Общие требования к безопасности и экологичности технических средств и технологических процессов

При проектировании и строительстве объектов экономики, при конструировании и эксплуатации оборудования в обязательном порядке учитываются технические и экологические требования безопасности. Каждый объект должен быть безопасным как для человека, так и для окружающей среды. В связи с этим в ходе эксплуатации проводится как правило 2 экспертизы безопасности объектов экономики.

1. Экспертиза безопасности оборудования и технологических процессов.

2. Экологическая экспертиза техники и технологических материалов.

Основные требования к безопасности оборудования и технологических процессов в зависимости от характера и назначения изделия излагается в системе стандартов по безопасности труда (ССБТ).

Основные требования к безопасности:

1. Требования к конструкции, оборудованию (устройство ограждений, блокировка включений при нерабочем состоянии, требования к освещению рабочих органов, приборов контроля, системы сигнализации).

2. Требования к обеспечению на объектах стандартизации и сертификации, санитарно-гигиенических условий, отвечающих действующим нормам (подвергаются системы местной вентиляции, системы освещения, различные фильтры, защитные экраны, средства снижения шума, вибрации, инфразвука).

3. Требования к электробезопасности (устройство электроизоляции, систем защитного заземления).

4. Эргономические требования по обеспечению удобства при запуске, управлении и обслуживании объектов, требования к качеству обработки и окраске поверхностей оборудования в соответствии с требованиями технической эстетики.

5. Требования к использованию сигнальной окраски и знаков безопасности.

6. Требования к методам и средствам контроля параметров опасных и вредных факторов производственной среды.

Экологическая экспертиза проектов– это комплексные оценки всех возможных экологических и социально-экономических последствий разрабатываемых проектов или конструкций объектов. Данная экспертиза направлена на предотвращение отрицательного влияния этих проектов на окружающую среду и решение поставленных задач с наименьшими затратами ресурсов. Экологическая экспертиза предприятия разрабатывается и проводится на основе требований Государственной экологической экспертизы.

ЦелямиГосударственной экологической экспертизы являются:

q обеспечение экологической безопасности и сохранение здоровья населения практически всех регионов;

q рациональное расходование природных ресурсов;

q соблюдение международных соглашений и договоров по вопросам охраны и использования ресурсов земли;

Государственная экологическая экспертиза является обязательной составной частью государственных процедур выдачи решения по финансированию, вводу объектов в эксплуатацию, а также открытию новых предприятий.

В ходе Государственной экологической экспертизы оценивается:

1. Полнота и достаточность материалов, отражающие задачи и требования охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

2. Соответствие проектных разработок в действующем нормативе.

3. Полнота учета требований по охране окружающей среды при выборе вариантов размещения новых объектов, при определении сырьевой базы, объема производства и предлагаемых технологий по видам продукции.

4. Технологии и оборудование в сравнении с мировым уровнем экологической безопасности аналогичного производства.

5. Экологическая безопасность продукции и отходов.

6. Правильность определения характера воздействия и его результатов в условиях нормальной эксплуатации, а также при авариях и экстремальных нагрузках.

7. Правильность определения устойчивости отдельных объектов, целых комплексов и их способность к восстановлению.

8. Правильность обоснования природоохранных мероприятий.

9. Методы учета и контроля различных видов воздействий на окружающую среду.

Для проведения экологической экспертизы при выборе площадки для строительства новых предприятий и при реконструкции действующих предприятий в государственные органы должны быть предоставлены следующие материалы:

q краткие сведения по обоснованию выбора района строительства с учетом физико-географических и метеорологических факторов.

q характеристики выбросов предприятием загрязняющих веществ в атмосферу, план района размещения предприятия с указанием размеров санитарных зон.

q намеченные решения по очистке и утилизации загрязняющих веществ.

q упрощенные расчеты степени загрязнения атмосферного воздуха в соответствии с ОНД-86 (отраслевой нормативный документ).

q обоснование данных об образовании аварийных и залповых выбросов.

q нормативы ПДК загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу данным предприятием, определение предельно допустимых выбросов (ПДВ), временно согласованных выбросов (ВСВ), предельно допустимых уровней (ПДУ) и т. д.

