Риторический вопрос, многосоюзие, бессоюзие.

Риторический вопрос –это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению.

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Н.Гоголь)

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (А.Пушкин)

На использовании и, напротив, на неиспользовании союзов основаны такие стилистические фигуры, какмногосоюзие (или полисиндетон) и бессоюзие (или асиндетон). В первой повторяющиеся союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения:

И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды,

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы…

А.Пушкин

Вторая фигура – бессоюзие (асиндетон) – состоит в намеренном пропуске союзов, что придает тексту динамизм, стремительность.

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон…

А.Пушкин

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах…

А.Пушкин

Дополнительно вспоминаем:

Эпитет –это слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.

А волны моря с печальным ревом о камень бились. (М.Горький)

Сравнение – это сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Дредноут боролся, будто живое существо, еще более величественный среди ревущего моря и громовых взрывов. (По А.Н.Толстому)

Метафора –это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья. (А.Пушкин)

Аллегория– иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа. Аллегория часто используется в баснях и сказках, где носителями свойств людей выступают животные, предметы, явления природы.

Олицетворение– перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия.

Утешится безмолвная печаль… (А.Пушкин)

Метонимия –это слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями.

Я три тарелки съел. (И.Крылов)

Синекдоха - разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

Все спит – и человек, и зверь, и птица. (Н.Гоголь)

Слово учителя.

- Итак, арсенал, изобразительно-выразительных средств языка, как мы могли убедиться, исключительно богат и разнообразен. Здесь и тропы, и стилистические фигуры, призванные украшать речь, делать ее точной, ясной, выразительной. Здесь и весь русский лексикон, заключающий, таящий в себе несметные сокровища, ценности. Но он раскрывает свои богатства лишь перед теми, кто питает истинную любовь к языку, к слову.

IV. Проверка знаний. Отработка умений и навыков.

Работа по учебнику.

Анализ упр. 497, 500, 501.

Упр. 497.

Эпитеты: сокрушительный, холодный, летящий, седое, страстные, благовонный, зеленый и др.

Сравнения: она тревожна, как листы; как гусли многострунна.

Метафора: ропот колес.

Олицетворение: ветер терзал, речь ласкает и др.

Анафора: вспомнились и лица, давно позабытые, вспомнились обильные страстные речи.

Градация: взгляды, так жадно, так ловко ловимые.

Оксюморон: молодая старость.

Упр. 500, 501.

Речь Феклуши отличается простотой и эмоциональностью. Героиня говорит истинно народным языком. В ее речи можно услышать восклицания (… все-то ты за работой! Трудно, милая девушка! Прощай покудова), уменьшительно-ласкательные слова (матушка), просторечные и разговорные выражения (аль, слыхать, ихнему, поброжу), частицы, усиливающие выразительность (то, все, та, ж). В речи Феклуши присутствуют сказочные народные образы (салтан турецкий, салтан персидский).

Мастерство Островского здесь проявилось в полной мере. Он не только мастер жанра, но и отличный знаток народной речи.

Проверочный тест.

- Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.

1. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов)

2. Игру его любил творец Макбета. (А.Пушкин)

3. Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь. (С.Есенин)

4. Путь шел по целине; люди падали с обрывов. (И.Эренбург)

5. Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!

А.К.Толстой

6. Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную-

Вынесет все, что господь не пошлет!

Вынесет все – и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Н.Некрасов.

7. «Не станет нас!» А миру хоть бы что.

«Исчезнет след!» А миру хоть бы что.

Нас не было, а он сиял и будет.

Исчезнем мы, - а миру хоть бы что!

Омар Хайям

8. Она свежа, как вешний цвет,

Взлелеянный в тени дубравной.

Как тополь киевских высот,

Она стройна.

А.Пушкин.

9. Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

А.Пушкин

10. Мне нравятся веселые люди. Нравятся сияющие глаза, звонкий смех, громкий говор. Крики. Мне нравятся румяные девушки с коньками в руках. Или такие, знаете, в майках, в спортивных туфельках, прыгающие вверх и вниз.

