Диапазон управления и организационные уровни

Причина многоступенчатости организации (наличия не­скольких организационных уровней) заключается в ограничен­ности диапазона управления. Существует количественный пре­дел числа сотрудников, работой которых может непосредствен­но управлять один человек (контролировать, регулировать, планировать, мотивировать, организовывать). Этот предел не­постоянен и зависит от конкретных условий.

Все должности на предприятии находятся в ранжированном соотношении между собой и образуют иерархическую структу­ру, имеющую несколько организационных уровней, число ко­торых существенно зависит от субординационных квот на каж­дом из них. Между числом ступеней управления и диапазоном управления существует тесная взаимосвязь: чем больше сотруд­ников находится в подчинении одного руководителя, тем мень­ше руководителей требуется и тем меньше уровней имеет иерар­хическая пирамида, и наоборот.

Проблема состоит в определении величины субординацион­ной квоты для конкретного уровня управления. Эта проблема в практике управления не решена.

36 основы структурного деления. Структуризация по функциям, объемам, продуктам.

Лимитированность числа подчиненных, которыми можно непосредственно руководить, наложила бы жесткие ограничения на размеры предприятий, если бы не существовал механизм деления на структурные подразделения. Группировка видов деятельности и работников в структурные подразделения предоставляет возможность неограниченного расширения организаций.

Важнейшей характеристикой организации является разделение труда. Даже если два человека работают вместе для достижения одной цели, они должны распределить работу между собой. Такое распределение работы на составляющие компоненты называется горизонтальным разделением труда. Разделение большого объема работы на небольшие специализированные задания позволяет производить или реализовывать гораздо больше продукции, чем если бы это количество людей работало самостоятельно, т. е. дает большую производительность труда.

Вертикальное разделение труда – такое, при котором руководитель одного подразделения координирует работу руководителей других подразделений, которые, в свою очередь, также координируют работу руководителей следующих подразделений. В результате такого вертикального разделения труда образуются уровни управления.

Выделяют структуризацию по функциям, объемам, продуктам.

По признаку департаментизации выделяют функциональные, региональные, продуктовые, по­требительские и проектные структуры

Преимуществом функциональной депортаментизации является возможность осуществления той или иной работы наиболее эффективным способом. Функциональная департаментизация приводит к количественному росту организации, сохраняя также качественные характеристики работы.

Развитие продуктовой департаментизации в проектировании организаций на практике было связано с появлением многопродуктовых диверсифицированных производств или многонациональных компаний, что явилось естественной реакцией бизнеса на изменение внешней среды.

Переход к продуктовому варианту в проектировании организации обычно начинается после того, как высшему руководству становится очевидной невозможность осуществления одновременно роста и адекватного реагирования на изменения внешней среды в рамках функциональной департаментизации.

37 основы структурного деления. Структуризация по регионам, потребителям, заказчикам и каналам сбыта, технологическим процедурам и оборудованию.

Лимитированность числа подчиненных, которыми можно непосредственно руководить, наложила бы жесткие ограничения на размеры предприятий, если бы не существовал механизм деления на структурные подразделения. Группировка видов деятельности и работников в структурные подразделения предоставляет возможность неограниченного расширения организаций.

Важнейшей характеристикой организации является разделение труда. Даже если два человека работают вместе для достижения одной цели, они должны распределить работу между собой. Такое распределение работы на составляющие компоненты называется горизонтальным разделением труда. Разделение большого объема работы на небольшие специализированные задания позволяет производить или реализовывать гораздо больше продукции, чем если бы это количество людей работало самостоятельно, т. е. дает большую производительность труда.

Вертикальное разделение труда – такое, при котором руководитель одного подразделения координирует работу руководителей других подразделений, которые, в свою очередь, также координируют работу руководителей следующих подразделений. В результате такого вертикального разделения труда образуются уровни управления.

