Сущность процессов, их значение, классификация и возрастные особенности формирования и развития (Речь, Мышление, Внимание, Эмоции, Память, Сон, Мотивация)

Память — это способность запоминать, хранить, узнавать и воспроизводить информацию, в основе которой лежит деятельность нервной системы.

Противоположностью процесса запоминания является забывание.

Виды памяти классифицируют по форме проявления (образная, эмоциональная, логическая, словесно-логическая), по временной характеристике, или продолжительности (мгновенная, крат­ковременная, долговременная). Мгновенная, или сенсорная память необходима для обеспечения головного мозга возможностью выделения отдельных признаков и свойств сенсорного сигнала, распознавания образа. При достаточной силе воздействия она переходит в разряд кратковремен­ной памяти, которая необходима для выполнения текущих поведенческих и мыслительных опе­раций. Ей также свойственны процессы забывания, и лишь наиболее важная информация пере­ходит в долговременную («вечную») память.

В основе механизмов памяти лежат передача нервных импульсов между нейронами коры го­ловного мозга, а также накопление специфических пептидов, формирующих памятные следы.

Запоминание информации определяется многими составляющими, ведущую роль среди кото­рых играют внимание, эмоции и объем памяти.

Вниманиемназывается сосредоточенность психической деятельности на определенном объек­те, с помощью которого обеспечивается отбор необходимой информации.

Различают непроизвольное и произвольное внимание. Непроизвольное внимание возникает помимо воли человека. Оно обычно сохраняется до тех пор, пока объект сохраняет новизну, и утрачивается, как только он перестает вызывать интерес. В основе непроизвольного внимания лежит ориентировочный рефлекс. Произвольное внимание связано с волевым сосредоточением на определенном предмете или явлении, которое может не вызывать интереса, но быть необходимым.

Эмоции — это субъективные реакции животных и человека на внешние и внутренние раздра­жители, которые проявляются в виде неудовольствия или удовольствия, радости, страха, гнева и т. д. Эмоции тесно связаны с понятиями «потребности» и «мотивации», поскольку именно с воз­можностью их удовлетворения или неудовлетворения связаны проявления эмоций. С физиологи­ческой точки зрения эмоции — это активные состояния структур мозга, регулирующие поведение таким образом, чтобы достичь максимально положительных результатов на фоне минимизации отрицательных.

Различают эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Эмоциональные состояния, или настроения — это субъективные переживания, отражающие от­ношение данного индивидуума к окружающему миру и к самому себе, например радость, грусть, ярость и др. Изменения же в организме, сопровождающие эмоциональные состояния, называются эмоциональными реакциями. К ним относятся улыбка, смех, плач. Эмоции же, порождаемые со­циальными или духовными потребностями, принято называть эмоциональными отношениями, иличувствами. От эмоциональных состояний их отличает направленность на конкретный объ­ект. К ним относятся любовь, ненависть, ревность, зависть.

В отличие от животных, человек способен не только непосредственно воспринимать предметы и явления с помощью органов чувств, но и анализировать их свойства, находить общее и разли­чия, а также создавать новые образы и синтезировать ситуации, т. е. ему свойственно мышление.

Мышление— это процесс опосредованного, обобщенного отражения действительности с ее связями, отношениями, закономерностями. Оно позволяет не только связать какие-то объекты и явления на основе имеющегося опыта, но и спрогнозировать развитие ситуации. Отличительной особенностью человеческого мышления является его неразрывная связь с языком, речью.

Язык —это социальное средство хранения и передачи информации, для которого характерна системность организации единиц языка, хотя строение, словарный состав и другие характеристи­ки языков могут различаться. Язык прежде всего реализуется и существует в речи.

Речь —один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Она выполняет коммуникативную, регу­лирующую и программирующую функции. Коммуникативная функция речи заключается в осу­ществлении общения между людьми с помощью языка. Регулирующая функция речи реализуется в высших психических функциях — сознательных формах психической деятельности. Програм­мирующая функция выражается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамма­тических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию.

Сущность процессов, их значение, классификация и возрастные особенности формирования и развития (Речь, Мышление, Внимание, Эмоции, Память, Сон, Мотивация) - student2.ru

24. Понятия Анализатор и Органы чувств. Общий план строения анализаторов, примеры.

анализатор - единая сис-ма, включающая периферический (рецепторный) отдел, проводниковый и корковый (центральный).

орган чувств - периферический отдел анализатора сенсорной сис-мы.

СС - (более широкое понятие; включает и ассоциативные отделы г.м.) - часть нервной системы, состоящая из воспринимающих элементов — сенсорных рецепторов, получающих стимулы из внешней или внутренней среды, нервных путей, передающих информацию от рецепторов в мозг, и тех частей мозга, которые перерабатывают эту информацию.

Наши рекомендации