Политические функции СМИ
СМИ в системе массовой коммуникации |
Важнейшим инструментом реализации политических стратегий на информационном рынке являются
средства массовой информации. Еще в 1840 г., видимо, предчувствуя их будущее политическое влияние, О. де Бальзак (вслед за Э. Бёрком) назвал прессу «четвертой властью». С превращением же через столетие электронных СМИ, и прежде всего телевидения, в неотъемлемый элемент политического дискурса, главный инструмент проведения избирательных кампаний этот социальный механизм стал мощнейшим политическим институтом, который преобразил системные параметры публичной власти, содержание МИКС. В целом место СМИ в МИКС обусловлено их возможностями формировать медиаповестку дня в политическом дискурсе и оказывать влияние на механизмы принятия решений. Как свидетельствуют многочисленные исследования М. Маккоумза, Д. Шоу, Э. Роджерса и других ученых, рассматривая определенный набор проблем и организуя вокруг СМИ общественную дискуссию или же воздействуя на умонастроения граждан, далеко не всегда стремятся отражать интересы общества и давать людям объективную информацию. Этим обусловлена потребность государства и общества влиять на их информационную деятельность, задавать через СМИ собственные приоритеты в выдвижении и толковании политических проблем.
Если рассматривать процесс их политического позиционирования в его историческом развитии, то можно увидеть, что СМИ появились на политическом рынке как органы партийной печати и как постоянно расширяющие свою читательскую аудиторию газетные издания. Постепенно они не только наладили связи с населением, завоевали должный общественный авторитет, но и приучили рядового гражданина чувствовать себя участником общесоциальных процессов, осознавать свою принадлежность к государству и миру политики. Исторически сформировавшееся отсутствие политического нейтралитета, систематическое и непосредственное общение СМИ с рядовыми гражданами сделало их таким же привычным институтом политической социализации, как семья, церковь, система образования.
«...Борьба за установление независимой прессы как источника информации о деятельности государства и как форума для формулирования и выражения общественного мнения являлась важнейшей частью длительной борьбы за полностью представительную систему демократического правления»3.
Органическая взаимообусловленность действий властей и общественности активностью СМИ превращает последние в обоюдоострую систему контроля над поведением и сознанием этих политических контрагентов. Будучи главными «разогревателями» общественного мнения, стимулирующими его активность по общественно у значимым вопросам политического развития, СМИ в равной мере могут как спровоцировать массовый протест, политический скандал, кризис в отношениях власти и общества, так и предотвратить развитие конфликта, сделав, к примеру, доступной для общества определенную информацию. Однако взять под контроль деятельность СМИ, заставить их действовать в том или ином выгодном для себя направлении не способны ни власть, ни общество. В лучшем случае им удается лишь частично направлять деятельность отдельных газет, телеканалов или радиостанций.
Таким образом, в силу своего особого положения СМИ не могут быть целиком подконтрольны ни государству, ни обществу. Практика показала, что это особая, относительно самостоятельная и автономная структура, которая занимает свое исключительное место в МИКС. Как заметил Б. Макнайр, «то, что хочет сказать политический деятель, не обязательно отражается в том, что говорят СМИ»4. Не обязательно и не всегда отражается там и точка зрения общественности. Такая автономность политической позиции СМИ создает трудности как для элиты, так и гражданских структур, которые не могут добиться однозначного контроля за этим институтом. Поэтому интерес к выступлениям СМИ всегда зависит от контекста и позиций правящих кругов и общественности по тому или иному вопросу. Однако наиболее постоянными потребителями продукции СМИ следует считать политиков, для которых массовая информация является важнейшим условием их профессиональной деятельности.