Ключ к тесту:

1. Синекдоха.

2. Перифраза.

3. Олицетворение.

4. Параллелизм.

5. Параллелизм и анафора.

6. Анафора.

7. Эпифора.

8. Сравнение.

9. Антитеза.

10. Параллелизм и анафора.

Лексические средства.

Обычно в рецензии задания В8 пример лексического средства дается в скобках либо одним словом, либо словосочетанием, в котором одно из слов выделено курсивом.

Синонимы (контекстные, языковые) – близкие по смыслу слова Скоро – вскорости – на днях – не сегодня-завтра, в недалеком будущем
Антонимы (контекстные, языковые) – противоположные по смыслу слова Они никогда не говорили друг другу «ты», а всегда «вы»
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лек- сическому значению одному слову На краю света (= «далеко»), зуб на зуб не попадает (= «замерз»)
Архаизмы – устаревшие слова Дружина, губерния, очи
Диалектизм – лексика, распро- страненная на определенной территории Курень, гутарить
Книжная, научная, разговорная лексика Дерзновенный, сподвижник; коррозия, менеджмент; просадить деньги, глубинка

Тропы.

В рецензии примеры тропов указываются в скобках, как словосочетание.

Метафора – перенос значения слова по сходству Мертвая тишина
Олицетворение – уподобление какого-либо предмета или явления живому существу Отговорила роща золотая
Сравнение – сопоставление одного предмета или явления с другим (выражаются через союзы как, словно, будто, сравнительную степень прилагательного) Яркий, как солнце
Метонимия – замена прямого назва- ния другим по смежности (то есть на основе реальных связей) Шипенье пенистых бокалов (вместо пенящееся вино в бокалах)
Синекдоха – употребление названия части вместо целого и наоборот Белеет парус одинокий (вме- сто: лодка, корабль)
Перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения Автор «Горе от ума» (вместо А. С. Грибоедов)
Эпитет – использование определений, придающих выражению образность и эмоциональность Куда ты скачешь, гордый конь?
Аллегория – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах Весы – правосудие, крест – вера, сердце – любовь
Гипербола – преувеличение размеров, силы, красоты описываемого В сто сорок солнц закат пылал
Литота – преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка
Ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки Откуда, умная, бредешь ты, голова?

Фигуры речи, строение предложений.

В задании В8 на фигуру речи указывает номер предложения, данный в скобках.

Эпифора – повторение слов в конце предложений или строк, идущих друг за другом Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Градация – построение однородных членов предложения по нарастанию смысла или наоборот Пришел, увидел, победил
Анафора – повторение слов в начале предложений или строк, идущих друг за другом Железная правда – живой на зависть, Железный пестик, и железная завязь
Каламбур – игра слов Шел дождь и два студента
Риторическое восклицание (вопрос, обращение) – восклицательное, вопросительное предложения или предложение с обращением, не требующие отклика у адресата Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? Да здравствует солнце, да скроется тьма!
Синтаксический параллелизм – одинаковое построение предложений Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет
Многосоюзие – повтор избыточного союза И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы…
Бессоюзие – построение сложных предложений или ряда однородных членов без союзов Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари…
Эллипсис – пропуск подразумеваемого слова Я за свечкой – свечка в печку
Инверсия – непрямой порядок слов Изумительный наш народ
Антитеза – противопоставление (часто выражается через союзы а, но, однако или антонимы) Где стол был яств, там гроб стоит
Оксюморон – соединение двух противоречащих понятий Живой труп, пожар льда


Окончание табл.

Цитирование – передача в тексте чужих мыслей, высказываний с ука- занием автора данных слов Как сказано в поэме Н. Некрасова: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…»
Вопросно-ответная форма изложения – текст представлен в виде риторических вопросов и ответов на них И опять метафора: «Живите под минутными домами…». Что это означает? Ничто не вечно, всё подвержено тлену и разрушению
Ряды однородных членов предложения – перечисление однородных понятий Его ждала долгая, тяжелая болезнь, уход из спорта
Парцелляция – предложение, которое расчленено на интонационно-смысловые речевые единицы Я видел солнце. Над головой

2. Этап первичной проверки понимания изученного.

