Основные проблемы внедрения ERP-систем
Несмотря на неоспоримые достоинства ERP-систем, существует целый ряд проблем, с которыми сталкиваются их пользователи.
1. Неэффективность внедрения. Эта проблема является основной и свидетельствует о том, что любая современнейшая технология будет полезна только в случае ее грамотного внедрения и использования. На многих предприятиях, потративших огромные средства на приобретение и внедрение ERP-систем, их сдача в эксплуатацию привела к отрицательным результатам. Следует сказать, что по данным зарубежных аналитиков, до 70% проектов внедрения ERP-систем завершаются неудачно. После долгого, болезненного и дорогостоящего внедрения многие предприятия, в конце концов, приходили к выводу, что практически аналогичных результатов можно было достигнуть и без установки ERP-систем (например, за счет обычной оптимизации бизнес-процессов на базе уже существующих аппаратно-программных средств).
По мнению аналитиков Boston Consulting Group (BCG), ERP-системы являются жизненно необходимыми для предприятий, однако успех внедрения зависит от того, удалось ли их адаптировать максимально близко к происходящим на предприятии бизнес-процессам. Результаты опроса респондентов свидетельствуют, что только каждое третье предприятие удовлетворено результатами внедрения ERP-системы при оценке по критериям ценообразования, ценовой эффективности, реального финансового воздействия и достижения поставленных целей. По данным BCG, около 50% пользователей ERP-систем оценивают свои финансовые, производственные и кадровые приложения, как не соответствующие поставленным целям (только около 30% респондентов оценивают внедрение ERP-системы, как успешное).
В то же время по данным Gartner Group, соответствие проектов внедрения плановым показателям оценивается для ERP-систем в 60% (из них "досрочные" внедрения – около 3%), а полностью провалившиеся проекты – в 10%. Достаточно показательны и другие результаты исследования BCG. Отмечается малое число успешных внедрений. Нет также убедительных доказательств пользы для предприятия от внедрения ERP-системы. В то время, как 60% респондентов считают, что их усилия по внедрению таких систем принесли значительную пользу, то 52% респондентов полагают, что они достигли поставленных бизнес-целей, и только 37% отмечают заметный положительный финансовый эффект после внедрения ERP-системы.
2. Сложность эффективной интеграции ERP-систем с приложениями третьих фирм (в первую очередь, с приложениями электронного бизнеса). Если ранее созданные ERP-системы были предназначены для интеграции только внутренних бизнес-процессов предприятия (например, прохождения заказов или проведения платежей), то в настоящее время все большее число пользователей хотят объединить свою внутреннюю систему (так называемую систему back-office) с внешней системой front-office, через которую осуществляется взаимодействие с клиентами и партнерами. Основная причина неудовлетворенности респондентов – неспособность ERP-систем успешно взаимодействовать с приложениями электронной коммерции.
3. Низкая производительность ERP-систем при интеграции их с приложениями электронного бизнеса (особенно, B2B), когда необходимо оперативно обрабатывать одновременные запросы многих тысяч пользователей о состоянии своих заказов.
4. Ограниченные аналитические возможности ERP-систем и недостаточная поддержка процессов принятия решений. ERP-системы хорошо справляются с получением и хранением данных, когда же дело доходит до анализа и обработки информации, то возможности ERP-систем оказываются весьма ограниченными. Схема данных, используемых для управления ресурсами предприятия, очень сложна. Все корпоративные данные находятся "внутри" ERP-системы, но они остаются "скрытыми" и извлечь их для анализа довольно сложно. Кроме того, ERP-системы недостаточно полно интегрированы с другими приложениями и внешними источниками информации, откуда поступают данные для аналитической обработки. Например, может стать труднодоступной критически важная бизнес-информация, необходимая для анализа состояния запасов, персонала, финансов, клиентов и др.
5. Слабые возможности по генерации сложных отчетов. В большинстве ERP-систем реализованы возможности получения только статичных (хотя и комплексных) отчетов. Существующие генераторы отчетов имеют весьма ограниченные возможности "погружения" вглубь данных по вертикали и совершенно не позволяют перемещаться между данными по горизонтали. В результате, даже обычные отчеты часто представляются в различных форматах и отображают информацию по одному и тому же запросу по-разному. Кроме того, отчеты разрабатываются отдельно для каждого случая, поэтому их приходится готовить заново при любом изменении бизнес-процессов, что отнюдь не способствует повышению производительности труда персонала предприятия. Вследствие этого, на мировом рынке присутствует большое количество генераторов отчетов разработки третьих фирм, непосредственно обращающихся к базам данных распространенных ERP-систем.