Верным представляется вывод Тимоти Е. Кука: «...СМИ... функционируют как политический институт, выполняющий посредническую функцию, но к лучшему это или к худшему, зависит не только от общественности. В конце концов, необходимость в СМИ, с чьей помощью достигаются политические и управленческие цели, определяется без прямого участия широкой публики. Основное в
убирают одни «скучные» факты и придают характер сенсационности другим, стремятся сделать свои материалы оригинальными, своеобычно подают те или иные сообщения. Используя технологии политического маркетинга, они выстраивают рейтинги лидеров, формируют их имидж, поддерживают их контакты с населением. При таком оформлении сообщения о политических процессах неизбежно обретают развлекательный характер, а сама политика преобразуется в некое шоу, представление, карнавал. Конфликты в поле власти предстают в глазах обывателя не как групповая борьба, связанная с определенными политическими структурами и доктринами, участники которой имеют явные и скрытые намерения, жестко конкурируют друг с другом. Они воспринимаются как жизненная драма или спортивное состязание, на первом плане которой — эпизоды биографий героев, их моральные переживания, внешние атрибуты жизни. Одновременно СМИ являются и элементом структуры управления обществом. Ив данном контексте они больше зависят от власти, чем от общества. С их помощью государство и другие политические субъекты могут не только информировать население о целях и ценностях своей политики, но и моделировать отношения с общественностью в вопросах формирования представительных органов власти, состава правящих элит, поддержания авторитета соответствующих общественных целей, традиций и стереотипов. В науке даже сложилось «критическое направление», сторонники которого (Г. Шиллер, М. Смит, А. Моско и др.), опираясь на идеи П. Лазарсфельда и Г. Мертона, полагавших, что массовые коммуникации вносят вклад в укрепление социально-экономической системы, считают, что государственные органы через СМИ влияют на общественное мнение, направляя его в нужном направлении. Например, М. Херман полагает, что в США СМИ являются средством продолжения политики правительства, а их деятельность направлена не на информирование, а на формирование определенного общественного мнения, т.е. СМИ оцениваются им как ' элемент, встроенный в госструктуру. Иначе говоря, СМИ рассматриваются как мощнейший инструмент целенаправленного конструирования политических порядков, средство выстраивания необходимых власти связей и отношений с общественностью. Наряду с такими социальными нагрузками СМИ встроены и в рыночную систему.В круг их важнейших приоритетов органично входят коммерческие интересы (прежде всего прибыль) и отношение к информации как к товару. Это на сегодняшний день определяющий фактор в деятельности СМИ, он формирует все их интересы и профессиональные усилия. |
деятельности СМИ... вывод коммуникаций в среде политических I I )
элит на качественно новый уровень»5. ' ■ '
Главной причиной такой самостоятельности и неподконтрольности СМИ является то, что этот институт одновременно включен в различные системы социальных отношений.По аналогии с тем, что человек как потребитель массовой информации является одновременно гражданином, потребителем продукции, зрителем, членом семьи, представителем той или иной профессии, так и СМИ одновременно выступают как элемент разных социальных систем.
Прежде всего СМИ — элемент системы представительстваинтересов граждан, так как они стали незаменимым механизмом трансляции потребностей населения и в то же время объектом внимания политического класса и официальных институтов. Именно в этом качестве СМИ существенно изменили не только стиль, но и процедуры формирования государственных органов, процесс отбора правящей элиты, проведения основных политических кампаний в государстве. Например, на выборах люди зачастую ориентируются не на программы кандидатов и их партийную принадлежность, а на то, что и как покажет телевидение о жизни и деятельности кандидата, какие сведения об этом человеке появятся в газетах.
Обозреватели популярных изданий, телекомментаторы, ведущие репортеры и специалисты по рекламе оказались чуть ли не главными выразителями общественного мнения и тем самым вошли в круг интеллектуальной политической элиты, обслуживающей интересы «среднего» европейца, американца, австралийца. Став для рядовых граждан одним из самых привлекательных механизмов политического участия, СМИ превратились в необычайно эффективного посредника в отношениях населения и власти. Благодаря определенной открытости, оперативности в формулировании оценок и позиций, широким возможностям отражать интересы и чаяния самых разнообразных групп и слоев населения СМИ могут существенно влиять на политическую игру и даже модифицировать ее правила, формировать новые отношения между верхами и низами. В этом своем значении они больше зависят от общества, чем от власти.