Разбор задания.

(1) Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2) Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет.

(3) Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полет. (4) Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5) Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6) Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7) Вопрос только размеров и времени.

(8) Человечество, по-моему, – это своеобразная болезнь планеты. (9) Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (10) Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле Земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения Земли и природы) культуры в зеленую шубу Леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора), – и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое болезненное пятно. (12) Снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли.

(13) К сожалению, столь ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14) С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению.

(15) Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16) Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?

По В. Солоухину

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 – А31, В1 – В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

«В первых двух предложениях использован такой троп, как _______. Этот образ "космического тела” и "космонавтов” является ключевым к пониманию авторской позиции. Рассуждая о том, как ведет себя человечество по отношению к своему дому, В. Солоухин приходит к выводу, что "человечество – это болезнь планеты”. ______ ("Снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли”) передают негативные деяния человека. Употребление в тексте _________ (предложения 8, 13, 14) подчеркивает, что всё сказанное автору далеко не безразлично. Употребленный в 15-м предложении ________ "оригинальная” придает рассуждению печальный финал, который заканчивается вопросом».

Список терминов:

1) эпитет;

2) литота;

3) вводные слова и вставные конструкции;

4) ирония;

5) развернутая метафора;

6) парцелляция;

7) вопросно-ответная форма изложения;

8) диалектизм;

9) однородные члены предложения.

Делим список терминов на две группы: первая – эпитет, литота, ирония, развернутая метафора, диалектизм; вторая – вводные слова и вставные конструкции, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, однородные члены предложения.

Выполнение задание лучше начинать с пропусков, которые не вызывают трудности. Например, пропуск № 2. Так как в качестве примера представлено целое предложение, скорее всего, подразумевается какое-либо синтаксическое средство. В предложении «Снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли»используются ряды однородных членов предложения:глаголы снуют, размножаются, делают дело, деепричастия выедая, истощая, отравляяи существительные реки, океаны, атмосферу. В то же время глагол передают в рецензии указывает на то, что на месте пропуска должно стоять слово во множественном числе. В списке во множественном числе стоят вводные слова и вставные конструкции и однородные членные предложения. Внимательное прочтение предложения показывает, что вводные слова, то есть те конструкции, которые тематически с текстом не связаны и могут быть изъяты из текста без потери смысла, отсутствуют. Таким образом, на месте пропуска № 2 необходимо вставить вариант 9 – однородные члены предложения.

В пропуске № 3 указаны номера предложений, значит, термин снова относится к строению предложений. Парцелляцию сразу можно «отбросить», так как авторы должны указать два или три подряд идущих предложения. Вопросно-ответная форма тоже является неправильным вариантом, так как предложения 8, 13, 14 не содержат вопроса. Остаются вводные слова и вставные конструкции. Находим их в предложениях: по-моему, к сожалению, с одной стороны, с другой стороны.

На месте последнего пропуска необходимо подставить термин мужского рода, так как с ним в рецензии должно согласовываться прилагательное употребленный, и он должен быть из первой группы, так как в качестве примера дано только одно слово – оригинальная. Термины мужского рода – эпитет и диалектизм. Последний явно не подходит, так как это слово вполне понятно. Обращаясь к тексту, находим, с чем сочетается слово: оригинальная болезнь. Здесь явно прилагательное употреблено в переносном смысле, поэтому перед нами – эпитет.

Остается заполнить только первый пропуск, который является самым сложным. В рецензии сказано, что это – троп, и он используется в двух предложениях, где переосмысляется образ Земли и нас, людей, как образ космического тела и космонавтов. Это явно не ирония, так как в тексте нет ни капли насмешки, и не литота, а скорее, даже наоборот – автор намеренно преувеличивает масштабы катастрофы. Таким образом, остается единственно возможный вариант – метафора, перенос свойств с одного предмета или явления на другой на основе наших ассоциаций. Развернутая – потому что из текста нельзя вычленить отдельное словосочетание.

Ответ: 5, 9, 3, 1.

Наши рекомендации