Тесты для самоконтроля
1. Дидактика – это наука
а) о воспитании;
б) об образовании и обучении;
в) о развитии;
г) о методах воспитания.
2.Дидактика – это часть педагогики, изучающая…
а) инновационные процессы в образовании;
б) содержание, закономерности, принципы и методы образования и обучения;
в) содержание методов обучения;
г) организацию взаимодействия учащихся.
3. Впервые ввел в научный оборот термин «дидактика»
а) немецкий педагог В. Ратке;
б) чешский ученый-педагог Я.А. Коменский;
в) швейцарский педагог И. Песталоцци;
г) русский педагог-демократ К.Д. Ушинский.
4. Предметом общей дидактики являются
а) социальные условия формирования и образования учащихся;
б) принципы, цели, содержание процесса обучения;
в) психологическое развитие личности в процессе обучения;
г) теория обучения отдельному предмету.
5.Из русских ученых дореволюционного периода наибольший
вклад в развитие дидактики внес
а) В. Белинский;
б) К. Ушинский;
в) М. Ломоносов;
г) М. Добролюбов
6.Работа …стала первым фундаментальным трудом, раскрывающим основы дидактики.
а) немецкого педагога В. Ратке;
б) чешского ученого-педагога Я.А. Коменского;
в) швейцарского педагога И. Г. Песталоцци;
г) русского педагога-демократа К.Д. Ушинского.
7. Процесс обучения представляет собой единство и взаимосвязь двух процессов:
а) образования и воспитания;
б) преподавания и обучения;
в) преподавания и учения;
г) образования и учения.
8. Процесс обучения – это…
а) познавательная деятельность;
б) учебная деятельность;
в)специфический процесс познания, управляемый педагогом;
г) образовательная деятельность.
9. Преподавание понимается в современной дидактике как:
а) сообщение, передача знаний;
б) консультирование учащихся;
в) управление учебной деятельностью;
г) воспитание учащихся.
10. Дидактика рассматривает обучение как процесс, имеющий две стороны:
а) преподавание и учение;
б) обучение и воспитание;
в) обучение и развитие;
г) воспитание и развитие.
11. Овладение знаниями и способами деятельности представляет сущность
а) воспитания;
б) учения;
в) развития;
г) социализации.
12.Противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, их умственного развития и отношений является…
а) движущей силой процесса обучения;
б) педагогической проблемой;
в) сущностью процесса обучения;
г) условием развития познавательной активности учащихся.
13. Деятельность ученика и овладение им знаниями, умениями и навыками – это …
а) обучение;
б) образование;
в) учение;
г) развитие.
14. Планомерное руководство обучающим учебной деятельностью ученика (учащихся) – это …
а) обучение;
б) воспитание;
в) преподавание;
г) формирование.
15.Логика учебного процесса осуществляется…
а) индуктивно-аналитическим методом;
б) дедуктивно-синтетическим методом;
в) в единстве индуктивно-аналитического и дедуктивно-синтетического методов;
г) в соответствии с уровнем интеллектуального развития учащихся.
16.Способ организации воспитательных и обучающих отношений – это …
а) педагогический процесс;
б) педагогический принцип;
в) дидактика;
г) социализация
17. Предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса, - это
а) педагогическая цель;
б) педагогическая теория;
в) педагогическая задача;
г) педагогическая концепция.
18. Под целью образования принято понимать
а) образовательный идеал, задаваемый соц. заказом и реализуемый через различные подходы;
б) высокий уровень обучаемости учащихся;
в) совокупность дидактических концепций;
г) педагогические теории.
19. Система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие личности, подготовку ее к жизни и трудовой деятельности – это …
а) цель обучения;
б) содержание образования;
в) предмет дидактики.
г) методы обучения.
20. Базовая (инвариантная) составляющая содержания образования…
а) способствует индивидуализации процесса обучения с учетом личностных особенностей, интересов и склонностей учащихся;
б) обеспечивает приобщение школьников к общекультурным и национально значимым ценностям;
в) обеспечивает дифференцированное обучение и изучение предметов в малых группах;
г) обеспечивает подготовку учащихся к поступлению в высшие учебные заведения.