В последние полтора-два десятилетия довольно ярко проявились такие политические последствия действий СМИ на информационном рынке, как создание института представительной системы. Так, пытаясь привлечь как можно более широкое внимание читателей (слушателей, зрителей) к распространяемым ими сведениям, они постоянно используют приемы, направленные на развлечение людей. Ориентируясь на массовое внимание, СМИ 74
Д. Ундервуд отмечает, что работники СМИ часто «подавлены представителями маркетингового подхода, когда рассматривают общество в качестве занятых, отвлеченных, ищущих самореализации потребителей, которые должны быть удовлетворены любой ценой, даже если это влечет за собой отказ от более высоких профессиональных традиций». Это практически повсеместное влияние бизнес-ориентации на массовую коммуникацию проявляется «в методах бульварной прессы, заимствованных местными телевизионными станциями со стабильным рейтингом и сетью телевизионных новостных выпусков (newsmagazines); в применении газетами, отчаявшимися удерживать внимание читателей, броских визуальных методик и новостных вставок типа «вы можете это использовать»; в резком увеличении числа непристойных материалов и освещении скандалов на страницах традиционных изданий и в Интернете; в смешении развлечений, преступлений, сплетен с новостями на телевидении... в стремлении переделывать новости как изделие в рекламных целях и продвижении маркетинговых целей...»6.
Осуществляя названные функции, СМИ выступают и частью системы просвещения общества,социализации граждан, в силу чего важнейшим ориентиром их профессиональной деятельности становится направленность на распространение культурных стандартов общества. Так, по мнению Г. Лассуэлла, деятельность СМИ должна быть направлена на усиление политического просвещения населения, осознание им своих интересов в сфере власти. Виднейший английский публицист Дж. Рит считает, что опубликование острого и даже сенсационного материала не может быть основной целью политической журналистики. Главным соображением, определяющим ее активность, должно быть воздействие на аудиторию, побуждающее рост ее политической компетенции, направленной в свою очередь на поддержание сбалансированности и равновесия отношений государства и общества. Причем эти задачи могут решаться не только качественной журналистикой, но и так называемой развлекательной (желтой, таблоидной) прессой (телевидением и т.д.). Даже их информация может давать поводы для политических выводов граждан, выполнять функции развития гражданского самосознания общества (в этой связи уместно вспомнить хотя бы скандал Клинтон—Левински, который спровоцировал широкие гражданские дискуссии на темы ответственности политиков, роли права в политике и т.д.).
Ряд функциональных характеристик СМИ объединяет все их названные роли и статусы. Например, способность действовать в
периодическом и апериодическом, синхронном (когда реципиент сразу же получает информацию) и диахронном (когда информация поступает с задержкой) режимах; ориентация на пассивный или на активный характер восприятия информации и т.д. Однако каждый статус наделяет СМИ и совершенно особыми чертами и свойствами, что порождает весьма противоречивые тенденции в их развитии. И это обоснованно, ибо, к примеру, платежеспособный спрос на информацию и емкость рекламного рынка (как основы коммерческого статуса СМИ) могут находиться в противоречии с интересами граждан в расширенном доступе к информации или задачами режима.
Степень ответственности СМИ в каждой из этих систем также разная. Например, распространяя в коммерческих целях какую-нибудь конфиденци&чьную информацию, СМИ могут спровоци-ровать правительственный кризис или даже межгосударственный конфликт. Однако закон не нарушен, власти, даже сильно пострадав от подобной акции, не имеют оснований для их преследования. Но часто противоречивость их деятельности проявляется в том, что, ведя то или иное политическое расследование, журналисты обязаны думать не только о конкурентоспособности материала на рынке, но и о последствиях его влияния на общественные моральные устои, стабилизацию политического порядка в стране.
Многоцелевое отношение к распространению массовой информации может где-то наладить, а где-то и разрушить коммуникацию СМИ как с обществом, так и с государством. И, хотя полностью устранить подобные конфликты невозможно, как показала практика, они могут быть частично разрешены в рамках крупных СМИ, которые способны плавно переходить от решения одной задачи к другой без ущерба для какой-либо из них.
Особая роль СМИ, о которой было сказано, постоянно вызывает острую политическую борьбу элит с общественностью за контроль над ними. И эта борьба всегда дополняется внутриэлитарной борьбой за важнейшие печатные и электронные СМИ. Причем в тех странах, где результаты выборов могут существенно сказаться на направленности политического курса или даже измененить государственный строй, правящие круги используют все возможности и преимущества, чтобы не допустить лидеров оппозиции на ведущие телеканалы, запретить их печатные органы, оградить доступ к массовым газетным изданиям.
