Понятийный аппарат психологии невербальных коммуникаций
Теории ничего не доказывают, зато позволяют
выиграть время и отдохнуть, если ты вконец
запутался, стараясь найти то, что найти невозможно.
М. Твен
Обратимся к многочисленным определениям невербальных коммуникаций, имеющимся в социально-психологической литературе.
Невербальная коммуникация является преимущественно проявлением смысловой сферы личности. Она представляет непосредственный канал передачи личностных смыслов[125].
Невербальная коммуникация – взаимодействие между людьми с помощью неречевых средств, обмен невербальными посланиями и их интерпретация в данной ситуации[126].
Невербальная коммуникация– система неязыковых (не словесных) форм и средств передачи информации[127].
Невербальная коммуникация – это образ действий, в котором люди осуществляют коммуникацию намеренно или ненамеренно, без слов; невербальные сигналы включают лицевые экспрессии, тон голоса, жесты, прикосновения и взгляд[128].
В.А. Лабунская отмечает, что, несмотря на огромный интерес к психологии невербального общения специалистов из различных областей, на большое количество работ, выполненных исследователями различных ориентаций, на появление специальных журналов, психология невербального общения переживает не лучшие времена[129]. Одной из ее первых и основных проблем является терминологическая путаница.
Позиция В.А. Лабунской состоит в том, невербальное общение не может быть сведено как к феномену «невербальные коммуникации», так и к феноменам «невербальное поведение», «паралингвистика», «кинесика», «экспрессия», что достаточно часто наблюдается в психологии[130].
Исходя из вышесказанного, Лабунская предлагает авторскую терминологическую систему.
Невербальное общение – наиболее широкое и абстрактное понятие. Невербальное общение – это такой вид общения, для которого является характерным использование в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека невербального поведения и невербальных коммуникаций[131].
Невербальное поведение – более широкое понятие, чем невербальные коммуникации, но более узкое, чем невербальное общение. Это явление включено в понятие невербальное общение и обладает следующими характеристиками: целостность, непроизвольность и вариабельность. Важной характеристикой здесь является непроизвольность, которая подразумевает неосознанное использование невербальных символов, которые формируют имплицитные, т.е. скрытые коммуникации.
Невербальные коммуникации – это система невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения с большой степенью точности, которая в той или иной степени отчуждена и независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как лингвистическая знаковая система. Т.е. невербальные коммуникации – это в основном произвольные жесты, телодвижения, позы, которые приняты в конкретном социуме и которые могут варьироваться в зависимости от культурной среды или места проживания (в качестве примера можно привести жесты приветствия и т.п.). Основными характеристиками невербальных коммуникаций, отличающими их от невербального поведения, являются дискретность, произвольность и инвариантность[132]. За невербальными коммуникациями признается статус автономного «текста», имеющего план выражения, содержания и интерпретации, «текста», заменяющего «вербальный текст»[133].
Невербальное поведение, пишет В.А. Лабунская, в отличие от невербальных коммуникаций, – это просто средство информации, средство, улучшающее ориентировку одного человека в другом, не просто внешнее сопровождение психических явления. Если и можно говорить о невербальном поведении человека как инструменте познания внутреннего мира человека, то только потому, что оно и есть часть этого мира. Невербальное поведение – это не маска, которую можно снять или надеть, это сама личность во всех ее проявлениях. Совокупность вышеперечисленных характеристик придает особый статус невербальному поведению и отделяет его от невербальных коммуникаций[134].
Исходя из вышеприведенных определений, представим наше понимание объемов рассматриваемых понятий (по В.А. Лабунской) в виде рисунка 5.1.
Данная терминологическая система является практически единственной в отечественной психологии, в которой соотнесены объемы и содержания вышеуказанных феноменов.
