Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п
Важнейшая функция языка - это общение. Выполнять эту его главн. роль позволяет синтаксис, именно в области синтаксиса возникает момент сообщения, коммуникации.
Синтаксис - раздел науки о языке, в кот. изучается строение и значение словосочетаний и предложений. Осн. единицы синтаксиса - словосочетаниеипредложение. Предложение выполняет коммун.функцию, т. е. служит для сообщения, вопроса или побуждения, иными словами, для общения. В отличие от предложения словосочетание служит для конкретизации названий предметов, действий, признаков. Например: белая береза, молодая береза, зеленая береза и т. д. Группа тесно связ. по смыслу и грамматически предложений образует сложное синтаксическое целое.
Таким образом, в синтаксисе изучаются словосочетания, предложения (простые и сложные) и сложное синтакс. целое.
Синтаксис словосочетания устанавливает правила сочетаемости слов. Эти правила определяются граммат. признаками слова как той или иной части речи. Например, словосочетания типа «ранняя весна» возможны потому, что существительное как часть речь способно присоединять прилагательное, подчиняя его себе, а прилагательное как соглас. часть речи может принимать форму, дикт. именем существительным (род, число, падеж). Такой вид связи называется согласованием.
Словосочетания типа читать книгу, разговаривать с другом опираются на граммат. свойства глагола как части речи, спос. подчинять себе имена существительные. Этот вид связи называется управление.
В некот. случаях связь в словосочетаниях определяется смыслом и порядком слов. Такой вид связи называется примыканием.
Виды синтакс. связи в предложении шире, разнообразнее, чем в словосочетании. Различают простые и сложные предложения. В простом предложении одна граммат. основа, в сложном - не менее двух. Синтаксис изучает также способы связи частей сложного предложения: сочинительную и подчинительную, интонацию как средство связи частей сложного предложения.
Слова в предложении располагаются по опр. законам. Для прав. построения предложения сущ. значение имеет порядок слов, всякая перестановка членов предложения ведет к изменению смысла, выделяет, подчеркивает то или иное слово. Это легко обнаруживается в самых простых предложениях, например: Даже он этого не знает (уж он-то знает все); Он не знает даже этого (такой элементарной вещи); Он этого даже не знает (т. е. вовсе об этом не слышал).
В русском языке различают прямой и обратный порядок слов (или инверсию). При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, соглас. определение стоит перед опр. словом, несогласованное - после него, дополнение - после упр. слова, обстоятельство образа действия - перед глаголом: Новый бригадир быстро наладил работу бригады. Такой порядок слов называется стилистически нейтральным.
При инверсии (от лат. inversio - перевертывание) слова располагаются в ином порядке, чем это установлено граммат. правилами. Это сильное выразит. средство. Оно часто употребляется в эмоц., взволн. речи.
Изобразит. средства синтаксиса принято называть стилистическими фигурами. В тексте стилист. фигуры обычно бывают представлены особыми синтакс. построениями словосочетания, предложения или группы предложений.
Среди стилист. фигур чаще всего выделят бессоюзие и многосоюзие.
Бессоюзие – намер. пропуск соедин. союзов между членами предложения или между простыми предложениями в составе сложного. Отсутствие союзов, как правило, придает высказыванию динамичность, стремительность, позволяет одной фразой передать насыщенность картин.
Бессоюзное соединение однор. членов создает впечатление незаконченности, неисчерпанности переч. ряда, а подчас подчеркивает логич. неоднородность соедин. понятий: Повсюду под ленивым ветром вертящиеся крылья мельниц, мызы, хуторки, домики с крутыми черепичными кровлями, с гнездами аистов, ряды невысоких ив вдоль канав (А. Н. Толстой).
Такие конструкции характерны для спокойной повеств. речи.
Многосоюзие – намер. использование одного и того же союза для выделения (логического или интонационного) соедин. им членов предложения и усиления выразительности речи.
В худож. произведениях для усиления образно-выразит. речи авторы используют такую стилист. фигуру, как анафора (единоначатие). Анафора - это повторение отд. слов или оборотов в начале отрывков, из кот. состоит высказывание.
Среди изобр. средств синтаксиса выделяют восклицание и обращение. Обращение -слово или сочетание слов, наз. адресата. Чаще всего в роли обращения выступают имена собственные, реже - клички животных или названия неодуш. предметов. Обращение не является членом предложения, сохраняя свою обособленность. Оно сопровождается присущей ему зват. интонацией.
В некот. случаях простр. обращение в поэтич. речи становится содержанием предложения: Солдатский сын, что вырос без отца и раньше срока возмужал заметно, ты памятью героя и отца не отлучен от радостей земных (А. Твардовский).
Итак, синтаксис обладает огр. выразит. возможностями. Известны след. изобраз. средства, исп. в синтаксисе.
1. Синтаксический параллелизм - это один. построение неск. предложений, когда в одной последовательности расположены члены предложения, одинаково выраженные.
2. Риторический вопрос - это предложение вопросительное по строению, но передающее, подобно повествовательному, сообщение о чем-либо.
3. Обращение - яркое выраз. средство худож. речи. Обращением называется слово или сочетание слов, наз. адресата. Чаще всего в роли обращения выступают имена собственные, реже - клички животных или названия неодуш. предметов. Обращение не является членом предложения, сохраняя свою обособленность. Оно сопровождается присущей ему зват. интонацией. Если в разгов. речи осн. функция обращений - наименование адресата речи, то в поэт. обращения выполняют, помимо этого, стилист. функции: они часто являются носителями экспрес. - оцен. значений
4. Бессоюзие заключается в намер. пропуске соединит. союзов между членами предложения или между простыми предложениями в составе сложного. Отсутствие союзов придает высказыванию динамичность, стремительность, позволяет одной фразой передать насыщенность картины. В худ. произведениях авторы нередко используют многосоюзие, закл. в намер. использовании одного и того же союза, чтобы выделить (логически и интонационно) соед. ими члены предложения и усилить выразительность речи. Повт. союзы, во-первых, подчеркивают незаконченность ряда, а во-вторых - выражают значение усиления.
5. Инверсия - расположение слов в ином порядке, чем это установлено граммат. правилами. При инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено граммат. правилами. Это сильное выраз. средство. Оно часто употребляется в эмоц., взволн. речи.
Еще одним изобраз. средством синтаксиса является период - такое сложное предложение, кот. заключает в себе ряд однородно постр. предложений (например, придаточные), обычно начин. один. союзами и имеющими прибл. одинаковый размер.