Характерная ситуация возникла недавно на российском телерынке. Пришедший в 2003 г. на ТВС новый генеральный менеджер Р. Терекбаев видел выход из поразившего канал кризи-
са в его коммерциализации. Главное, полагал он, это прибыль, и, следовательно, надо искать свою рыночную нишу. Источником благосостояния и успеха канала он считал интересы рекламодателей, творческой работе журналистов отводилась второстепенная роль. В противоположность такой позиции Е. Киселев утверждал, что главное — это творчество журналистов, которые выполняют свою общественную миссию. А «развлекаловка» — слишком несерьезное занятие для профессионалов; снижение же уровня образовательных и аналитических программ, игра на потребу низким зрительским интересам лишает ТВ его социального и политического статуса.
Функции смиПротиворечивость роли СМИ в си-
стеме массовой коммуникации
обусловливает их сложные политические функции. Прежде всего, в полном соответствии со своим происхождением они выполняют информационную функцию,решая задачу распространения сведений и сообщений в обществе и государстве. При этом, как считают некоторые западные авторы, информация СМИ оказывает воздействие на население по трем направлениям: «дает им возмож-
'; ность следить за тем, что происходит в мире», «распределяет ос-
; новные политические вопросы по степени важности» и «форми-
i рует политические предпочтения людей»7.
Поскольку СМИ осуществляют информационную функцию, специалисты полагают, что они должны придерживаться ряда принципов. К ним могут быть отнесены: «беспристрастность в оценке ситуации»; оценка «обеих сторон медали»; отказ от предавания огласке сплетен; в случае анонимности источника информации, необходимость подтверждения ее с помощью сведений, полученных хотя бы из двух дополнительных источников; ответственность перед своим слушателем (читателем, зрителем); дистанцирование в определенной мере от тех субъектов, о которых идет речь; недопущение бизнесменов в места непосредственного производства новостей8.
Сигнализируя обществу о социальных и политических конфликтах, предупреждая людей о необходимости выработки соответствующих форм защиты от угроз, обращения за помощью к властям и т.д., СМИ выполняют функцию представительства интересов.Правда, действуя таким образом, они зачастую в диалоге с властью подменяют и саму общественность, и других ее агентов
; (партии). Кроме того, политические журналисты в значительной степени взяли на себя функции творцов политических мифов и
* идей, вдохновляющих граждан на политическое участие.
Выполняют СМИ и функцию групповой солидаризации.В этой / связи их информационная деятельность направлена на усиление / чувства принадлежности человека к определенной общности, выработку групповой солидарности и идентификации граждан в политическом пространстве как носителей определенных коллективных интересов, норм и ценностей.
Выражая те или иные интересы и потребности населения и неизбежно затрагивая позиции властей, СМИ вынуждены подвергать ее критическому анализу, рассматривать с позиции той или иной группы граждан, имеющих по преимуществу собственное видение проблемы. Тем самым они выполняют функцию критики правительства и центров власти.Присущая СМИ оперативность публикаций и звучащих в теленовостях оценок событий неизбежно повышает активность центров власти. Ведь публичность высказанных позиций, свидетельствующих о степени терпимости населения к тем или иным проблемам и соответственно степени приемлемости соответствующих действий властей, требует уточнения или корректировки их деятельности. В ряде случаев скоординированные действия СМИ могут поставить власти перед судом общественного мнения, сформировать атмосферу нетерпимости к тому или иному режиму. Имея столь мощного оппонента, государство стремится так решать задачи согласования интересов, чтобы оперативно и конструктивно реагировать на мнение общественности.
Распространяя политически значимую информацию, СМИ ори- ] ентируют человека на сложившиеся в обществе стереотипы и стан- $■' дарты поведения, помогают ему усвоить прошлый политический опыт, применить те или иные знания в своей деятельности. Повествуя же о прошлом, они способствуют сохранению преемственности политического развития той или иной страны, формированию и поддержанию традиций. Тем самым СМИ выполняют функцию х передачи социального опыта и социализации граждан.
Очень важна и функция защиты социально «опущенных», отстающих слоев населения.Ведь для граждан, обладающих незначительными ресурсами, СМИ подчас выступают единственным средством выдвижения и защиты собственных интересов. Более того, обращая внимание на бедственное положение тех или иных групп, СМИ способствуют повышению этических стандартов в жизни общества, распространению чувств справедливости, сострадания и гуманизма.