Расчет ПДВ производится с помощью современных методов с учетом значений фоновых концентраций загрязняющих веществ в зоне промышленного предприятия. Воздух, выбрасываемый в атмосферу установками общеобмена и вытяжками вентиляции предприятий, содержит обычно различные загрязняющие вещества в больших концентрациях.

Основным документом, регламентирующим расчет рассеивания и определение приземных концентраций выбросов промышленных предприятий, является методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий ОНД 86.

В основу методики положено условие, при котором суммарная концентрация каждого вредного вещества не должна превышать максимальную разовую предельную концентрацию данного вещества в атмосферном воздухе.

Довольно часто в соответствии с данной методикой приходится решать задачу по определению предельно допустимых выбросов, при которых выполняется условие не превышения предельной максимальной разовой концентрации.

Если выбросы превышают размеры ПДВ, то в этом случае предусматривается их очистка до значения рассеивания. На определенных стадиях работы предприятия или в случае аварии возможны т.н. залповые выбросы вредных веществ в атмосферу ПДВ которых рассчитывается также в соответствии с данной методикой.

Для транспортных средств и передвижных установок значения ПДВ устанавливается в соответствии со стандартами для единичного транспортного средства или установки. Если значения ПДВ по объективным причинам не могут быть достигнуты, то допускается поэтапное снижение выбросов вредных веществ действующих предприятий от временно согласованных результатов до допустимых значений выбросов.

Для снижения выбросов вредных веществ в атмосферу предусматриваются, как правило, следующие мероприятия:

1. Тщательная проработка технологического процесса с целью снижения количества выбрасываемых в атмосферу токсичных веществ или замены их на нетоксичные.

2. Повышение герметичности оборудования.

3. Разработка и применение эффективных систем пыле и газоочистки.

Решение о реализации выбросов в атмосферу должно приниматься только лишь после комплексной реализации данных мероприятий. Воздействие объектов экономики на геологическую среду определяется технологической нагрузкой– годовым количеством всех видов твердых и жидких отходов, поступающим в окружающую среду от предприятий. При экспертизе проектов производят проверку наличия у предприятия возможности переработки и захоронения твердых и жидких отходов, а также полноту использования новейших научно-технических достижений в области разработки и внедрения безотходных и малоотходных технологий.

Оценку экологического воздействия на гидросферу производят на основе баланса водообеспеченияпредприятия, в котором учитываются параметры водопотребления и водоотведения, а также объемы (м3/сутки) повторно используемой воды, промышленных сточных вод, хозяйственно-бытовых сточных вод и безвозвратных потерь воды.

При экспертизе проектов производится проверка наличия и полноты разработки предложений по созданию замкнутых систем водообеспечения с необходимым технико-экономическим обоснованием. При экспертизе проектов размещения крупных промышленных предприятий рассматривается состояние окружающей среды в районе, примыкающем к предприятию в радиусе 20-30 км. Устанавливаются размеры санитарно-защитных зон, которые регламентируются в соответствии с СанПиНом.

Утверждение проекта предприятия не допускается без проверки экологической экспертизы, по окончании которой выдается экологический паспорт. По действующему законодательству каждое предприятие должно иметь экологический паспорт.

Планирование проекта. Календарное и сетевое планирование.

Планирование проекта – имеет комплексный характер – содержит полную систему целей и задач, соответствующих им детальных работ и действий, направленных на достижение основной цели проекта.
Концептуальный план – начальный период, укрупненный план, усредненная оценка.
Стратегический план – долгосрочный план.
Тактический (детальный, операционный) план – на уровне ответственных исполнителей.
В ходе планирования должна появиться система таблиц:
1. Структурная система организации.
2. Калькуляция затрат.
3. Матрица распределения ответственности – создание команды проекта под цели и задачи проекта и распределение ответственности между ними.
4. Структура разбиения работ – иерархическая структура последовательной декомпозиции проекта на подпроект, пакет работ, пакет детальных работ.
Основание декомпозиции:
- компоненты товара, услуги, объекта;
- подразделения организационной структуры;
- процессы и функции деятельности организации;
- этапы жизненного цикла проекта;
- комбинированная структура.

