Распространённые аббревиатуры, названия и понятия в ИС и ИТ
Аббревиатура | Содержание |
СУБД | Система управления базой данных (БД) |
Access, Paradox, Visual Foxpro | СУБД масштаба "компания", «предприятие» |
Продолжение таблицы 11.1
Oracle, MS SQLServer, Informix, SyBase | СУБД для обработки больших массивов информации, масштаб «корпорация» |
SQL | Structured Query Language - структурированный язык запросов (к БД) |
RAD | Rapid Application Development - средства быстрой разработки приложений (прикладных программ) |
OLE, ODBC, ASP, DAO, Active-X, Active-Move | Модульные технологии RAD |
CASE | Computer Aided System Engineering - модульные средства и технологии проектирования и разработки сложных ИС |
S-Designer, Silver Run, Erwin, Bpwin | CASE-средства разработки ИС |
CALS | Continuous Acquisitions and Life cycle Support — методология и стандарты информационной и функциональной поддержки жизненного цикла (изделий, товаров, услуг и т.п.) |
EDI (ЭОД) | Electronic Data Interchange - электронный обмен данными |
EDIFACT/UN | Electronic Data Interchange FOR Administration, Commerce and Transport — распространённый стандарт EDI, поддерживаемый структурами ООН |
EpoS | Electronic Point of Sale - пункты электронной торговли |
Internet | Глобальная информационная сеть |
Intranet | Локальная информационная сеть, построенная по технологии Internet |
Web (WWW) | World Wide Web - глобальная информационная сеть (паутина) |
TCP/IP | протоколы передачи данных, используемые в сетях Internet-Intranet |
HTML | Hyper Text Make Language - язык создания гипертекстов, широко применяемый для написания Web-страниц |
ftp, http | Протоколы передачи файлов и гипертекста в сети Internet |
E Mail: | apc(o),mail.admiral.ru - адрес электронной почты |
StaffWare | Система управления потоками документов и деловых операций |
MS Mail, Exchange, Outlook, Int. Mail, Eudora | Системы ЭОД для локальных сетей Microsoft и программное обеспечение E mail |
Excolibur, Group Wise, Sibelius, Lotus Notes | Системы поддержки корпоративного электронного документооборота и бизнес-операций |
DocFlow, Work Flow, DataWare-house, DataMining | Модульные технологии автоматизации документооборота и делопроизводства, ориентированные на формирование интегрированных информационных систем/служб (ИИС). |
FormFlow, Action WorkFlow, StaffWare, Work-Route | Примеры ИИС |
Internet Explorer | Наиболее популярные специальные программы (browser) для работы в |
(IE), Netscape | сети Internet |
На состоявшемся в мае 2000 г. 27 мировом конгрессе IRU[1] (Брюссель, Белъг.) были провозглашены следующие приоритетные направления в развитии и совершенствовании глобальных транспортных технологий и бизнеса:
• Мобильность;
• Internet;
• Мультимодальность.
Одним из главных выводов, сделанных в результате дискуссий по глобальным транспортным проблемам, был вывод о необходимости перехода от конкуренции между видами транспорта к активному сотрудничеству на платформе мультимодальности и транспортной логистики. Действительно, все три генеральных направления являются базисными в современной концепции глобализации и гармонизации транспортной логистики. Это проявляется в формировании:
• единой евро-азиатской транспортной системы (мулътимодалъные транспортные коридоры в России, проект возрождения великого шёлкового пути из Европы в Китай через Кавказ и пр.),
• единого открытого информационного пространства на основе Internet (виртуальные сети экспедирования, мониторинга грузов, информационной поддержки транспортных компаний);
• единых стандартов в электронных информационно-коммуникационных системах поддержки бизнеса на транспорте, обеспечивающих требуемую мобильность товаров и людей.
Характерно, что все современные направления в развитии рынка транспортных услуг ориентированы на активное использование электронных форм обеспечения деловых операций. Это проявляется и в названиях новых, весьма перспективных и эффективных электронных технологий: e-mobility; e-business; е-logistics и др. Перспективы дальнейшего внедрения информационных систем и технологий в транспортные процессы впечатляющи. Среди них:
• информационная интеграция на транспорте на основе Internet и телематики с целью обеспечения глобального трансевропейского мониторинга движения товаров;
• развитие сети высокоскоростных платных магистралей с дистанционными формами расчётов[2];
• совершенствование внутреннего и внешнего документооборота в транспортных и транспортно-обслуживающих компаниях;
• формирование сети виртуальных транспортно-экспедиторских агентств в Internet для обеспечения самоорганизационных процессов в отношениях между клиентами и поставщиками транспортных услуг (службы самозаказа);
• решение проблем простоя транспорта на границах путём активного внедрения технологий "Green Custom - Зелёная таможня"[3], основанных на электронном документообороте (EDI - Electronic Data Interchange),
• электронные формы контрактов и платежей за транспортные услуги в открытых коммерческих системах[4];
• глобальная мобильная связь "трубка-трубка", обеспечиваемая вводимой с июля 2000г. низкоорбитальной спутниковой системой Globalstar;
• информационная интеграция товаропроизводящих и транспортно-обслуживающих компаний с потребителями на платформе технологий Inter-net-Intranet;
• и многое другое.
Впрочем, даже относительно несложные формы частичной информатизации коммерческой деятельности, доступные сегодня российским транспортным компаниям (например, автоматизация документооборота), в состоянии обеспечить существенное повышение эффективности работы (табл.11.2)
В целом информационная проблематика в транспортной логистике сегодня определяется следующими направлениями:
• исследование информационных потоков, которые динамично меняются с изменением форм собственности, диверсификации предприятий, усложнением и повышением открытости рынка транспортных услуг;
• разработка информационных и программных систем для автоматизации управления компаниями;
• разработка программно-технологических комплексов для решения задач бизнес-планирования в транспортных, экспедиторских и агентских компаниях;
• совершенствование систем мобильной связи для транспорта;
• Internet-технологии в организации, обеспечении и управлении транспортными процессами.
Таблица 11.2