Активно освещая волнующие как элиту, так и рядовых граждан вопросы, СМИ осуществляют функцию присвоения статуса социальным проблемам.Тем самым они вносят свой вклад в формирование «повестки дня» для коммуникации власти и общества,
принятия государственных решений. Причем зачастую СМИ опережают и власти, и общественное мнение в реагировании на те или иные вопросы общественного развития, i Весьма специфична функция наркотизации, или усыпления ак-
- тивности граждан.На современного человека обрушивается постоянно разрастающийся и органически сопряженный с развлекательными образами информационный поток. Люди вынуждены прослушивать и просматривать массу сведений. Это зачастую мешает аналитически осваивать информацию и критически оценивать сообщения.
Еще одна функция, которую выполняют СМИ, — функция опережающей диагностики.Формулируя и ставя перед властью и обществом социальные проблемы, предлагая те или иные модели разрешения конфликтов или выхода из ситуации, СМИ выступа-
,'"\ ют в качестве своеобразного аналитического центра, интеллектуального штаба, мозгового ресурса общества и государства.
Эффективность деятельности СМИ |
Многосторонний характер деятельности СМИ усложняет задачу оценки ее эффективности. Так, в 1920—
1940-е годы XX столетия считалось, что средства массовой информации могут радикально менять умонастроения людей и вообще обладают едва ли не решающим значением для социальной настройки общества. Один из известнейших ученых того времени У. Липпман в книге «Общественное мнение» (1922 г.) подчеркивал, что хотя «фабрикование согласия» и «способы убеждения» не являются чем-то новым, все же с увеличением тиражей газет «демагоги» получают гораздо больше возможностей манипулировать общественным мнением. В рамках подобных представлений сформировалась модель «максимального эффекта», по сути утверждавшая идею всесилия СМИ. И хотя на практике она реализовалась лишь в тоталитарных государствах, а отдельные ученые уже тогда осознавали, что СМИ распространяют знания, которые могут и не влиять на поведенческие установки граждан, все же это сформировало довольно негативное отношение к средствам массовой информации. А их деятельность рассматривалась как пагубная для демократии.
«... Те люди, которые больше других читали и слушали, не только не читали и слышали больше пропаганды своей собственной партии, но также в силу устойчивости своих предпочтений были наименее склонны к изменению своей позиции. А люди, которых легче всего было переубедить — те са-
мые, на которых были нацелены усилия менеджеров избирательных кампаний, — меньше всех читали и слышали... По-настоящему сомневающиеся, открытые для новых идей избиратели, искренне пытающиеся беспристрастно сопоставить программные положения кандидатов с точки зрения блага для страны в целом, существуют только в льстивой предвыборной пропаганде, учебниках по гражданскому обществу, в кино и в сознании некоторых идеалистов...»9.
В 1940 г. американские ученые П. Лазарсфельд, Б. Берельсон и X. Годе выдвинули идею «двухступенчатого порога коммуникации», согласно которой распространение информации и ее влияние на общественное мнение осуществляются в два этапа: сначала от СМИ оценки транслируются к неформальным лидерам мнений, а уже от них к последователям. В этом контексте они выделяли роль «инновационных групп», первыми усваивающих новые ориентиры и продуцирующих их в политической жизни. При двуступенчатой модели коммуникации особое значение придается межличностному общению, стандартам информационной среды в публичной сфере, информационным контактам между группами. Именно они выступают механизмами формирования более или менее распространенных и политически оформленных позиций. Кроме того, эта модель исходит из того, что большей информированностью обладают те, кто лучше образован или постоянно общается с авторитетными личностями.
Эти положения получили развитие в 1960-е годы, когда в теории «минимального эффекта» утверждалось, что СМИ влияют только на тех, кто постоянно обращается к их информации. Причем, как показали исследования П. Лазарсфельда и Б. Берельсона, послания СМИ могут вступать в конфликт с уже обретенными суждениями, нормами или эмоциональными установками, на которые ориентируются люди. Не случайно Дж. Кланнер в книге «Эффекты массовой коммуникации» писал, что люди используют информацию СМИ в основном для подкрепления своей позиции. А Б. Коэн полагал, что СМИ не столько влияют на общественное мнение, сколько устанавливают пункты повестки дня разворачивающегося в социуме дискурса.