Формы текущего планирования

Анализ функционирования технологического процесса является основой для текущего планирования, которое в организации представлено в виде краткосрочных и оперативных планов, отражающих тактику решения проблем, стоящих перед организацией.
Краткосрочные планы, как правило, охватывают годовой период, разрабатываются на среднем уровне управления организацией в виде производственной программы на основе поступивших заказов или на основе результатов маркетинговых исследований, а затем корректируются для отдельных подразделений на квартал и на месяц. Как правило, они содержат информацию о том, как эксплуатировать производственную систему организации в зависимости от изменения спроса.
Задачей краткосрочного планирования является обеспечение производства продукцией и услугами с минимальными затратами. В них так же отражена информация о планировании привлечения необходимого количества работников, об использовании производственных мощностей, о материальных затратах.
Помимо этого на год составляются финансовые планы, планы научных исследований, опытно-конструкторских разработок, планы специальных мероприятий по повышению квалификации работников и так далее.
На нижнем уровне управления на основе производственных программ предприятия осуществляется процессоперативного планирования, то есть: формируют собственные производственные программы и задания (для участков и бригад) с учетом возможности их выполнения на каждом рабочем месте. Они, как правило, содержат оперативно-календарный план запуска-выпуска изделий и сменно-суточные задания.
Оперативно-календарный план определяет последовательность и сроки запуска, обработки и выпуска изделий и их партий по дням недели, загрузку технологических линий и отдельных единиц оборудования. Данный план является основой для разработки сменно-суточных заданий.
В сменно-суточных заданиях перечисляется конкретная номенклатура и количество изделий, необходимых для нормального осуществления производственного процесса в данном цехе и в смежных с ним цехах.
На основе данных оперативного учета и контроля осуществляют корректирующие действия, поэтому процесс разработки смежного задания является и процессом регулирования производственной деятельности.
Сменно-суточные задания могут дополняться планом-графиком движения изделий и их отдельных частей в рамках технологического процесса.
Для построения производственных программ и оперативно-календарных планов обычно используют графики Ганта. Данный график представляет собой таблицу со столбцами. В левом указывается объект измерения или обозначение программы. Другие соответствуют подразделениям, времени (например, часы, если речь идет о почасовой работе, или дни и недели, если речь идет о контроле выполнения определенных видов работ). В верхней части построенных таким образом столбцов слева записывается цифра, указывающая объем работ, предусмотренный планом, а с правой стороны – нарастающий итог, исчисляемый начиная с первого столбца.
Обычно данные графики используют для изменения затрат рабочего времени или времени работы станков. Так же используют для наблюдения за выполнением плановых заданий и для выявления неиспользованных средств производства (рабочая сила и оборудование). Так как на графике отражается процесс выполнения заданий, он так же служит инструментом осуществления текущего контроля.
План движения изделий и их отдельных частей по технологической цепочке может выполняться в виде сетевого графика, на котором удобно отображать многоходовые действия. Сетевой график состоит из двух основных элементов: событий (неких качественно определенных состояний объекта планирования в тот или иной момент времени) и работ (действий, направленных на достижение поставленной цели, в результате которых одно событие сменяется другим и происходит поэтапное продвижение к цели). Таким образом, события и цель связаны друг с другом через выполнение работ. Цель и события на графике отражают кружочками, в которых указывается их содержание и порядковый номер, который расшифровывается в прилагаемом тексте. А работы обозначаются стрелками, ведущими от одного кружочка к другому, и несут на себе информацию о времени, необходимом для выполнения работы, и связанных с нею затратах. Время изображается в виде соответствующей цифры над стрелочками, а затраты под. Если для перехода от одного события к другому затрат не требуется, то связь между событиями изображается в виде пунктирной стрелки.
С помощью сетевого графика можно проследить полный путь движения к цели в виде цепочки взаимосвязанных работ и событий, включающей затраты, время и средства на него, а также представить или изобразить иные возможные варианты действий. Таким образом, сетевой график дает возможность составить более рациональный план осуществления каких-либо мероприятий, установить строгую очередность операций, их сроки, организовать контроль и наблюдение за их осуществлением.

Бизнес-план проекта.

Бизнес-план — это подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ,

описывающий цели и задачи, которые необходимо решить предприятию (компании), способы

достижения поставленных целей и технико-экономические показатели предприятия и/или проекта в

результате их достижения. В нем содержится оценка текущего момента, сильных и слабых сторон

проекта, анализ рынка и информация о потребителях продукции или услуг.

