Лекция: Информационное общество и информационный рынок

В лекции рассматриваются основы построения информационного общества и информационного рынка. Рассмотрены их особенности, задачи, подходы к реализации.

Содержание

· Вопросы для самоконтроля

· Задачи и упражнения

Информационное общество – общество, развивающееся на основе информационных потоков и ресурсов, общество, в котором ценность всех ресурсов определяется ценностью получения, хранения, использования информационного ресурса.

Отличительные стороны и особенности этого общества:

· информационная открытость;

· технологичность;

· интеллектуальность;

· компьютеризация;

· коммуникативность;

· безопасность;

· гибкость и самоорганизация.

В то время как основой индустриального общества являются капитал и труд, основой информационного общества становятся информация (информационный труд) и знания (информационный капитал).

В одной отдельно взятой стране построить информационное общество невозможно, так как этот процесс связан с интеграционными процедурами различного характера в глобальном масштабе. Тем не менее, актуальны задачи вхождения каждого государства в информационное общество.

Концепция государственной информационной политики выделяет следующие объекты и системы информационной сферы:

· система формирования и использования информационных ресурсов;

· информационно-телекоммуникационная инфраструктура;

· рынок телекоммуникационных средств, продуктов и услуг;

· бытовая компьютеризация;

· системы обеспечения информационной безопасности;

· правовая база информационных отношений.

Проблема информатизации общества тесно связана с электронным бизнесом и информационным рынком.

В современном обществе скорость и необходимость обмена информационными ресурсами растет по отношению к скорости и необходимости обмена материальными ресурсами, что приводит к высоким темпам роста ценности информации.

Информация определяет развитие производительных сил и производственных отношений в государстве, становится товаром.

Информация в современном обществе стала стратегическим ресурсом, ибо она определяет ключевые системы общества, системы, обеспечивающие жизнедеятельность, жизнеспособность общества.

На информационном рынке не так важны географическое положение и размеры, численность населения, важны, в первую очередь, наличие информационных сетей, развитие компьютерной индустрии и связи, полнота, скорость и надежность передачи и обработки информации.

Основные особенности информационного продукта как товара:

· информация не исчезает при потреблении;

· информация со временем подвергается "моральному износу";

· потребление информации должно быть адресным;

· информационные ресурсы часто доступны и бесплатно, минуя рыночные структуры и др.

Не полностью разработаны принципы собственности на информацию: она может быть общественной и частной, используемой многими пользователями, отображающей даже скрытые в ней (заложенные) знания, она не отчуж­дается полностью от производителя и т.п.

Нет, в принципе, свойства исчерпывания, расходования.

Сложны проблемы оценки стоимости информации, часто она не отражает классическое соотношение "стоимость – цена", используемое при производстве любых продуктов и часто цена определяется по прецедентам (уникальности), тарифам.

Цена часто не является денежным выражением стоимости и косвен­ным показателем затраченного общественно-необходимого труда: идентичные по потребительским возможностям программные продукты различных фирм-изготовителей могут значительно, на порядок, отличаться ценой.

Не работает и закон стоимости, согласно которому цена должна совпадать со стоимостью, а издержки производства должны определять эту цену. Цена информационного продукта резко снижается по мере увеличения числа пользователей, а с целью увеличения их и получения дополнительной прибыли производитель старается защитить продукт от несанкционированного использования (копирования), часто за счет рисковой надбавки при формировании цены.

Информационный товар может быть поставлен и бесплатно (условно-бесплатно), в надежде "привязать" потребителя к нему, к его дальнейшим модификациям.

Электронный бизнес – эффективная система ведения деловых процедур электронным способом, свободная от географических и других неэкономических, некоммерческих ограничений и позволяющая сочетать атрибуты классической экономики и атрибуты сетевого обслуживания.

Электронный бизнес – это больше, чем электронная коммерция. Он подразумевает не только электронную торговлю, но и деловые процессы. Электронный бизнес можно определить как комплекс бизнес-отношений.

Объем электронных сделок растет и связан с ростом приобщения людей к работе в компьютерных сетях и Интернет.

Важное преимущество электронных каналов ведения бизнеса – тесный контакт покупателей и компаний, при котором внимательное отношение к покупателю становится решающим фактором в конкурентной борьбе, поскольку конкуренты будут находиться на расстоянии одного щелчка мыши.

При этом практически утрачивается живое общение с клиентом, у менеджера отсутствует конкретное представление о потребностях клиента, его задачах, стратегическом поведении и т.д. Клиент общается, например, с банком путем совершения стандартных сделок в информационной системе и организация отношений с клиентом в электронном банкинге - достаточно важная задача, которая должна учитывать реальное удовлетворение спроса виртуального клиента. При этом следует учитывать, что клиенты не хотят иметь дело с большими безликими организациями (сказывается и боязнь пирамид), они стремятся установить взаимоотношения с "брэндами".

Необходимо сочетание бизнес-моделей финансовой организации, психолого-экономических моделей общения клиента с сотрудниками банка и принятия решений, которые будут упрощать, делать более удобным и экономящим время банковское обслуживание. Здесь есть главная опасность банка – организация неограниченного доступа к своим операционным системам для клиента, так как при совершении транзакций через Интернет клиенту невозможно отказать в совершении операции, если она удовлетворяет определенным на сайте банка условиям.

