Проблемы и этапы внедрения информационных технологий в транспортных компаниях
Отечественные предприятия транспорта, особенно те, которые связаны с международными перевозками, одними из первых в новых экономических условиях почувствовали необходимость внедрения информационных технологий в управление производственными процессами. Достаточно серьёзная конкуренция на рынке транспортных услуг в связи с возникновением множества мелких частных компаний и активным освоением восточного направления перевозок иностранцами в сочетании с жёсткой налоговой политикой и удорожанием ресурсов поставили транспортные компании (ТК) перед необходимостью мобилизовать все внутренние резервы. Очевидным стало то, что эффективная работа ТК уже невозможна без широкого использования информационных технологий и персональных компьютеров. Потребность в качественной и точной информации явилась основой структурных и концептуальных преобразований в дорыночных информационных службах предприятий транспортной отрасли. Концепция АСУ, достаточно широко распространённая на транспорте в 60-70-е годы претерпела существенные изменения. Из самостоятельного специализированного подразделения для сбора и обработки данных АСУ постепенно преобразуется в распределенную информационную службу, службу, занимающуюся обработкой данных и производством необходимой для управления информации непосредственно на рабочих местах. Изменился не только подход к информационной проблематике, но и терминология. Сегодня всё чаще говорят не о службах АСУ, а об информационных технологиях и системах, интегрированных информационных и коммуникационных системах, подчеркивая тем самым приоритет информации над техникой и технологией обработки данных. Во главу угла ставится качество и доступность необходимой информации для специалистов, удобство ее представления и использования для решения различных производственных задач. Намечается создание новых информационно-коммуникационных служб, внешне напоминающих бывшие кустовые вычислительные центры, но с совершенно новой концепцией и на иной технико-экономической основе. Это так называемые логистические центры (ЛЦ), призванные обслуживать транспортные процессы и обеспечивать перевозчиков необходимой для их работы информацией на коммерческой основе. С возникновением ЛЦ и интегрированных транспортных систем концепция информационно-вычислительного обслуживания транспортно-логистической деятельности становится не только реальной, но и востребованной. Ключевым направлением в развитии ЛЦ является интеграция информационных потоков и коммуникационное обеспечение транспортировки товаров. В целом это направление связано с интеграционными процессами в экономике развитых стран и обозначено как новое научно-практическое направление телематика.
Очевидно, главным виновником кардинальных изменений в подходе к информационным проблемам предприятий стал персональный компьютер - первый массовый инструмент для обработки информации. Однако перемещение центра обработки и потребления информации на рабочие места породило и массу новых проблем. Эти проблемы характерны не только для России. Подобное пережили и развитые страны Запада. Главные из них следующие:
• качество техники, организация её обслуживания и ремонта;
• интегрирование информационных процессов;
• обучение персонала;
• технологические изменения в процессах, связанных с обработкой или использованием информации на местах;
• стоимость ЭВМ и периферийного оборудования, средств коммуникации;
• программное обеспечение.
Чисто техническая сторона проблемы, казалось бы, в настоящее время решена. Рынок ПК в стране достаточно насыщен и стабилен. Существует широкий выбор компьютеров и комплектующих от дешёвых вариантов отечественной сборки до дорогих моделей европейского и американского исполнения. Однако проблема выбора оборудования не исчезла, а скорее обострилась. Она, с одной стороны, обусловлена высокими требованиями к надёжности и производительности компьютерной техники для автоматизации транспрортно-логистических операций, а с другой стороны, её быстрым моральным износом и низкой платёжеспособностью большинства ТК.
Как и любые новые, сложные, современные технологии, информационно - компьютерные системы становятся эффективными при их правильной, интенсивной эксплуатации. Производительность и отдача этих систем существенно выше в интегрированных сетевых вариантах. Однако начальные затраты в этом случае также немалые. Достаточно отметить, что стоимость комплексной автоматизации крупной автотранспортной компании на базе корпоративной информационной системы типа "Галактика" соизмерима со стоимостью современного магистрального автопоезда. В то же время, расчёты показывают, что при благоприятных обстоятельствах и при тщательно продуманной процедуре реализации подобного проекта, он может окупиться за 2-3 года.
Другой серьёзной проблемой является обучение персонала. Сама по себе организация обучения работе на ПЭВМ не представляет особых сложностей, если не считать дополнительных затрат на это. Проблема состоит в том, что переход на компьютерную обработку информации неизбежно влечет изменения в технологических процессах. Именно к этому чаще всего не готовы исполнители на местах. Специалисту трудно изменить привычный подход в силу своей естественной консервативности и нежелания что-либо менять в том, что ему представляется удобным и привычным. Проблема лежит скорее всего в чисто психологической области и требует затрат времени, усилий и средств на переподготовку, стимулирование специалистов или подбор новых кадров.