Позже еще более упрочился дифференцированный подход к оценке воздействия СМИ на человека. Так, американцы А. Фес- » тингер и Н. Маккаби предложили даже теорию «сопротивления убеждающей коммуникации», полагая, что индивид обладает вы- < сокой защищенностью от такого типа информирования. А Дж. Зел- ' лер указывал на то, что влияние СМИ с увеличением числа со-
6 - 4386
общений и интенсификацией коммуникационных связей может спадать, поскольку человек просто не успевает реагировать на этот вал информации. Усиления же их воздействия можно ожидать лишь при согласовании и сходстве позиций коммуникатора и реципиента, совпадении характера информации с традициями, архетипами и культурными нормами реципиента. Так что постепенно ученые пришли к мнению, что СМИ в большей степени усиливают мнения граждан, чем изменяют их суждения и тем более поведение (О. Киф, С. Патерсон, Д. Макквайл).
В целом влияние СМИ на сознание, расстановку приоритетов, убеждение и поведение граждан зависит от ряда факторов. В первую очередь это факторы социального характера: тип взаимодействия СМИ с государством (предполагающий наличие у них того или иного статуса), наличие (отсутствие) прав по отношению к центрам власти, степень реальной защищенности свободы слова и т.д.; сочетание целей коммуникатора и реципиента (предполагающее наличие рациональных основ для общения, потребность в информированности, взаимную заинтересованность коммуникатора и реципиента в знаниях и т.д.).
Специфическое влияние на эффективность СМИ оказывают и корпоративные критерии их профессиональной деятельности (универсальность вещания на территории страны, забота о духе нации, удовлетворение запросов меньшинств, формы вещания, свобода творческих работников и т.д.). В. Дауне как-то заметил, что способность человека сделать осознанный выбор не предполагает всесторонней и энциклопедической информированности. Читатели бульварной прессы подчас осведомлены о главных событиях так же, как и те, кто читает аналитическую, качественную прессу. Поэтому обозначенные критерии распространяются не только на серьезную, но и на желтую (таблоидную) прессу.
Существуют и внутриорганизационные критерии эффективности СМИ. К ним относятся успешное медиапланирование, профессиональное отношение журналистов к теме, своевременная доставка информации потребителям и т.д.
• Согласно теории Э. Роджерса массовой коммуникации нет 'нужды влиять на все население. Важно убедить 5% граждан, представляющих критическую для общества величину. После этого идея, которая последовательно проходит пять этапов в своем общении с реципиентом (внимание, интерес, оценка, принятие, подтверждение), уже самостоятельно, используя структуры межличностного общения, «растекается» по всем уровням социальной и политической системы. И это распро-
странение невозможно остановить. В связи с этим Роджерс выделяет несколько категорий граждан: «инноваторы» (способные схватывать идеи на лету), «ранние принимающие» (в основном это лидеры мнений), «раннее большинство» (те, кто раньше основной массы воспринимает новые идеи), «скептики» и «поздние принимающие» (с разной степенью подозрения относящиеся к новым представлениям).
Структура СМИ С политической точки зрения наи-
более важной дифференциацией СМИ является их подразделение на
правительственные, оппозиционные и независимые. Выделение этих категорий СМИ позволяет выявить разные, в том числе и противоположные задачи, которые постоянно присутствуют на информационном рынке. В самом общем плане такая структура показывает, что никакие, в том числе и правительственные, постановления не обладают монополией в информационном пространстве, ибо существуют силы, намеренно действующие в целях дискредитации и ослабления влияния официальных властей. При этом независимые СМИ могут усиливать как про-, так и антиправительственные настроения или же занимать самостоятельные позиции, критически оценивая деятельность тех и других сил. Но в любом случае общественное мнение сталкивается не с однонаправленными, а с разнонаправленными информационными потоками, вырабатывая свои оценки и подходы в идейно-конкурентной среде.
Специфический оттенок этой идейной конкуренции придает деятельность центральных и периферийных СМИ. В частности, во многих демократических государствах на местах власть может контролироваться оппозиционными силами и соответствующими СМИ, что нередко выражается в создании информационных барьеров для телетрансляций центральных каналов и препятствий для центральной прессы. При этом в структуре местных СМИ могут отсутствовать свои телеканалы, печатный рынок заполняться только местными изданиями и т.д.
