушений и плохих контактов с реальной действительнос­тью. Преобладающей несбыточной мечтой у людей с умерен­ной задержкой развития, помещенных в закрытое учрежде­ние, является мечта о воссоединении со своей семьей.

Взаимоотношения между эмоциями и умственными способностями

Эмоциональное созревание и развитие не зависят от ум­ственных способностей. Человек может иметь высокую сте­пень умственных способностей, а в эмоциональном отноше­нии быть зрелым или незрелым. Точно так же человек мо­жет отставать в плане интеллекта, а в эмоциональном отно­шении - - быть зрелым или незрелым.

Равнодушие и апатия у людей с интеллектуальными на­рушениями, проживающих в закрытых учреждениях, иног­да истолковывались таким образом, будто у них чувства или совсем отсутствуют, или более слабые, и им все равно, как выглядит окружающий мир. Это, как следует из приве­денных выше исследований, абсолютно ошибочное заключе­ние. Даже если люди с серьезной задержкой развития не могут выражать свои чувства в вербальной или понятийной форме, они могут делать это при помощи языка сигналов или жестов. Тогда становится понятно, что они переживают расставание с кем-нибудь из любимых так же сильно, как и другие люди.

Следовательно, дело не в том, что нарушения эмоциональ­ной сферы зависят от интеллектуального нарушения, а в том, что они прежде всего зависят от ухода за такими людьми.

Пришлось сделать следующий вывод: нарушение эмоцио­нальной сферы, которое, как считалось, зависит от умствен­ной отсталости, на самом деле является порождением той среды, в которой люди с интеллектуальными нарушения­ми вынуждены проживать.


Наши рекомендации