Контент-анализ в исследованиях политических ситуаций и процессов

Методика контент-анализа является одним из наиболее рас­пространенных научных инструментов прикладного изучения тек­стовой информации. Суть этой методики заключается в системати­ческом выделении и фиксации определенных единиц содержания текста, квантификации полученных данных и последующей ин­терпретации результатов с целью оценки и прогнозирования дей­ствий политических акторов.

Методика была введена в научный оборот в конце 30-х годов XX в. в США и долгое время использовалась главным образом для изучения содержания рекламных и пропагандистских публикаций СМИ.

3. Техника применения методики контент-анализа

Количественный (частотный) контент-анализ в обязательном порядке включает стандартизированные процедуры подсчета вы­деленных категорий. Для формулирования итоговых заключений решающее значение имеют количественные величины, которые характеризуют ту или иную категорию. Например, если исследова­тель стремится получить представления о том, как велика значи­мость понятия «мирное урегулирование» для лидеров воюющих сторон, и согласен с допущением, что она приблизительно опре­деляется частотой упоминания этого понятия в официальных ре­чах, то тогда, после соответствующих арифметических подсчетов, он получит определенные количественные показатели. Показатели могут отличаться или, напротив, быть близки по абсолютному значению, которое будет учитываться при интерпретации резуль­татов обработки. Задачу можно усложнить, поставив в качестве предварительного условия выделение всех содержательных в смыс­ловом отношении единиц соответствующих текстов, а затем под­считав относительную значимость интересующего нас выражения по сравнению с другими. Примечательно, что в обоих случаях ос­новная часть подсчетов может быть выполнена с применением простых компьютерных программ.

Качественный контент-анализ нацелен на углубленное со­держательное изучение текстового материала, в том числе, с точ­ки зрения контекста, в котором представлены выделенные катего­рии. Итоговые заключения формулируются здесь с учетом взаимо­связей содержательных элементов и их относительной значимости (рангом) в структуре текста. Так, для того чтобы сравнить отноше­ние разных акторов к проблеме мирного урегулирования, иссле­дователь должен стремиться не просто выделить соответствующее понятие, но и определить, является ли его проблематика главной в системе декларируемых позиций, варианты ее коннотации, сте­пень детализации, эмоциональную окраску и т.д. В зависимости от задач исследования качественный контент-анализ может быть до­полнен некоторыми элементами количественного (частотного) контент-анализа.

Ко всем контент-аналитическим методикам предъявляется ряд общих методических требований: обоснованности, надежности, объективности и системности. Так, обоснованность устанавлива­ется путем соответствия выделенных категорий или понятий дей­ствительным реалиям исследуемой политической ситуации. Надеж­ность осуществляется благодаря получению сходных (с допусти­мым расхождением не более пяти процентов) результатов различными кодировщиками при кодировании одних и тех доку­ментов по единой инструкции. Объективность определяется соот­ветствием выбора категорий и единиц анализа всестороннему ис­следованию политической ситуации. И наконец, системность дос­тигается на основе достаточно широкого круга материалов, включаемых в информационную базу исследования.

4. Этапы применения методики контент-анализа

Первый этап в подготовке к применению методики кон­тент-анализа состоит в определении совокупности сообщений, ко­торую предполагается изучать. Например, в рамках исследования палестино-израильского конфликта 2000-2004 гг., искомая сово­купность может быть определена как «все официальные заявления сторон в течение четырехлетнего периода».

Обычно совокупность сообщений, подлежащих изучению, оп­ределяется с помощью набора критериев, которым должно отве­чать каждое сообщение. Чаще всего список используемых критери­ев сводится к трем основным позициям: тип сообщения, автор сообщения и время сообщения.

Кроме того, при подготовке к проведению контент-анализа необходимо принять решение о единице аналитического наблюде­ния. Единица аналитического наблюдения, или проще единица ана­лиза, — это отдельный элемент того сообщения (или сообщений), которое необходимо изучить. Простейшим и наименьшим из воз­можных элементов сообщения является слово, или «лексический символ». Единицей более высокого уровня выступает тема, пред­ставляющая отдельное высказывание о конкретном предмете.

Существуют четкие методические требования к возможной еди­нице анализа: она должна быть достаточно большой, чтобы выра­жать определенное смысловое значение; достаточно малой, чтобы не выражать много значений; свободно идентифицироваться. Кро­ме того, число первичных единиц аналитического наблюдения (эле­ментов) должно быть достаточно велико, чтобы служить основой для статистической выборки.

Второй этап применения методики контент-анализа яв­ляется декомпозиция текста: выделение из содержания множества смысловых элементов, последующее упорядочение которого зави­сит от типа или варианта методики. Выбрав смысловую единицу и ее признаки, исследователь должен определить также и единицу счета, которая станет использоваться для количественного анали­за материала. Самым распространенным способом измерения ха­рактеристик содержания является подсчет частоты их употребле­ния, когда фиксируется каждое появление любого признака данной характеристики (количественный или, по другой терминоло­гии, частотный вариант применения контент-анализа).

Третий этап применения методики контент-анализа пре­дусматривает саму процедуру подсчета или квантификацию множе­ства элементов текстового массива. В общем виде она аналогична стандартным приемам квантификации по выделенным группиров­кам. Например, изучая тематику газеты, можно определить процент конкретных тем по тематическим единицам разного содержания (политическим, экономическим, военно-техническим вопросам). Существуют также специальные процедуры подсчета, приспособ­ленные для контент-анализа, например формула коэффициента Яниса, предназначенная для исчисления соотношения между бла­гоприятными и неблагоприятными (относительно принятой по­зиции) оценками, суждениями, аргументами. Кроме того, приме­няются и более тонкие способы количественного описания содер­жания текста. Они связаны с построением шкал для оценки выделенных характеристик текста.