21. Вариативная составляющая содержания образования…
а) способствует индивидуализации процесса обучения с учетом личностных особенностей, интересов и склонностей учащихся;
б) обеспечивает приобщение школьников к общекультурным и национально значимым ценностям; обеспечивает подготовку учащихся к поступлению в высшие учебные заведения;
в) является дополнительной составляющей содержания образования (факультативные занятия);
г) обеспечивает подготовку учащихся к поступлению в высшие учебные заведения.
22. Под содержанием образования понимают…
а) совокупность знаний, умений, навыков, развивающих внимание, восприятие, память;
б) педагогически ориентированную систему знаний, умений, навыков, опыта творчества и эмоционально-ценностного отношения к миру;
в) совокупность образовательных программ;
г) финансовую поддержку средней и высшей школы со стороны государства.
23. …формируется в процессе освоения индивидом культурных ценностей общества, обеспечивая разностороннее развитие личности, ее жизненное самоопределение и гармонизацию отношений в социуме.
а) духовная культура;
б) базовая культура личности;
в) образованность;
г) педагогическая культура.
24. … предполагает, что целесообразно дать учащимся как можно больший объем знаний, прежде всего необходимых для жизни и труда.
а) теория материального образования
б) теория формального образования
в) теория развития личности в коллективе;
г) теория педоцентризма.
25. … предполагает, что основное внимание в процессе обучения следует обратить на развитие способностей учащихся, их мышления, памяти, воображения.
а) теория материального образования
б) теория формального образования
в) теория развития личности в коллективе;
г) теория педоцентризма.
26. Сторонником теории материального образования считается…
а) И.Г.Песталоцци;
б) А.Дистервег;
в) Я.А. Коменский;
г) К.Д. Ушинский.
27. При отборе содержания обучения в школе нужно руководствоваться таким критерием из названных, как…
а) соответствие структуре современного научного знания;
б) ориентация на интересы школьников;
в) возможности и уровень подготовки учителей;
г) государственный заказ на специалистов.
28. Ориентацией в развивающем обучении выступает…
а) зона ближайшего развития;
б) актуальный уровень развития;
в) уровень воспитанности;
г) уровень обучаемости.
29. Система основных параметров, которые принимаются в виде государственной нормы образованности, - это
а) государственный заказ системе образования;
б) образовательный стандарт;
в) педагогическая цель;
г) требования к учебному процессу.
30. И.Ф.Гербарт, Я.А.Коменский, И.Песталоцци являются представителями …дидактической концепции.
а) традиционной;
б) педоцентристской;
в) образовательной;
г) современной.
31. Современная дидактическая система исходит из того, что
а) доминирующую роль в обучении играет преподавание;
б) обе стороны – преподавание и учение – составляют единство в процессе обучения;
в) доминирующую роль в обучении играет учение;
г) доминирующую роль в обучении играет метод обучения.
32. Навык – это …
а) способность выполнять данное действие;
б) автоматизированное действие;
в) применение знаний;
г) предпосылка обучения.
33. Понимание и сохранение в памяти теоретических положений, понятий и представлений о предметах и явлениях – это
а) умения;
б) навыки;
в) знания;
г) информация.
34. Упрочившиеся, доведенные до автоматизма способы выполнения действий – это …
а) умения;
б) знания;
в) навыки;
г) виды деятельности.
35. Методологической основой процесса обучения в современной дидактике является…
а) научная теория познания;
б) учение о высшей нервной деятельности;
в) теория деятельности;
г) учение о сигнальных системах.
36. Движущими силами процесса обучения являются … противоречия.
а) внутренние;
б) внешние;
в) внутренние и внешние;
г) педагогические.
37. Процесс обучения выполняет следующие функции:
а) образовательную, воспитательную и развивающую;
б) образовательную и воспитательную;
в) образовательную, воспитательную, развивающую и формирующую;
г) обучающую, воспитывающую и регулирующую.
