Характеристика методов журналистского творчества
Информационная среда.
3 типа источников: документ, человек и предметно-вещественная среда.
Понятие «документ»употребительно сегодня в двух смыслах – широком и узком. Согласно широкому, документ – это материальный носитель записи (бумага, кино- и фотопленка, магнитная запись, перфокарта и т. п.) с зафиксированной на нем информацией для передачи ее во времени и в пространстве. Документы могут содержать письменные и печатные тексты, изображения, звуки. Документ в узком смысле – деловая бумага, юридически подтверждающая какой-либо факт или право на что-то.
Говоря о значении документа для журналистики, часто имеют в виду именно узкий смысл. Между тем для нее актуальны оба значения слова: «деловая бумага» – лишь одна из многих разновидностей документальных источников информации, попадающих в сферу журналистского внимания в соответствии с целью деятельности.
Человек– ключевое звено в системе информационных источников. В американской научной традиции оно квалифицируется как «живой источник», и в этом – не только прямой смысл: человек – субъект деятельности, он включен в природные и социальные процессы множеством связей и потому как источник информации неиссякаем. Во-первых, он всегда свидетель или участник происходящих вокруг событий и потому вы ступает как держатель информации о них.Во-вторых, он – носитель информации о себе,о своем внутреннем, субъективно создан ном мире. В-третьих, он – транслятор информации,полученной от других.
Особенность этого источника в том, что он может открыться или не открыться для нас: как существо социальное человек программирует свое поведение сам, что обязан учитывать журналист.
Предметно-вещественная среда– обстановка, которая нас окружает. Предметы и вещи могут рассказать о событиях иной раз не меньше, чем человек. Однако и тут есть сложность: они «разговаривают» только с теми, кто умеет их разглядеть и хочет понять их язык.
Для журналиста принципиально важно знать: одни и те же данные он может найти в источниках всех трех типов. Но где отыскать сами источники?
К концу XX века в обществе утвердилось понимание необходимости оказывать средствам массовой информации организованную информационную поддержку. Сегодня у нас в стране существует достаточно развернутая система информирования журналистово происходящих событиях. К основным его формам относятся следующие:
1) брифинги– короткие совещания работников средств массовой информации, на которых идет ознакомление с позицией властных структур по тому или иному вопросу;
2) презентации– торжественные встречи представителей каких-либо государственных, общественных или частных структур с общественностью, в том числе с представителями прессы, для ознакомления с новым предприятием, новой продукцией, новыми результатами деятельности;
3) пресс-конференции– встречи государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры и т. д. с журналистами для информирования их в связи с актуальными событиями или для ответов на их вопросы;
4)пресс-релизы– специальные сводки сообщений для прессы о существенных фактах в той или иной сфере действительности, подготовленные соответствующими пресс-службами;
5)специализированные информационные бюллетенио текущих событиях той или иной сферы действительности, издаваемые корпоративными информационными агентствами;
6)экстренные сообщения по факсу или электронной почте,поступающие в органы массовой информации от пресс-секретарей, пресс-служб, пресс-центров различных ведомств и общественных объединений.
Сегодня законодательно предусмотрено право журналистов запрашивать и получать информацию от государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.
Чтобы «живой источник» захотел открыться и мог дать всю необходимую информацию, журналист должен уверенно владеть теми методами творческой деятельности, которые освоила на сегодняшний день наша профессиональная общность.
Методы – одна из составляющих способа творческой деятельности.
Выделяют следующие факторы, определяющие формирование методов:
§ стадиальность творческого процесса;
§ комплексность задач, решаемых журналистом на пути к результату творчества;
§ характер источников информации;
§ законы познания (законы восприятия и переработки информации);
§ законы общения.
1) Т.к. творческий акт начинается стадией освоения действительности, первая – это группа методов познавательной деятельности.Эта группа складывается из двух подгрупп: методы получения сведений, методы постижения сути.
В подгруппе методов получения сведений различаются традиционные журналистские методы и методы, заимствованные из конкретных социальных исследований.
Традиционные журналистские методы получения сведенийориентированы на выявление тех или иных состояний действительности и представление их главным образом в качественных характеристиках. Вообще-то к традиционным относятся 3 метода получения сведений: проработка документов, наблюдение и беседа.
Проработка документов– метод, с помощью которого журналист получает уже имеющиеся в обществе сведения, хранящиеся в многообразных «информационных кладовых». По типу деятельности документы бывают: государственно-административные; производственно-административные; общественно-политические; научные; нормативно-технические; справочно-информационные; художественные.
Второй ряд документов, сгруппированный по сферам их обращения, намного скромнее, хотя охватывает практически все стороны жизни людей. Сюда входят документы: производственные; общественных организации, бытовые.
Под производственными документамиимеется в виду совокупность текстов (в том числе личных: заявления, докладные и объяснительные записки, просьбы), которые обеспечивают информационное обслуживание производственной жизни трудовых коллективов, нужды управления в государственной и производственной сферах.
Документы общественных организаций– тексты, обеспечивающие информационное обслуживание деятельности партий, движений, объединений разного рода.
Бытовые документы–совокупность официальных и личных материалов, которая обеспечивает информационное обслуживание людей в быту, розыск – самое трудное.
При анализе документов необходимо:
1) различать описание событий и их интерпретацию (факты и мнения);
2) определять, какими источниками информации пользовался составитель документа, является она первичной или вторичной;
3) выявлять намерения, которыми руководствовался составитель документа, давая ему жизнь;
4) учитывать, как могла повлиять на качество документа обстановка, в которой он создавался.
Всегда полезно для проверки достоверности сведений из документа сопоставить их с данными, полученными из других источников информации другими методами.
Беседа как метод познавательной деятельности- это такой вид организованного речевого взаимодействия, который направляется со стороны журналиста отчетливо осознаваемыми познавательными задачами и предполагает выработку стратегии и тактики, соответствующих условиям взаимодействия.
Наблюдение. В его основе– способность человека воспринимать мир с помощью органов зрения и слуха, через аудиовизуальные контакты. наблюдение «снабжает» журналиста материалами непосредственно из текущей реальности. В профессиональной журналистской среде такой вид наблюдения давно известен как «метод перемены профессии», или «метод маски». Но на этом мы, действительно, завершим разговор о традиционных для журналистики методах получения сведений и перейдем к тем, которые заимствованы нами у социологов.
Конкретные социологические исследования (КСИ) – раздел социологии, который сконцентрирован на получении и интерпретации данных о проявлениях социальных законов и закономерностей на конкретных объектах в конкретных временных рамках и конкретных условиях.
Опрос. Сегодня в журналистике наиболее активно используется: оба вида опроса – интервьюирование и анкетирование; систематическое наблюдение; эксперимент.
Массовое интервьюирование– метод получения данных о состоянии общественного сознания, общественного мнения, общественной практики по тому или иному поводу с помощью устного опроса многих лиц.
Анкетирование – это метод получения тех же самых данных с помощью заочного (письменного) опроса посредством закрытых или открытых вопросников.
Систематическое наблюдение– вид социологического наблюдения, ориентированный на получение данных о развитии того или иного объекта, той или иной сферы действительности, о поведении того или иного лица с помощью многократных непосредственных и опосредованных контактов в течение сколько-нибудь длительного времени.
Эксперимент– метод получения сведений об объекте через выявление реакции на экспериментальный фактор, в качестве которого выступает одна или несколько его изменяемых характеристик.