Четвертый этап применения контент-анализа состоит в содержательной интерпретации результатов декомпозиции тек­стового массива и квантификации выделенных элементов. Обычно он построен на выявлении и оценке таких характеристик тексто­вого материала, которые позволяют дать ответ на вопрос, что хо­чет подчеркнуть (скрыть) его автор и что является в его понима­нии приоритетным направлением политических действий. Содер­жательная интерпретация завершается формулированием аналитических выводов, которые соотносятся с целями и задача­ми исследования, декларированными на его начальном этапе.

На заключительном пятом этапе применения методики обычно происходит верификация полученных результатов, которая может проводиться либо путем повторения исследовательской про­цедуры другими исполнителями, либо на основе критического осмысления и сопоставления новых данных с уже имеющейся ин­формацией. Полезным считается также и их соотнесение с инфор­мацией, полученной путем применения иных исследовательских подходов. Первый вариант процедуры верификации обычно при­меняется в рамках пилотных научных проектов, а другие чаше ис­пользуются в рутинных исследованиях. В случае успешной верифи­кации результатов аналитической работы они фиксируются в ито­говом документе конкретного прикладного проекта и могут служить как самостоятельной, так и промежуточной основой для подго­товки практических шагов в сфере политической практики.

5. Количественный контент-анализ и его прикладное применение

 

В самом общем виде данный вариант методики может быть представлен как систематизированное изучение содержания пись­менного или устного текста с фиксацией наиболее часто повторя­ющихся в нем словосочетаний или сюжетов. Частота этих слово­сочетаний или сюжетов сравнивается с их частотой в других пись­менных или устных сообщениях, на основе чего делается вывод об основной направленности содержания исследуемого текста. Но количественный контент-анализ может основываться не только на тотальной сортировке элементов текстового массива, но и на определении частотности предварительно выделенных слов или понятий. В зависимости от этого рассматриваемые методики рас­пределяются на две группы: ненаправленного и направленного поиска.

В основе методик из группы ненаправленного поиска лежит ги­потеза о том, что определенная цепочка слов текста может быть репрезентативна по отношению ко всему тексту и его главному содержанию. Эти слова, названные репрезентативными, должны удовлетворять двум требованиям:

- не носить функциональный характер;

- иметь большую частоту встречаемости в тексте.

Примером применения ненаправленного контент-анализа может быть методика, предложенная Г. Луном. Она состояла из четырех этапов:

1) Определение принципов выделения репрезентативных слов;

2) Анализ каждого предложения текста с целью фиксации реп­резентативных слов (наличие в предложении не менее од­ного репрезентативного слова, разделение репрезентатив­ных слов не более чем четырьмя нерепрезентативными сло­вами;

3) Взвешивание и ранжирование предложений текста в зависи­мости от количества репрезентативных слов;

4) Выделение выражений с наибольшим рангом (частотой упо­минаний)'.

Техника ненаправленного контент-анализа текстового матери­ала представляет собой, по существу, последовательность приемов по первичной статистической обработке содержательных элемен­тов текстов. В настоящее время данные методики практически не применяются самостоятельно, а в подавляющем большинстве слу­чаев служат базой для последующих этапов исследования (напри­мер, для составления словарей, используемых при контент-ана­лизе с помощью ЭВМ) и служат основой, для построения более сложных исследовательских процедур.

Направленный количественный контент-анализ основывается на предварительном составлении исследователем-аналитиком переч­ня категорий и понятий, конкретизирующих каждую отдельную категорию. Текст структурируется и обрабатывается с учетом под­готовленного перечня (словаря). Гипотеза этого варианта методи­ки исходит из того, что обычно в вербальном потоке можно под­считать частоту обращения к определенной теме, наличие или отсут­ствие каких-то тем, связь между темами, причем основные темы, которые определяются соответствующими количественными по­казателями, отражают главный смысл текстового материала.

6. Качественный контент-анализ и его прикладное применение

В связи с этим исследователю приходится решать ряд проблем в отношении выработки категорий анализа, выделения единиц анализа и установления единиц счета выделенных единиц. Едини­цей анализа — смысловой и качественной — является та часть со­держания, которая выделяется как элемент, подводимый под ту или иную категорию. Обычно такой единицей выступает полити­ческая (внешнеполитическая) идея, значимая в международном или внутристрановом плане тема. В тексте она может быть выраже­на одним словом или некоторым устойчивым сочетанием слов. Так, например, при изучении международных проблем смысловые еди­ницы могут включать внутренние и внешние политические собы­тия, лиц, являющихся их инициаторами, оценочные суждения о событиях («за — против», «выгодно — невыгодно» и т.п.), целевые установки деятельности государств, партий, лидеров, объекты целенаправленной политической деятельности, способы достиже­ния цели (военные акции, экономическое давление, политичес­кое воздействие) и некоторые другие ключевые понятия из сферы политической жизни.

При проведении направленного качественного контент-анализа процедура методического обоснования критериев выделения еди­ниц наблюдения проводится достаточно тщательно и во многом подкрепляется правилами из области лингвистики. В случае ненап­равленного варианта методики на первый план в этом процессе выходят правила логики и уровень предметной квалификации эк­сперта, проводящего декомпозицию текстового массива в «руч­ном» или «машинном» исполнении.

Наши рекомендации