38. Основные функции процесса обучения
а) взаимосвязаны и взаимодействуют;
б) реализуются каждая по отдельности;
в) взаимосвязаны, но не все;
г) взаимодействуют, но не всегда.
39. Структура процесса обучения включает в себя …
а) учителя, ученика, методы обучения;
б) цели обучения, общество, учителя и ученика;
в) цели и содержание обучения, учителя и ученика;
г) учителя, ученика, предмет изучения.
40. Существенные устойчивые связи между компонентами обучения – это … обучения.
а) закономерности;
б) принципы;
в) формы;
г) средства.
41. Руководящие исходные положения, отражающие закономерности учебного процесса, относящиеся к нему в целом и позволяющие обеспечить его эффективную реализацию, – это …
а) принципы обучения;
б) правила обучения;
в) методы обучения;
г) формы обучения.
42. Учет индивидуальных уровней развития и творческих способностей обучаемых обеспечивает реализацию принципа …
а) обучения на высоком уровне трудности;
б) доступности обучения;
в) сознательности, активности и самостоятельности в обучении;
г) научности обучения и связи его с практикой.
43. Соответствие содержания образования современным научным представлениям обеспечивает реализацию принципа …
а) обучения на высоком уровне трудности;
б) наглядности и доступности обучения;
в) сознательности, активности и самостоятельности в обучении;
г) научности обучения и связи его с практикой;
44. Осознание обучаемыми целей, задач и практического значения обучения обеспечивает реализацию принципа …
а) обучения на высоком уровне трудности;
б) наглядности и доступности обучения;
в) сознательности, активности и самостоятельности в обучении;
г) научности обучения и связи его с практикой.
45. Изложение учебного материала в виде стройной системы знаний обеспечивает реализацию принципа …
а) систематичности и последовательности, комплексности;
б) наглядности и доступности обучения;
в) сознательности, активности и самостоятельности в обучении;
г) научности обучения и связи его с практикой.
46. Способ взаимосвязанной деятельности обучающего и обучаемого, направленный на решение комплекса задач учебного процесса – это…
а) принцип обучения;
б) метод обучения;
в) правило обучения;
г) закономерность обучения.
47. Прием обучения - это…
а) часть или этап метода обучения;
б) то же самое, что и правило обучения;
в) синоним понятия «метод обучения»;
г) принцип обучения.
48. Монологический метод изложения объемного учебного материала, характеризующегося научностью, логичностью, упорядоченностью – это …
а) лекция;
б) беседа;
в) объяснение;
г) инструктаж.
49. Показ учащимся плакатов, схем, чертежей, графиков и т.п. – это использование …
а) метода демонстрации;
б) видеометода;
в) метода иллюстраций;
г) метода проектов.
50. Наиболее многофункциональным методом обучения из перечисленных в вариантах ответа является …
а) лекция;
б) метод работы с книгой;
в) метод иллюстраций;
г) метод демонстраций.
51.Способ совместной деятельности педагога и обучаемых, направленный на реализацию целей обучения, - это
а) метод обучения;
б) принцип обучения;
в) форма обучения;
г) правило обучения.
52. При использовании … после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, ведут наблюдения и измерения, делают выводы.
а) метода проблемного изложения;
б) эвристического метода;
в) исследовательского метода;
г) диалогического метода.
53. Установите последовательность появления методов обучения
А Проблемные методы | |
Б Словесные объяснения | |
В Методы развивающего обучения | |
Г Практические методы обучения |
54. Виды контроля в учебном процессе:
а) текущий, промежуточный и итоговый.
б) текущий, оперативный и периодический.
в) тематический, периодический и итоговый.
г) текущий, тематический, периодический и итоговый.
55. Показ учащимся действия реальных приборов или их моделей, постановка опытов и экспериментов – это реализация …
а) метода иллюстрации;
б) метода демонстрации;
в) метода игры;
г) метода лабораторных работ.