Бизнес-план:

» дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;

» содержит ориентир развития проекта (предприятия, компании);

» служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Бизнес-план предназначен, прежде всего, для трех категорий участников проекта:

» менеджеров — создателей бизнес-плана, разработка которого, помимо вышеуказанных

результатов, позволяет получить очевидные преимущества от самого процесса планирования;

» собственников, заинтересованных в составлении бизнес-плана с точки зрения перспектив развития

фирмы;

» кредиторов — обычно банков, для которых бизнес-план является обязательным документом,

подтверждающим коммерческую привлекательность проекта.

Таким образом, бизнес-план дает возможность понять общее состояние дел на данный момент; ясно

представить тот уровень, которого может достичь проект (предприятие); планировать процесс

перехода от одного состояния в другое. В настоящее время бизнес-планирование — общепринятая

форма ознакомления потенциальных инвесторов, кредиторов и прочих партнеров с проектом, в

котором им предлагается принять участие.

Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от размеров будущего проекта и сферы, к

которой он относится.

Так, если предполагается наладить производство нового вида какой-либо продукции, то должен

быть разработан весьма подробный план, диктуемый сложностью самого продукта и сложностью

рынка этого продукта. Если же речь идет только о розничной продаже какого-либо продукта, бизнес-

план может быть более простым.

Таким образом, состав и детализация бизнес-плана зависят от характера создаваемого предприятия

— относится ли оно к сфере услуг или к производственной сфере. Если предприятие

производственное, то на состав и детализацию бизнес-плана повлияет вид товара и будет ли этот товар

выпускаться для потребителей или для производителей.

Состав бизнес-плана также зависит от размера предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов

и перспектив роста создаваемого предприятия.

Примерный состав бизнес-плана

1.Вводная часть

—название и адрес фирмы

—учредители

—суть и цель проекта

—стоимость проекта

—потребность в финансах

—ссылка на конфиденциальность

2.Анализ положения дел в отрасли

—текущая ситуация и тенденции развития отрасли

—направление и задачи деятельности проекта

3.Существо предлагаемого проекта

—продукция (услуги или работы)

—технология— лицензии

—патентные права

4.Анализ рынка

—потенциальные потребители продукции

—потенциальные конкуренты

—размер рынка и его рост

—оценочная доля на рынке

5.План маркетинга

—цены

—ценовая политика

—каналы сбыта

—реклама

—прогноз новой продукции

6.Производственный план

—производственный процесс

—производственные помещения

—оборудование

—источники поставки сырья, материалов, оборудования и рабочих кадров

—субподрядчики

7. Организационный план и управление персоналом

—форма собственности

—сведения о партнерах, владельцах предприятия

—сведения о руководящем составе - организационная структура

8. Степень риска

—слабые стороны предприятия - вероятность появления новых технологий

—альтернативные стратегии

9.Финансовый план

—отчет о прибыли

—отчет о движении денежных средств

—балансовый план

—точка безубыточности

10.Приложения

—копии контрактов, лицензии и т. п.

—копии документов, из которых взяты исходные данные

—прейскуранты поставщиков.

Исходная информация для составления бизнес-плана

Этот этап предшествует составлению бизнес-плана и позволяет четко определить цели и задачи

будущего проекта.

Информация о спросе подразумевает выяснение (уточнение) характеристик продукции проекта,

возможную цену (торговые наценки), конкурентов, объем спроса с учетом рыночных трендов и место

реализации продукции.

Необходимые данные можно получить, обратившись в соответствующие специализированные

организации или проведя собственные исследования. Источником информации могут стать

публикации отраслевых ассоциаций, правительственные отчеты и статьи в научных журналах.

Данные о потенциальных размерах рынка могут обосновать те положения бизнес-плана, которые

касаются маркетинга.

Производственная информация включает определение производственных потребностей

предприятия, зависящих от того, какую продукцию оно собирается выпускать. Большую часть

необходимой информации можно получить у производителей аналогичной продукции.