Информационные продукты и услуги порождают информационный рынок – систему экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе, с определенной номенклатурой продуктов и услуг, определенными рыночными условиями и ценами.

Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть как разработчики, так и распределители таких информационных товаров и услуг, например консалтинговые фирмы.

Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица.

Инфраструктура информационного рынка – совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.

Современный информационный рынок базируется на трех взаимодействующих категориях: информации в электронной форме, электронной сделке, электронной коммуникации.

Современный информационный рынок имеет ряд секторов, в частности, следующие:

· деловой информации – правовая, экономическая, статистическая, коммерческая, политическая, военная и др.;

· юридической (нормативной) информации;

· специальной, профессиональной, научно-технической информации;

· социально-бытовой (потребительской) информации;

· технической и программной информации.

Отличительной особенностью информационного рынка является и то, что там пока не действует основной принцип рыночной экономики: спрос рождает предложение.

Статистика во многих странах свидетельствует, что не потребитель и не его стремление приблизиться к товару, услугам, определяют объем электронных услуг, а напротив, поставщики и производители приходят к выводу о необходимости приблизиться к потребителю, обеспечить электронный контакт с ним, обеспечить его привязку к своему товару или услугам.

Еще одной особенностью информационного рынка является то, что наряду с его расширением происходит ликвидация лишних промежуточных звеньев в области взаимоотношений поставщиков и покупателей информации.

Это, с другой стороны, часто приводит к сокращению числа людей, занятых в сфере информационного бизнеса.

С помощью WWW-технологий развиваются сетевые применения:

· сетевая экономика;

· сетевые банковские расчеты;

· сетевое (дистанционное) обучение;

· сетевые биржевые торги и сделки;

· сетевое транспортное и туристическое обслуживание;

· сетевое страхование;

· сетевой консалтинг и контроллинг и др.

Развитие электронной коммерции государства упирается в консерватизм исполнительных структур, заставляя административную политику и коммерческую практику. В частности, это касается взаимоотношений провайдеров и держателей контента.

В 1997 г. ООН приняла "Типовой закон об электронной торговле", на основе которой большинство развитых стран приняли соответствующие правовые нормы.

В 2000 г. Европарламент одобрил директиву по правовым аспектам электронной торговли в Европе.

В России электронная торговля также развивается и достаточно быстро и объемно.

Отдельно остановимся на рынке программных (интеллектуальных) продуктов.

В связи с появлением все большего числа разработчиков, мощных инструментальных систем программирования (объектно-ориентированные и визуальные среды, например) становится все легче и быстрее (дешевле) создавать программные продукты, а затраты на тиражирование программ почти равны нулю, что существенно влияет на экономические отношения на рынке программных продуктов.

Производители часто применяют метод бесплатной (условно платной) поставки программ с целью дальнейших продаж услуг, ориентированных на них.

Законы об интеллектуальной собственности в со­временном виде часто не имеют должной силы в области программного обеспечения (следует, впрочем, отметить тенденцию к улучшению). Обычно используют либо жесткие механизмы программной, экономической или правовой защиты прав владельцев программных продуктов, которые не способствуют развитию рынка программных продуктов, технологий и услуг.

Многие достойные программные продукты (лицензионные версии которых стоят несколько сотен условных единиц) продаются в пиратских версиях дешево, не принося создателям прибыли.

Чем известней и популярней про­граммный продукт, тем больше людей хотят получать новые его версии.

Кроме того, развивается аутсорсинг – продажа не программных продуктов и технологий, а услуг, основанных на них.

Развитые страны участвуют как в построении мирового информационного общества, так и региональных информационных сообществ.

Европейское сообщество с 1994 года реализует задачу построения информационного европейского общества (Europe and the global information society).

Стратегические цели этой задачи:

· либерализация телекоммуникационного сектора и улучшение условий для бизнеса;

· социальная ориентация, поддержка региональных инициатив достижения согласованного развития;

· общий план действий в области образования, обучение в течении всей жизни;

· поддержка европейской индустрии производства в результате которой будут созданы дополнительно около 1 млн. рабочих мест в течение 10 лет;

· общие программы научных разработок.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое информационное общество?

2. Каковы отличительные черты информационного общества?

3. Каковы научно-технические предпосылки информационного общества?

4. Каковы правовые предпосылки информационного общества?

5. Каковы экономические предпосылки информационного общества?

6. Что такое информационный рынок?

7. Каковы отличительные черты информационного рынка?

8. Что такое информационный товар?

9. Чем отличается информационный товар от обычного товара?

10. Что такое электронный бизнес?

11. Каковы отличительные черты электронного бизнеса?

12. Что такое сетевая коммерция?

13. Каковы опасные последствия развития информационного общества?

14. Каковы особенности рынка программных продуктов?

Задачи и упражнения

1. Написать эссе на тему "В2В".

2. Написать эссе на тему "С2С".

3. Написать эссе на тему "Р2Р".

Наши рекомендации