Тема 1. Специфика проникновения информационно-коммуникативных технологий в жизнь современного российского общества
Кафедра философии и социальных наук
Компьютерные технологии в связях с общественностью
учебное пособие
Автор: к.и.н., доцент кафедры В.Н. Беляева
Нижний Новгород
Содержание:
1. Конспект лекций. 3
Тема 1. Специфика проникновения информационно-коммуникативных технологий в жизнь современного российского общества. 3
Тема 2. Свободное программное обеспечение. 8
Тема 3. Операционные системы.. 16
Тема 4. Основные сведения о работе с программами обработки текстов, таблиц, презентаций, макетирования и верстки. 20
Тема 5. Компьютерная графика. 42
Тема 6. Системы оптического распознавания текста. 49
Тема 7. Системы машинного перевода. 53
Тема 8. Работа с аудио- и видеофайлами. 57
Тема 9. Специфика работы в сети Internet 64
Тема 10. «Облачные» ресурсы.. 72
Тема 11. Специализированные программные продукты для специалистов по связям с общественностью и рекламе. 81
Тема 12. Использование сетевых ресурсов в управлении крупными коммуникативными проектами. 85
Тема 13. Типы носителей информации и их особенности. 89
Тема 14. Информационная безопасность. 94
2. Тест для самоконтроля. 104
3. Примерные темы программированных заданий. 109
4. Контрольные вопросы.. 111
5. Глоссарий. 112
6. Список принятых в учебном пособии сокращений. 119
7. Рекомендуемая литература. 120
Конспект лекций
Тема 1. Специфика проникновения информационно-коммуникативных технологий в жизнь современного российского общества
По мере накопления в обществе различных видов информации невиданными темпами возрастает интенсивность её потребления во всех сферах жизнедеятельности общества. Постепенно на первое место выдвигается содержательный аспект информации, её релевантность (значимость, существенность, важность) по отношению к деятельности людей. Именно это позволяет объединить понятия «знания» и «информация», в новое единое фундаментальное понятие «информационный ресурс».
Информация стала превращаться в важнейший стратегический ресурс общества. С расширением использования информационного ресурса связывается переход общества в принципиально новую фазу своего развития – так называемое «информационное общество», где возможно появление принципиально новых форм социальной активности индивида и целых социальных групп в форме социально-информационных технологий.
Информационные технологии возникают как средство разрешения противоречия между накапливающимися во всё возрастающих объемах знаниями, с одной стороны, и возможностями и масштабами их социального использования, с другой.
Отсюда двоякая роль информационных технологий: с одной стороны, это средство преобразования знаний в информационный ресурс общества; с другой – это средство реализации социальных технологий и преобразования их в социально-информационные технологии, которые могут уже непосредственно использоваться людьми в системах государственного управления и общественного самоуправления.
Коммуникационные технологии или IT(это аббревиатура от английского выражения Information Technology) – понятие охватывает практически всё, что связано с электроникой: компьютеры, любые другие электронные средства связи, а также микросхемы, программное обеспечение и др.
Таким образом, информационные технологии с технологической точки зрения - это, по сути, оборудование, с помощью которого мы можем хранить, обрабатывать и передавать информацию, и методы, возможно, алгоритмы по обработке этой информации.
Формирующиеся в обществе во всё возрастающем объеме информационные ресурсы и ускоряющиеся темпы их потребления в системах управления всеми сферами жизнедеятельности общества с помощью социально-информационных технологий являются главными признаками информационного общества и ключевыми факторами оптимизации его развития.
Информационные технологии охватывают сегодня бизнес, науку, государственные институты и структуры гражданского общества. Увеличивается разнообразие и возможности выбора, растет сотрудничество и кооперация специалистов в различных сферах науки и практики.
Стремительное развитие высоких технологий изменяют само понятие коммуникаций, все новые и новые инструменты попадают в руки профессиональных коммуникаторов. Огромные и постоянно растущие возможности Интернета изменяют не только подход к массовым коммуникациям, но и сами стереотипы восприятия информации сознанием.
В последнее десятилетие многие страны мира демонстрируют политику, которая способна быстро продвинуть общество на новый уровень развития. Так, в ведущих мировых странах были приняты программы развития глобальной информационной инфраструктуры, куда в число приоритетных задач было включено формирование информационного общества.
Особое внимание заслуживает «Окинавская хартия глобального информационного общества» принятая на саммите большой «восьмерки» 22 июля 2000 года. В ней подчеркивалась необходимость сокращения разрыва в доступе к информационным технологиям между развитыми и развивающимися странами. Главная задача, сформулированная участниками саммита, заключается не только в стимулировании и содействии переходу к информационному обществу, он и в полной мере реализация его экономических, социальных и культурных преимуществ.