Одной из самых сложных является проблема качественного программного обеспечения (ПО). Ее решению препятствует многое. Это и ценовая политика, делающая невыгодным труд отечественных программистов, уникальность программ для атп, чуть ли не каждое из которых имеет особенности в документообороте и управлении, нестабильность экономической ситуации в стране, затрудняющая унификацию бухгалтерских и финансовых задач, проблемы с защитой интеллектуальной собственности программистов. В целом положение на рынке специальных программ для предприятий транспорта меняется крайне медленно и программный голод уже явственно ощущается. Существует и проблема соотношения «цена - возможности и качество ПО». Справедливости ради следует отметить положительные сдвиги в области разработки программного обеспечения бухгалтерских и финансово-учётных операций, правовых информационно-справочных систем и систем документооборота общего назначения. Появились на рынке и системы корпоративного уровня, включающие специализированные модули для решения транспортно-логистических задач.
Несмотря на проблемы, связанные с внедрением информационно-компьютерных технологий (ИТ), этот процесс необходим и, более того, он неизбежен. Это обусловлено огромным объемом подлежащих обработке данных, объемом все возрастающим. Обычными, традиционными способами уже не удается из этого потока извлечь всю полезную информацию и использовать ее для управления предприятием. Определяющим фактором в управлении становится скорость обработки данных и получение нужных сведений. Оборот информации все существеннее влияет на эффективность управления предприятием, его финансовые успехи. Более того, все чаще информацию называют "стратегическим сырьем". В развитых странах Запада расходы на информацию уже превышают расходы на энергетику. И эти расходы при разумном, правильном подходе дают плоды. Прежде всего, внедрение компьютерного учета и обработки данных существенно повышают производительность труда в сфере документооборота. Современные ИТ, построенные на основе использования концепций информационных хранилищ и интеллектуальной обработки данных, уже сегодня могут обеспечивать отдачу в 1000 %.
Анализ зарубежного и отечественного опыта компьютеризации предприятий позволяет сделать ряд обобщений и использовать их при разработке стратегии и тактики внедрения информационных технологий в ТК.
Процесс компьютеризации происходит поэтапно следующим образом:
• начальный этап - связан с накоплением опыта использования ЭВМ и автоматизацией бухгалтерских расчетов на позадачном уровне;
• контрольный этап - характеризуется стабилизацией парка ЭВМ, определением сфер их применения, информационным поиском в Internet и организацией локальных сетей в предприятии;
• интеграционный этап - характеризуется использованием сетевых решений разного уровня, децентрализацией управления с помощью ЭВМ и новой организационной основой предприятий, базирующейся на широком применении ИТ в управлении, применением сложных корпоративных ИС, интегрированных в Internet.
На начальном этапе все усилия направляются на автоматизацию простых рутинных операций учета, финансовых расчетов. Как правило, автоматизируются задачи материально-технического снабжения, бухгалтерского учета, начисления зарплаты и подобные им. Главной целью автоматизации на этом этапе является сокращение персонала предприятия. Причем большинство из этих задач не требует высокой скорости обработки данных и оборота информации и может успешно решаться централизовано специализированными вычислительными центрами. Основными чертами второго этапа являются полная техническая определенность относительно вычислительных систем и становление локальных сетей ЭВМ для предприятий. В этот период начинает меняться целевая направленность информационных технологий - на передний план выдвигается концепция "информация для руководителя". Доминирующими на этих двух этапах являются так называемые информационно-справочные системы (ИИС). Для третьего этапа характерным является структурное изменение в предприятиях, в которых возникают собственные информационные службы с децентрализованной системой подготовки и обработки информации. Для этого этапа характерно создание корпоративных сетей, подключение предприятий к единой глобальной информационной системе страны, активное использование технологий электронного документооборота, организация логистических центров, предоставляющих пользователям на коммерческой основе доступ к удалённым базам данных и приложениям для автоматизации всех расчетных и поисковых операций, а также наличие нового, совместимого с ПЭВМ персонала. На этом этапе широко используются многофункциональные интегрированные информационно-вычислительные системы на низшем и среднем уровнях управления и специализированные экспертные системы и системы интеллектуального анализа данных для составления прогнозов и поиска оптимальных решений на верхнем уровне. В целом, на третьем этапе информационные технологии становятся новой единой организационной основой предприятий. Концепция управления информационными ресурсами становится доминирующей.