Английский исследователь Дж. Курран предлагает также выделять коммерческие СМИ (представляющие частный сектор), гражданские (отражающие интересы коллективных аудиторий или же всего электората в целом), профессиональные (прежде всего представляющие мнения профсоюзов), общественно-рыночные (выражающие интересы групп потребителей), СМИ, которые представляют общие интересы всего социума. Последние охватывают огромную аудиторию, обеспечивают возможность обсуждения об-
щезначимых социальных проблем, позволяют личности соотнести свои позиции с точкой зрения большинства10. Выделение такого рода СМИ демонстрирует ряд проблем, с которым сталкиваются современные государства на информационно-политическом рынке. Например, социальные и политические цели деятельности коммерческих СМИ нередко приносятся в жертву большому бизнесу. Иначе говоря, финансовый контроль, скрытое или явное влияние рекламодателей и владельцев оставляют в тени общественно значимые проблемы, если их освещение препятствует получению прибыли. Более того, крупные коммерческие медиакланы пытаются монополизировать информационное пространство, диктуя властям свои требования.
В более широком контексте деятельность этой категории СМИ можно рассматривать с точки зрения проблемы обеспечения экономической самостоятельности средств массовой информации. Как показала практика, не только капитал, но и само государство создает экономические условия, принуждающие СМИ к большей политической лояльности, поощряющие и даже вынуждающие их проводить конформистский курс на информационном рынке. Взяв под свой контроль основные источники экономической поддержки СМИ, особенно в условиях острого политического размежевания в переходных обществах, государство и капитал практически уничтожают категорию независимых, нейтральных СМИ, лишая людей возможности свободного и неангажированного выбора политических позиций.
Отношения капитала и государства, с одной стороны, и общества — с другой, демонстрируют и более глубокое противоречие, складывающееся между теми, кто владеет СМИ (и потому имеет возможность что-то сказать обществу), и теми, кто хочет слушать радио или телевидение, но слышать и видеть при этом нечто другое. Таким образом, свобода выбора информации для тех, кто ею владеет, не тождественна свободе ее выбора тех, кто ее потребляет.
Структурными элементами СМИ являются и их различные образования, использующие специфические методы передачи информации и установления контактов с гражданами. Прежде всего, к ним следует отнести телевидение, радио и печатную прессу.
Телевидениепо праву считается наиболее мощным и эффективным средством массовой информации. Как показывают социологические опросы, человек запоминает до 75% видеоинформации. Сила воздействия ТВ складывается из сочетания ряда параметров телепродукции, главный из которых — образность информации,
i
предполагающая акцентирование формы ее подачи зрителю. Создаваемый зрительный образ политика или отдельного события обладает целостностью, выразительностью и той реалистичностью, которая рождает искренность восприятия. Такой зрительской реакции способствует и его эмоциональноенаполнение. Придаваемая таким образом человеку или явлению жизненность, реалистичность «включает» психологические механизмы сопереживания, усиливающие восприятие информации.
Одновременно телеобраз содержит и претензии на рациональное, рассудительное и даже обобщенное видение происходящего. За каждым конкретным образом скрывается универсальное содержание, которое обеспечивает глубину восприятия. Естественно, телепродукция не может обойтись без художественного, эстетического и культурного оформления. Это придает метафорический характер отображаемым явлениям и еще больше усиливает впечатление от увиденного.
Наряду с этим у ТВ существуют и чисто технологические приемы и способы организации видеоматериала, которые помогают повысить емкость информационного сообщения. Например, сочетание «бегущей строки» и «картинки» или же монтаж разных сюжетов и образов повышает информационную насыщенность сообщений и привлекает еще больше внимания к происходящему на телеэкране. Излишне говорить, что, обладая такими техническими возможностями, ТВ стало одним из основных инструментов политических процессов и кампаний (и прежде всего выборов), а также манипулирования сознанием зрителей.
Впервые телевидение было использовано в политических целях в 1958 г. на президентских выборах во Франции. Первым политиком, который выступил по телевидению США, был Дж. Кеннеди, а телешоу-технологии впервые были использованы в США в 1992 г., в выборной кампании претендента на пост президента Р. Перро. Приблизительно с середины 1960-х годов телевидение стало непременным участником и, в общем-то, эпицентром организации выборов и проведения плебисцитов. В настоящее время контроль за телерынками (федеральными, региональными, местными) является важнейшим показателем успешности избирательных кампаний и вообще политического влияния на население. В Российской Федерации в настоящее время не охвачено общероссийским ТВ около 9 тыс. населенных пунктов, где около 2 млн чел. жителей, а еще 5,4 млн наших граждан могут смотреть только одну телепрограмму.