Рассмотрение проблемы «цифрового разрыва» между высокоразвитыми и развивающимися странами заняло важное место в повестке дня встречи лидеров стран большой «восьмерки» 20-22 июля 2001 года в Генуе. Тогда был подписан план действий, призванный ликвидировать так называемое «цифровое неравенство», которое становится все более очевидным как на национальном, так и на международном уровне. План предусматривает, в частности, разработку национальных стратегий в области новых информационных и телекоммуникационных технологий.
Информационно-коммуникативные технологии в России
В Российской Федерации стратегия развития ИКТ последние десять лет определялась принятой в 2001 году федеральной целевой программой «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)». На сегодняшний день (2013г.) результаты этой программы можно оценить как незначительные: в полной мере электронный документооборот между государственными органами, а также электронные коммуникации между государственными органами и гражданами так и не функционируют. Хотя после завершения предполагавшегося срока внедрения электронных коммуникаций в жизнь органов государственного управления ситуация несколько меняется в лучшую сторону.
В 2008 году вниманию россиян был предложен проект «Стратегии развития информационного общества в России». В нем были провозглашены принципы построения информационного общества в Российской Федерации: сотрудничество и партнерство государства, бизнеса и гражданского общества; опережающее развитие информационной инфраструктуры общества; создание благоприятной среды для развития информационной инфраструктуры; обеспечение гражданам доступа к информации, идеям и знаниям, к использованию информационно-коммуникационных технологий; укрепление доверия и безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий; обеспечение свободы массовой информации и независимости средств массовой информации; содействие развитию глобального информационного общества; международное сотрудничество.
В 2010 году была принята новая программа правительства, получившая красноречивое название «Информационное общество» (2011 - 2020 годы), план реализации которой можно видеть на схеме 1.
Схема 1. План реализации государственной программы «Информационное общество (2011-2020гг.)»
Рынок информационно-коммуникативных технологий растет быстрее экономики в целом. По прогнозам аналитиков к 2015 году количество компьютеров в мире должно достигнуть 2 млрд. в настоящее время в мире около 1млрд. 50млн. компьютеров (причем, только 20млн. из них в России).
В 2007 году в мире было создано около 240 млрд. гигабайт информации, В 2008 году темпы роста объемов цифровой информации на 3% превысили предыдущие прогнозы IDC[1], согласно результатам нового исследования той же аналитической компании под названием «Хотя экономика сокращается, цифровая вселенная расширяется» (As the Economy Contracts, the Digital Universe Expands). В 2011 году произведено и сохранено 1,8 трлн. гигабайт данных. В будущем цифровая вселенная, предположительно, будет удваиваться в размере каждые 18 месяцев. В 2012-м было создано в 5 раз больше цифровой информации, чем в 2008 году – 487 млрд. Гб цифровых данных.
Большое количество информации генерируется без участия человека. Большое количество компьютеров, объединенных в сети, «умные» устройства в процессе взаимодействия между собой также генерируют очень большое, намного больше, чем всё человечество, информации.
Значительная доля информации хранится в Интернете. В 2006 году в сети хранилось всего 161 млрд. Гб данных. По данным IDC в 2009 году объем данных вплотную приблизился к отметке в 500 экзабайтов (500 млрд. Гб). Объем хранящейся в Интернете информации удваивается приблизительно каждые полтора года. По оценкам IDC, к 2012 году суммарный объем контента Всемирной сети увеличится до 2 500 экзабайтов.
В настоящий момент Россия столкнулась с рядом проблем развития информационного общества:
1) асимметрия развития спроса и предложения. (Правительство уделяло большое вниманию развитию ИКТ в бизнесе и производстве, стимулированию продвижения информационных услуг на рынке, однако было предпринято явно недостаточно усилий для формирования спроса в обществе).
2) Отсутствие системы обучения граждан и служащих в сфере использования ИКТ. Зачастую данная проблема решается исключительно за счет инициативы работника – гражданина.
3) Отсутствие осознания гражданами России, что развитие информационного общества уже не остановится.
4) «Цифровой разрыв» в ментальности, а не в технических средствах (группа риска – люди за 40, люди боятся пользоваться банкоматами – пример, Сбербанк).
В настоящий момент происходит очевидная вторичная стратификация общества на основании готовности пользоваться ИКТ в повседневной жизни. Информационный разрыв сегодня – это не отсутствие компьютера, а несформированная потребность человека быть членом информационного сообщества.
Схема2. Угрозы и благоприятные тенденции формирования информационного общества
Информационное общество |
Наличие ложной информации |
Вирусы |
Использование информации не по назначению |
Уход в виртуальную реальность |
Увеличение возможностей человека |
Саморазвитие, самообучение человека |
Простота использования |
Наполнение культурного богатства |
Доступность информации |
Большое количество информации |
Затрудненный поиск нужной информации |
- угрозы |
- позитивные тенденции |