Выделяют структуризацию по по регионам, потребителям, заказчикам и каналам сбыта, технологическим процедурам и оборудованию

по признаку департаментизации выде­ляют функциональные, региональные, продуктовые, по­требительские и проектные структуры; при этом сле­дует учитывать, что речь идет о департаментизации на одном уровне управления, т.е. возможны, например, структуры, в которых на верхнем уровне управления проведена региональная департаментизация, а на сред­нем — функциональная; если же на одном уровне уп­равления департаментизация проведена по различным признакам, то речь идет о матричных структурах уп­равления;

38 основы структурного деления. Смешанные формы структуризации. Реструктуризация

Лимитированность числа подчиненных, которыми можно непосредственно руководить, наложила бы жесткие ограничения на размеры предприятий, если бы не существовал механизм деления на структурные подразделения. Группировка видов деятельности и работников в структурные подразделения предоставляет возможность неограниченного расширения организаций.

Важнейшей характеристикой организации является разделение труда. Даже если два человека работают вместе для достижения одной цели, они должны распределить работу между собой. Такое распределение работы на составляющие компоненты называется горизонтальным разделением труда. Разделение большого объема работы на небольшие специализированные задания позволяет производить или реализовывать гораздо больше продукции, чем если бы это количество людей работало самостоятельно, т. е. дает большую производительность труда.

Вертикальное разделение труда – такое, при котором руководитель одного подразделения координирует работу руководителей других подразделений, которые, в свою очередь, также координируют работу руководителей следующих подразделений. В результате такого вертикального разделения труда образуются уровни управления.

Смешанная структура управленияпредставляет собой набор линейных, функциональных, линейно-функциональных и других управленческих структур, определяемый особенностями работы подразделений в рамках одной организации. При этом организация приобретает форму, которая лучше всего подходит для данной конкретной ситуации. Так, в одном отделении фирмы может использоваться продуктовая структура, в другом -функциональная, а в третьем - матричная. Как правило, высший уровень управления строится по линейно-функциональной структуре, средний уровень может иметь все многообразие структур управления. Низовой уровень управления обычно строится по линейной структуре управления. При этом гибкость структур управления организации оценивается только по среднему уровню управления. Структуры высшего и низового уровня управления в организации должны быть более консервативны к изменениям.

Реструктуризация компании - это изменение структуры компании (иными словами порядка, расположения ее элементов), а также элементов, формирующих ее бизнес, под влиянием факторов либо внешней, либо внутренней среды. Реструктуризация включает: совершенствование системы управления, финансово-экономической политики компании, ее операционной деятельности, системы маркетинга и сбыта, управления персоналом.

Причина реструктуризации - низкая эффективность деятельность компаний, которая выражается в неудовлетворительных финансовых показателях, в нехватке оборотных средств, в высоком уровне дебиторской и кредиторской задолженности.

39 Основные элементы организационной структуры.

Организационно структура управления - совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой подсистемами.

Элементы организационной структуры - отдельные работники, звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи (горизонтальные и вертикальные).

К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо их часть. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений

Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев. Отсюда возникла пирамидальная структура управления организацией:

Диапазон управления и организационные уровни - student2.ru Диапазон управления и организационные уровни - student2.ru Диапазон управления и организационные уровни - student2.ru Президент

Вице-президент

Директора служб

Начальники цехов

Старшие мастера (мастера)

Бригадиры

 
  Диапазон управления и организационные уровни - student2.ru

Рисунок 2. Типовая пирамидальная структура управления организацией

Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми.

Вертикальные связи — это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т. е. при наличии нескольких уровней управления.

Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные, связи отражают движение управленческих решений и информации между линейными руководителями, т. е. лицами, полностью отвечающими за деятельность предприятия или его структурных подразделений. Линейные связи существуют между руководителями разных уровней управления (например, директор завода - начальник Цеха - мастер участка). Линейные связи возникают там, где один руководитель административно подчинен другому. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления. Функциональные связи возникают при взаимодействии подразделений и руководителей, между которыми административное подчинение отсутствует (например, начальник цеха имеет функциональные связи с планово-экономическим отделом по вопросам планирования производственной деятельности Подразделения).

Наши рекомендации