56. К педагогическим средствам относятся:
а) учебные пособия;
б) методы обучения;
в) формы обучения;
г) педагогические технологии.
57. Формой обучения называют…
а) способ взаимодействия педагога и учащихся, учащихся между собой, учащихся с изучаемым материалом;
б) способ организации того или иного процесса или предмета, определяющий его внутреннюю структуру и внешние связи;
в) деятельность, осуществляемую на основе определенных принципов;
г) педагогический процесс.
58. Основной формой организации учебного процесса в школе является…
а) урок;
б) лекция;
в) семинар;
г) экскурсия.
59. Первоначальной формой организации обучения выступает… форма.
а) коллективная;
б) индивидуальная;
в) индивидуально-групповая;
г) классно-урочная.
60.Классно-урочная система обучения, при которой учеников распределяют по разным классам с учетом их способностей и интеллектуального развития, называется …
а) мангеймской системой;
б) дальтон-планом;
в) проектной системой;
г) белл-ланкастерской системой.
61. Система обучения, при которой в первой половине дня учитель занимается с группой способных учеников, после чего те во второй половине дня сами проводят занятия по этой же теме с остальными учащимися, называется…
а) мангеймской системой;
б) дальтон-планом;
в) проектной системой;
г) белл-ланкастерской системой.
62. Продолжительность стандартного урока
а) 40-45 мин.
б) 30 мин.
в) 90 минут.
г) 60 минут.
63. При организации обучения используются следующие виды организации учебной деятельности обучаемых: …
а) индивидуальная и коллективная работа;
б) индивидуальная, групповая и коллективная работа;
в) групповая, коллективная и фронтальная работа;
г) индивидуальная и фронтальная работа.
64. Система обучения, при которой учитель излагает знания в обработанном, "готовом" виде – это… обучение.
а) сообщающее;
б) программированное;
в) проблемное;
г) дифференцированное.
65. Дистанционное обучение – это…
а) обучение, направленное на запоминание изучаемого материала;
б) форма обучения на расстоянии с помощью современных
коммуникационных технологий;
в) заочная форма обучения;
г) система обучения без учебников.
66. Я.А. Коменский обосновал…систему обучения.
а) мангеймскую;
б) классно-урочную;
в) чешскую;
г) индивидуальную.
67. Установите соответствие между предложенными понятиями и их сущностными характеристиками:
1 форма организации обучения | А) внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся |
2 урок | Б) занятия, дополняющие и развивающие классно-урочную деятельность учащихся |
3 дополнительные формы обучения | В) законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного времени |
68. Воспитательно-образовательные учреждения, в основе деятельности которых лежат оригинальные концепции, идеи, нетрадиционных подходы к воспитанию и обучению, носят название…
а) инновационные педагогические системы;
б) авторские школы;
в) негосударственные учебные заведения;
г) специализированные школы.
69. Учебно-воспитательное учреждение, являющееся базовым элементом образовательной системы, - это…
а) школа;
б) авторская школа;
в) негосударственное учебное заведение;
г) специализированная школа.
70. Распространение новшеств в педагогической практике – …
а) новшество;
б) нововведение;
в) инновация;
г) инновационный процесс.
71. Инновации в образовании – это…
а) оригинальность школьной жизни
б) консервативный подход в образовании;
в) распространение новшеств в педагогической практике;
г) творческий подход к педагогической деятельности.
72. Инновационный вид обучения, содержание которого структурируется в автономные организационно-методические блоки, позволяющие адаптировать учебный процесс к индивидуальным возможностям обучающихся, определяется как…
а) программированное обучение;
б) модульное обучение;
в) проблемное обучение;
г) индивидуальное обучение.
73. Понятие «инновация» в переводе с английского языка означает…
а) альтернативный подход;
б) новшество, нововведение;
в) новый взгляд;
г) отсутствие изменений.
74. … - создание новых образовательных систем, подходов и способов решения образовательных задач.
а) новый взгляд в образовании;
б) консервативность в образовании;
в) новаторство в образовании;
г) альтернатива в образовании.