Деловой имидж специалиста по рекламе и связям с общественностью
Методические рекомендации по изучению темы.
Цель – подвести итоги изучения блока «Личностный имидж»; расширить знания о составляющих делового имиджа специалиста по рекламе и СО; актуализировать значимость благоприятного делового имиджа для специалиста по рекламе и СО.
Необходимо уметь пояснять влияние имиджа на профессиональную социализацию человека. Знать функции, которые выполняет имидж специалиста по рекламе и СО. Уметь высказывать свое мнение об идеальном имидже специалиста по рекламе и СО. Рассуждать об ожиданиях аудитории и установках специалистов. Понимать взаимовлияние имиджа и социальных статусов, социальных ролей. Знать эффекты восприятия человека человеком, значимые в деловых отношениях: эффект ореола, эффект неудачника, эффект порядка, эффект проекции, эффект иррадиации красоты. Рассуждать о роли обаяния и харизмы как гендерных признаков в профессиональной деятельности. Осознавать влияние образа жизни на имидж и профессиональный успех. Знать составляющие ортобиоза (здоровый образ жизни, тайм-менеджмент, оптимизм). Уметь применять технику внимающего поведения и микротехнику строуксов, уметь делать комплименты в повседневном деловом общении. Владеть базовыми знаниями делового этикета.
Основные понятия:
Профессиональная социализация – вхождение в профессиональную среду и достижение в ней высокого социально-экономического статуса.
Имидж профессионала – представление о совокупности профессионально значимых качеств; это имидж, который удовлетворяет ожиданиям потребителя (имидж учителя, имидж судьи).
Индивидуальный позитивный имидж специалиста по связям с общественностью – интегральный, целостный, динамичный феномен, обусловленный соответствием и взаимопроникновением внутренних и внешних индивидных, личностных и индивидуальных качеств субъекта, а также качеств, определяющих его профессиональное мастерство, находящийся в гармоничном взаимодействии с природой, социумом, культурой и самим собой, способствующий повышению эффективности деятельности, основанной на демократических принципах [1].
Социальный статус (от лат. status – положение, состояние) положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки.
Престиж – положение в иерархии социальных статусов и групп.
Социальная роль (франц. role – образ, воплощенный актером) – это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус.
Обаяние (притягательность) – способность запечатлевания прочного и долгого за счет силы главного инстинкта (сексуального) и проникновения в бессознательное [8].
Харизма (от греч harisma – подарок) – исключительная одаренность личности, присущие ей качества, вызывающие воодушевление и безоговорочную веру в ее возможности [8].
Ортобиоз – наука о разумном образе жизни.
Этикет – совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений в той социальной среде, в которой он живет.
Вопросы для обсуждения:
1. Роль имиджа в профессиональной социализации человека.
2. Имидж в профессиональной деятельности специалиста по рекламе и СО.
3. Факторы, влияющие на формирование делового имиджа человека.
4. Повседневное деловое общение, нормы и правила этикета.
5. Ортобиоз – технологии разумного образа жизни.
Практическое задание (2 аттестация).
Вариант А.
Самостоятельная работа «Проектирование собственного имиджа».
Анализ Я-концепции: ваш нравственный облик, жизненные принципы, цели, темперамент, самооценка и поведенческие установки, которые непосредственно сказываются на ваших межличностных отношениях и профессиональных успехах. Сравнение Я идеального и Я реального. Анализ текущего имиджа по всем шести аспектам и всем составляющим. План работы по совершенствованию имиджа. Объем работы: 5 страниц в Word или 10 слайдов в PowerPoint.
Вариант Б.
Групповой проект «Имидж публичной личности».
Распределить роли: клиент, стилист-визажист, два имидж-косультанта. Используя реально существующие характеристики имиджа «клиента», проработать его имидж как публичного человека. Определить, в какой сфере публичной деятельности он будет задействован. Разработать концепцию и стратегию проектирования имиджа. Представить первичные результаты.
Литература основная:
1. Черепанова В.Н. Курс лекций по имиджелогии [Текст]: Учебное пособие. В 2-х частях. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2002. Часть I. Тема 1. Ведение в имиджелогию. – С. 30 – 34. Тема 4. Профессиональная этика.
2. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений [Текст]: Учебник / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова; под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., исправ. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 424 с. Раздел III. Правила и этика деловых отношений. Глава 7. Дистанционное общение (телефонные разговоры, письма). Практические задания после каждой главы.
3. Горкина М., Мамонтов А., Манн И. PR на 100%. Как стать хорошим менеджером по PR [Текст]. – М., 2003. §§ Кого они хотят и почему возьмут. Медиасвязей, порочащих его, не имел. Самые популярные ошибки PR-менеджера. Учиться, учиться и еще раз учиться! Стереотипы мешают в PR. Заповеди хорошего менеджера по PR.
Литература дополнительная:
5. Кривоносов А.Д. Основы теории связей с общественностью [Текст] / А.Д. Кривоносов, О.Г. Филатова, М.А. Шишкина. – СПб.: Питер. 2011. – 384 с. § 4. Профессиограмма PR-специалиста.
6. Богданов Е.Н. Психологические основы «Паблик рилейшнз» [Текст] / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин. – 2-е изд. – СПб: Питер, 2004. – 204 с. § 4.1. Гендерные особенности имиджа лидера или руководителя. Глава 7. Психолого-акмеологические характеристики профессионализма PR-специалиста.
7. Тульчинский Г.Л. PR фирмы: технологии и эффективность [Текст]. – СПб.: Алатейя, СПбГУКИ, 2001. – 304 с. § 3.7. Требования к специалистам PR. § 3.8. Подготовка и профессиональный статус PR-работников.
8. Горчакова В.Г. Имидж. Искусство и реальность: учеб. пособие для студ. вузов [Текст]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 279 с.
6. Браун. Л. Имидж – путь к успеху [Текст]. – СПб.: Питер, 2000. Глава 6. Как быть всегда в форме.