При сборе производственной информации необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

» производственные операции: необходимо установить перечень всех базовых операций по

обработке и сборке, выяснить, нельзя ли поручить некоторые из них субподрядчикам, а если

можно, то какие и кому;

» сырье и материалы: составить список всех видов сырья и материалов, установить название фирм-

поставщиков, их адреса и ориентировочные цены;

» оборудование: составить спецификацию всего необходимого оборудования и по каждой единице

оборудования выяснить, можно ли взять его в аренду или нужно покупать;

» трудовые ресурсы: составить перечень специальностей с указанием числа работников по каждой

специальности, их заработной платы и выявить возможности подготовки таких специалистов;

» помещения: определить потребность в производственных площадях, возможности аренды

помещений, их покупки и т. д.;

» накладные расходы: расходы на покупку инструментов, спецодежды, канцелярских товаров, на

оплату счетов за электроэнергию; водопровод и прочие муниципальные услуги, на заработную

плату управленческого персонала и т. д.

Финансовая информация необходима для всесторонней оценки финансовых аспектов деятельности

предприятия. На основании этой информации потенциальные инвесторы будут судить о

рентабельности проекта; о том, сколько денег потребуется вложить в предприятие, чтобы «поставить

его на ноги» и покрыть текущие расходы начального этапа; о том, каким образом можно получить

необходимые средства (выпуск акций, займы и пр.).

Одна из сложнейших задач при составлении бизнес-плана — проведение анализа цен на товары

конкурентов. Ведь в реально функционирующей рыночной экономике информация о ценах чаще всего

— коммерческая тайна изготовителя. Публикуются лишь цены предложения, но они значительно

отличаются от цен реальных поставок из-за использования разнообразных скидок.

При формировании цен на продукцию (работы или услуги) необходимо учитывать различные меры

государственного лимитирования или регулирования уровней цен и их динамики (гл. 3).

Существуют 3 основных финансовых отчета, позволяющие оценить жизнеспособность проекта: 1)

отчет о движении денежных средств; 2) отчет о прибыли; 3) балансовый отчет.

Разработчики бизнес-плана

Оптимальным является вариант, когда бизнес-план составляет предприниматель или специалисты

предприятия с привлечением профессиональных консультантов. Последние помогают «увидеть»

проект, правильно расставить акценты, оценить эффективность проекта и придать «товарный вид»

бизнес-плану. Особенно важна роль профессиональных консультантов при подготовке разделов

анализа рынка, плана маркетинга, анализа рисков и финансового плана.

Содержание бизнес-плана

Вводная часть (резюме проекта)

Вводная часть, как правило, пишется уже после того, как составлен весь план. Она должна быть

краткой (не более 2—3 страниц) и трактоваться как самостоятельный рекламный документ, т. к. в ней

содержатся основные положения всего бизнес-плана. Указываются название и адрес предприятия,

имена и адреса учредителей, основные положения предлагаемого проекта, его суть и цель, стоимость

проекта, потребности в финансах.

Вводная часть должна быть написана так, чтобы вызвать интерес у потенциального инвестора. По

содержанию вводной части инвестор часто судит о том, стоит ли ему терять время дальше и читать

план до конца. Нужно четко и убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта, а

именно: чем будет заниматься предприятие, сколько денег потребуется в него вложить, какой

ожидается спрос на продукцию (работы или услуги) и почему предприятие добьется успеха.

Анализ положения дел в отрасли

В этом разделе описываются основные направления и цели осуществления будущего проекта.

Очень важно преподнести идею нового проекта в контексте сложившегося состояния дел в отрасли.

Необходимо продемонстрировать глубокое понимание состояния предприятия и той отрасли

индустрии, в которой оно будет работать и конкурировать, т. к. одним из критериев победы в

конкурентной борьбе является ситуация на рынке продукции этого класса.

В бизнес-плане рекомендуется дать анализ текущего состояния дел в отрасли и сведения о

тенденциях развития. Рекомендуется также дать справку по последним новинкам, перечислить

потенциальных конкурентов, указать их сильные и слабые стороны. Необходимо также изучить все

прогнозы по данной отрасли и в результате ответить на вопрос, на какого именно потребителя

рассчитаны товары или услуги предприятия.

Существо предлагаемого проекта

В этом разделе необходимо дать четкое определение и описание тех видов продукции или услуг,

которые будут предложены на рынок. Следует указать некоторые аспекты технологии, необходимой

для производства продукции. Важно, чтобы этот раздел был написан ясным, четким языком,

доступным для понимания неспециалиста.

