Бихевиоризм и необихевиоризм о сущности коммуникации
Психологические теории бихевиоризма появились в начале XX в. в России и в США. В теориях бихевиоризма психика людей сводилась к различным формам их поведения (от англ. behaviour – поведение). Его теоретиками в США были Джон Уотсон, Беррес Скиннер, Эдвард Торндайк, а в России – физиологи и психологи И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, социологи неопозитивизма А.С. Звоницкая, Г.П. Зеленый. Отрицая сознание как предмет научного исследования, бихевиористы «переносили» методы изучения психики животных на объяснение причин и механизмов поведения человека, которое они пытались объяснить по схеме: стимул – реакция (S – R). Психику они трактовали как совокупность ответов-реакций, т.е. ожидаемое поведение на стимулы внешней среды. В качестве стимула может выступать информация, при многократном повторении которой можно сформировать, «изготовить» человека с любыми «константными» «репертуарами» поведения. В конечном счете теории бихевиоризма на практике использовались для управления установками (аттитюдами), мотивами, влияющими на поведение человека, которого можно «дрессировать» с помощью стимулов. По мнению бихевиористов, основой коммуникации является не язык как система знаков, а непосредственные речевые сигналы, манипулируя которыми коммуникатор в соответствии со своими целями может воспитать человека с любыми установками. Формула S – R, которая широко использовалась в массовых коммуникационных процессах (шоу-бизнесе, рекламе, в техниках «психопрограммирования» аудитории при помощи СМИ, в процессах научения и обучения), обретала следующий вид: стимул (коммуникатор, сообщение, канал, социальная ситуация) – реакция реципиентов на эти стимулы в виде соответствующих изменений аттитюдов. При этом коммуникатору отводилась роль активного побудителя ожидаемого поведения (Уотсон Лж.Б.Бихевиоризм//Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х годов – середина 30-х годов XX в.). М., 1980. С. 34-44). По мнению российских психологов, изучающих психологические эффекты воздействия СМК на массовую аудиторию, многие телепередачи («Контрольная закупка», «Модный приговор», «Малахов плюс») построены по схеме бихевиоризма (стимул-реакция).
На принципах необихевиоризма основаны концепции убеждающей коммуникации, разработанные представителями Йельской школы убеждающей коммуникации Карлом Ховландом, Ирвингом Джа-нисом, Гарольдом Келли, Уолтором Вассом и др., а также теория социального научения А. Бандуры.
Карл Ховланд (1912–1961) – экспериментальный психолог, изучал во время Второй мировой войны по программе Пентагона процессы убеждения и отношение массовой аудитории к источникам достоверной и недостоверной информации. На основании обобщения большого массива экспериментальных данных психологи Йельской школы трактовали убеждающее сообщение как стимул, а происходящее под его воздействием изменение социальных установок как приобретенную реакцию. С их точки зрения, убеждение– это «процесс получения от людей согласия действовать определенным образом или защищать позиции с помощью рациональных или эмоциональных апелляций. Убеждение можно рассматривать как один из способов уменьшения несоответствия между когнициями и связанного с ним напряжения». Ховланд и его последователи доказали, что повторение сообщения приводит к возрастанию степени его воздействия; что использование большого количества разнообразных и конкретных аргументов, ярких эпитетов, а также быстрый темп речи способствуют большей убедительности сообщения; что чем более значима для людей та или иная тема, тем тяжелее изменить их аттитюды по отношению к ней. Изучая убеждаемость как личностную характеристику, Ховланд и Джанис доказали, что она связана с интеллектом, самооценкой, вовлеченностью в проблему и осведомленностью в ней, потребностью в осмыслении информации, настроением, наличием определенных побуждений, сходством позиций коммуникатора и аудитории, опытом взаимодействия с объектом аттитюда и полом (Гулевич О.А.Убеждающая коммуникация: реферативный обзор: учеб. пособие. М., 1999. С. 5, 9, 39, 41, 44). На практике все эти рекомендации теоретиков Йельской школы способствуют убеждающей речи и критическому осмыслению полученной информации. В соответствии с теорией формирования и изменения установок Ховланда было установлено, что установки приобретаются таким же образом, как и другие привычки.
По существу, схема убеждающей коммуникации Йельской школы – это расширенный вариант пятичленной модели СМИ Г. Лассуэлла за счет включения в нее психологических переменных. Ключевыми понятиями теории социального научения, которую разработал Альберт Бандура в 1960-е гг., являются научение путем наблюдения и моделирования (подражания): наблюдая поведение других и последствия этого поведения, индивиды могут подражать и тем самым обучаться моделям определенного поведения, т.е. моделировать свое поведение (Богомолова Н.Н.Социальная психология массовой коммуникации. М., 2008. С. 38, 39).