Тот факт, что невербальная коммуникация является понятием более узким, чем невербальное общение, полностью согласуется с приведенным нами в первой главе анализом содержания объемов понятий «социальная коммуникация» и «общение». Напомним, что общение – понятие более широкое, чем понятие «социальная коммуникация», которая входит в его состав и в литературе чаще всего представлена как коммуникативная сторона общения или коммуникация в узком смысле слова (кроме социальной коммуникации общение включает в себя социальную перцепцию и интеракцию).
Рисунок 5.1. Соотношение понятий «невербальное общение», «невербальное поведение» и «невербальные коммуникации» по В.А. Лабунской
(исходя из представленных определений)
Но в то же время при анализе данной терминологической системы возникает ряд вопросов.
Во-первых, с одной стороны невербальное поведение противопоставляется по ряду основных характеристик невербальным коммуникациям; с другой – онопредставленокак более широкое понятие, нежели невербальные коммуникации. Правомерно возникает вопрос: по каким критериям сравниваются объемы понятий, имеющие прямо противоположные характеристики? Также не вносят ясности представленные во второй главе книги «Экспрессия человека: общение и межличностное познание» два типа невербального поведения[135], первый из которых по характеристикам полностью соотносится с понятием «невербальные коммуникации» (по данной терминологической системе). Из этого напрашивается вывод, что невербальное поведение включает в себя невербальные коммуникации. В таком случае, приведенная выше схема трансформируется, и будет иметь следующий вид:
Во-вторых, если исходить из множества понятий «социальная коммуникация», приведенных нами в первой главе, то в них не указано, что социальная коммуникация – это обмен только произвольной информацией между субъектами. Кроме того, в определении межличностной коммуникации Казаринова Н.В. указывает, что это – процесс намеренного или случайного обмена сообщениями между двумя или несколькими партнерами[136].
В-третьих, Лабунская говорит о том, что невербальная коммуникация отчуждена и независима от психологических и социально-психологических качеств личности. В связи с чем возникает вопрос о правомерности изучения невербальных коммуникаций психологией.
Рассмотрим другую точку зрения: А. Меграбян понятие «невербальное поведение» относит к действиям, которые отличаются от речи. По его представлению, сюда входят мимика, жесты кисти и руки, позы, положения тела и разнообразные движения тела, или ног, или ступней. Далее он пишет, что в более широком смысле, в котором это понятие традиционно употреблялось, оно являлось недостаточно точным, поскольку в обсуждение феноменов невербального поведения часто включалось множество неуловимых аспектов речи. Сюда относятся паралингвистические или голосовые явления, такие как основной частотный диапазон и диапазон интенсивности, речевые ошибки или паузы, скорость и длительность речи[137]. Таким образом, Меграбян включает в понятие «невербальное поведение» лишь кинесическую структуру, тем самым, исключая другие (проксемику, такесику, хеморецепцию, паралингвистику и экстралингвистику).
Приходится констатировать, что в настоящее время все еще остаются некоторые противоречия в определении понятий «невербальные коммуникации» и «невербальное поведение», что показывает на необходимость дальнейшего детального осмысления заявленной проблемы.
Классификация видов невербальной коммуникации. Существуют разные подходы к классификации видов невербальной коммуникации. На рисунке 5.2. представлена наиболее полная классификация, построенная по принципу максимального приближения к природной сущности невербальной коммуникации, т.е. учитывающая ее полисенсорную природу (разные сенсорные субканалы).
|
Рисунок 5.2. Общая система невербальных коммуникаций
В дополнение к описанной структуре необходимо также упомянуть такое явление как проксемика. Проксемика или пространственная психология – термин антрополога Э. Холла, который первым провел детальный анализ закономерностей пространственной организации общения, влияния расстояния между людьми и их ориентации в пространстве на характер межличностных отношений. Проксемика включает в себя такие аспекты, как расстояние между собеседниками, ориентация корпуса каждого из собеседников друг относительно друга и т.п.
Все эти виды невербальной коммуникации не изолированы друг от друга, находятся во взаимодействии, иногда дополняя друг друга, иногда противореча друг другу. Тем не менее, каждый вид экспрессии имеет самостоятельную традицию исследования.