При описании основных характеристик продукции делается акцент на тех преимуществах, которые

эта продукция несет потенциальным покупателям, а не на технических подробностях. Детальная

информация о технологическом процессе может быть дана в Приложении.

Очень важно подчеркнуть уникальность или отличительные особенности продукции или услуг. Это

может быть выражено в разной форме: новая технология, качество товара, низкая себестоимость или

какое-то особенное достоинство, удовлетворяющее запросам покупателей. Также необходимо

подчеркнуть возможность совершенствования данной продукции.

В этом же разделе следует описать имеющиеся патенты или авторские права на изобретение или

привести другие причины, которые могли бы воспрепятствовать вторжению конкурентов на рынок.

Такими причинами могут быть, например, эксклюзивные права на распространение или торговые

марки.

Анализ рынка

Рынок и маркетинг (гл. 8) — решающие факторы успеха проекта. Самые гениальные технологии

оказываются бесполезными, если на них нет своих покупателей. Поэтому данный раздел наиболее

труден для написания. Для того чтобы убедить инвестора в существовании рынка для продукции

проекта, нужно определить тот сегмент рынка, который будет для предприятия главным. Как правило,

новые предприятия могут успешно конкурировать лишь на одном, достаточно узком сегменте рынка.

Выбор такого сегмента может зависеть и от остроты конкурентной борьбы, которая для одного типа

продукции может быть слабее, для другого— сильнее.

После определения конкурентного сегмента рынка приводится описание структуры клиентуры

(покупателей) внутри этого сегмента.

Очень важно определить непосредственных конкурентов, их сильные и слабые стороны, оценить

потенциальную долю рынка каждого конкурента. Необходимо показать, что продукция проекта может

конкурировать с точки зрения качества, цены, распространения, рекламы и других показателей.

План маркетинга

В этом разделе необходимо показать, почему клиенты будут покупать продукцию. В нем

описывается, каким образом предполагается продавать новый товар или услугу, какую за него

назначить цену и как проводить рекламную политику. Конкретные детали маркетинговой стратегии

часто оказываются сложными, комплексными и затрагивают такие области, как маркетинговая

расстановка, ценовая политика, торговая политика, реклама и т. д. В любом бизнесе при

формировании проектов, связанных с продажей и сбытом, требуется детальный анализ этих факторов.

Потенциальные инвесторы считают план маркетинга важнейшим компонентом успеха нового

предприятия, поэтому нужно убедиться, что предполагаемая стратегия действительно может быть

реализована. На действующих предприятиях план маркетинга составляется на год вперед. За его

выполнением внимательно следят и ежемесячно или даже ежедневно вносят в него поправки с учетом

изменяющейся ситуации на рынке. Начинающий предприниматель должен научиться составлять план

маркетинга и сверять с ним свои текущие решения. Часто план маркетинга оказывается очень

объемным, тогда часть материалов следует поместить в Приложение к основной части бизнес-плана.

В этом разделе делается маркетинговая расстановка (обеспечение конкурентоспособности

продукции) и указываются основные характеристики продукции (работ или услуг) в сравнении с

конкурирующими. Рассматриваются: цены, ценовая политика, торговая политика, каналы сбыта,

реклама и продвижение продукции на рынке, политика поддержки продукции, проявление интереса со

стороны вероятных покупателей, прогноз новой продукции.

Производственный план

В этом разделе должны быть описаны все производственные и другие рабочие процессы. Здесь же

рассматриваются все вопросы, связанные с помещениями, их расположением, оборудованием,

персоналом. Если создаваемое предприятие относится к категории производственных, то необходимо

полное описание производственного процесса: как организована система выпуска продукции и как

осуществляется контроль над производственными процессами, каким образом будут

контролироваться основные элементы, входящие в стоимость продукции (например, затраты труда и

материалов), как будет размещено оборудование. Если некоторые операции предполагается поручить

субподрядчикам, следует дать о них сведения, включая название субподрядчика, его адрес, причины,

по которым он был выбран, цены и информацию о заключенных контрактах. По тем операциям,

которые предполагается выполнить собственными силами, необходимо дать схему производственных

потоков, список производственного оборудования, сырья и материалов с указанием поставщиков

(название, адрес, условия поставок), ориентировочную стоимость, а также список производственного

оборудования, которое может понадобиться в будущем. Наконец, в этом разделе должно быть

отражено, насколько быстро может увеличиться или сократиться выпуск продукции.

Организационный план, управление персоналом

В этом разделе указывается форма собственности создаваемого предприятия: будет ли это

индивидуальное предприятие, товарищество или акционерное общество. Если это товарищество,

необходимо привести условия, на которых оно строится. Если акционерное общество — необходимо

дать сведения о количестве и типе выпускаемых акций.

Приводится организационная структура будущего предприятия. Даются сведения о количестве

персонала и расширении штата, обучении и подготовке кадров, а также о привлечении консультантов,

советников, менеджеров.

Если бизнес-план разрабатывается для проекта, следует привести сведения об участниках проекта и

план-график его осуществления.

В этом разделе рассматриваются вопросы руководства и управления предприятием (проектом).

Объясняется, каким образом организована руководящая группа, и описывается роль каждого ее члена

(гл. 7 и 21). Приводятся краткие биографические сведения о всех членах Совета директоров.

Анализируются знания и квалификация всей команды в целом, т. к. следует помнить: необходима

сбалансированная руководящая группа. В идеальном случае таланты и умение каждого ее члена будут

дополнять друг друга и охватывать все функциональные области бизнеса (маркетинг; финансы;

вопросы, связанные с персоналом; производственный процесс). Однако маловероятно, что небольшая

фирма на ранней стадии своего становления сможет собрать достаточно хорошо сбалансированную

команду. В этом случае для выявления слабых сторон управления предприятием можно

воспользоваться услугами консультантов.

В этом же разделе должны быть представлены данные о руководителях основных подразделений,

их возможностях и опыте, а также об их обязанностях. Детальные анкетные данные и характеристики

приводятся в Приложении. В этом разделе освещается механизм поддержки и мотивации ведущих

руководителей, т. е. каким образом они будут заинтересованы в достижении намеченных в бизнес-

плане целей, как будет оплачиваться труд каждого руководителя (оклад, премии, долевое участие в

прибыли). Рекомендуется представить организационную схему с указанием места каждого

руководителя в организационной иерархии.

Ознакомившись с организационным планом, потенциальный инвестор должен получить

представление о том, кто именно будет осуществлять руководство предприятием и каким образом

будут складываться отношения между членами руководства на практике.

Анализ рисков

Каждый новый проект на своем пути неизбежно сталкивается с определенными трудностями,

угрожающими его осуществлению. Для предпринимателя очень важно уметь предвидеть подобные

трудности и заранее разработать стратегии их преодоления. Необходимо оценить степень риска и

выявить те проблемы, с которыми может столкнуться бизнес.

Главные моменты, связанные с риском проекта, должны быть описаны просто и объективно. Угроза

может исходить от конкурентов, от собственных просчетов в области маркетинга и производственной

политики, ошибок в подборе руководящих кадров. Опасность представляет также технический

прогресс, который способен мгновенно «состарить» любую новинку. Даже если ни один из этих

факторов не представляет реальной угрозы для предприятия, в бизнес-плане необходимо на них

остановиться и аргументированно объяснить, почему не стоит беспокоиться на этот счет.

Полезно заранее выработать стратегию поведения и предложить пути выхода из вероятных

рискованных моментов в случае их внезапного возникновения. Наличие альтернативных программ и

стратегий в глазах потенциального инвестора будет свидетельствовать о том, что предприниматель

знает о возможных трудностях и заранее к ним готов.

Финансовый план

Финансовый план — важнейшая составная часть бизнес-плана. Его основные показатели: объем

производства и продаж, выручка от реализации, прибыль, чистый оборотный капитал, себестоимость и

некоторые другие (гл. 12). Финансовый план составляется на 3—5 лет и включает: отчет о прибыли,

отчет о движении денежных средств, балансовый отчет, а также группу показателей,

характеризующих платежеспособность и ликвидность, управление активами, соотношение заемных и

собственных средств. При составлении финансового плана анализируется состояние потока реальных

денег, устойчивость предприятия, источники и использование средств. В заключение определяется

точка безубыточности.

Отчет о прибыли составляется, по крайней мере, на первые 3 года, причем данные за 1-й год

должны быть представлены в месячной разбивке. Он включает данные о прибыли от операций,

балансовой, чистой, нераспределенной прибыли. Источником данных для отчета служит план

Наши рекомендации