Тема 1.2. Менеджмента, его природа и роль в современном обществе
Слово менеджмент недавно вошло в наш оборот в связи с начавшимися рыночными реформами. В мире этот термин используется достаточно широко. Слово имеет английское происхождение и означает «организовывание, заведование, руководство». За рубежом употребляется для обозначения 1) деятельности, связанной с руководством людьми; 2) специалистов, профессионально занимающихся этой деятельностью; 3) подразделений в организации, занимающихся руководством (администрация); 4) особой области знаний. Менеджмент - один из способов организации совместной деятельности людей в условиях рыночной экономики. Для решения многих задач люди стали объединять усилия ещё в глубокой древности (предпосылки формирования менеджмента): племя, община, бюрократическая организация, менеджмент. Исторически появление менеджмента как способа организации совместной деятельности совпадает со временем вступления капитализма в фазу машинного производства. Первое упоминание о руководстве совместном трудом людей можно найти в древних манускриптах 6000-4000 лет до н.э. (строительство пирамид). Современный менеджмент - такой способ руководства, который позволяет наиболее гуманным образом направлять интеллектуальные и физические силы людей к достижению каких-то общих целей. Этот способ руководства обеспечивает max удовлетворение интересов отдельных личностей, обеспечивает возможность наиболее полного использования способностей, возможностей каждого человека, помогает самореализоваться в труде. Отличительной особенностью менеджмента является то, что он направляет работу коллективов в направлении max удовлетворения общественных потребностей. Менеджмент способствует тому, чтобы деятельность любой организации max удовлетворяла запросы потребителей, не наносила вреда общественности и по мере возможности вносила посильный вклад в решение общенациональных проблем, а в последнее время проблем мирового значения. Характерной чертой менеджмента является также нацеленность на постоянное совершенствование, обновление, решение не только текущих, но и перспективных задач. Менеджмент - такой способ управления людьми, который дает возможность быстрого приспособления организаций к меняющимся условиям. Как деятельность можно сказать, что менеджмент - управление бизнесом в условиях рынка. В этом смысле понятие менеджмент близко к понятию предпринимательство, но есть различие: предприниматель - это обязательно собственник капитала, но не обязательно специалист в области управления, а менеджер - не обязательно собственник, но обязательно специалист. Задачами менеджмента как управления бизнесом являются 1) создание фирм и преобразование ресурсов этих фирм в некую целостную систему; 2) определение миссии и целей фирм; 3) обеспечение выживания фирм в меняющихся условиях; 4) обеспечение достижения целей и наиболее эффективного использования ресурсов. В социально-экономической жизни общества менеджмент играет исключительно важную роль. Благодаря менеджменту предприятия производят те товары и услуги, которые наиболее нужны потребителям; создаются рабочие места. От менеджмента зависит уровень развития экономики, уровень благосостояния граждан страны, научно-технический прогресс, состояние окружающей среды. В зарубежной эк литературе менеджмент стали называть самостоятельным фактором производства на ряду с капиталом, трудом, землей и оказывающим существенное влияние на них. Численность управленцев непрерывно возрастает, задачи их усложняются, поэтому наблюдается тенденция постепенного концентрирования власти в руках менеджеров. Это явление называется менеджеральной революцией (эра менеджмента). Особо важное значение качества руководства людьми имеет в неблагоприятных ситуациях. Велика роль менеджмента в периоды кардинальных реорганизаций. Менеджмент необходимо усваивать для того, чтобы контактировать на равных с зарубежными странами, фирмами, исследователями. Менеджмент - прекрасное поле для проявления своего потенциала как в теории, так и на практике. Как профессионально осуществляемая деятельность менеджмент представляет собой процесс, складывающийся из отдельных элементов. Функции менеджмента (придерживается кафедра ФА): 1) выработка и принятие управленческих решений; 2) организация выполнения решений; 3) учёт и анализ хода выполнения решений; 4) контроль за деятельностью и результатами и регулирование; 5) мотивация исполнителей, направленная на повышение заинтересованности в исполнении управленческих решений. Как вид профессионально осуществляемой деятельности по руководству совместным трудом людей менеджмент имеет 2 стороны: организационно-техническую, социально-экономическую. Организационно-техническая сторона менеджмента проявляется в разделении труда и его согласовании. Вторая - в реализации собственности на средства пр-ва и реализации человеческого капитала. Организационно-техническая сторона менеджмента не зависит от характера производственных отношений в обществе, в то время как социально-экономическая находится в тесной зависимости. Можно сказать, менеджмент представляет собой самостоятельную область производственных отношений, их внешнюю оболочку. В экономической теории эти отношения принято называть организационно-экономическими.
Менеджмент как научная теория и искусство руководства людьми. В современном виде впервые научная теория менеджмента появилась в конце прошлого столетия в связи с опубликованием в 1881 г. курса Дж. Вартона для преподавания в колледже. Более важным является 1911 г., когда была опубликована первая книга по менеджменту «Принципы научного управления» Ф. Тейлор. В этом же году в Америке была проведена первая в истории научная конференция. Позже вышло ещё несколько книг, которые заложили основы менеджмента. Менеджмент - это научная теория, т.к. можно выделить предмет и объект исследования. Этой проблеме уделял внимание Л. Гьюлик. Предметом этой науки являются управленческие отношения: 1) субординации (подчинения); 2) координации (согласования); 3) дисциплины; 4) ответственности; 5) инициативы. Своим объектом менеджмент имеет организации людей различного типа. Поэтому в обращении употребляются такие слова как менеджмент культуры. Задача менеджмента состоит в том, чтобы изучить практический опыт, выявить причины успехов и неудач, обосновать возможность широкого использования удачных примеров руководства организациями. Наука управления занимается такими проблемами, как формирование и обоснование принципов и методов управленческой деятельности, определение наиболее целесообразных структур построения организаций, определение способов совершенствования информационного обмена, разработка приёмов манипулирования поведением людей и др. Т.к. эта наука возникла сравнительно недавно, её принято называть молодой. Наибольший вклад внесли американские ученые, но нельзя отрицать значения исследований наших ученых. Разрабатывались модели оптимального функционирования фирмы, демократизации управления (Нерчиенцев, Ванников и др.). Отличительной особенностью менеджмента как научной теории является наличие в ней большого числа различных направлений, это целостная система воззрений различных учёных. Он не даёт общепринятых рекомендаций. Менеджмент - бурно развивающаяся наука, в последние годы кол-во результатов исследований растёт. Сейчас происходит процесс, который называется тихой управленческой революцией - кардинальным образом изменяется система воззрений, доминирующих в этой науке. Сегодня в теории менеджмента развиваются такие идеи, как ориентация руководства на самореализующегося человека; подход к любой организации как к живому организму, который находится в сильной зависимости от изменяющихся условий; подход к любой организации как неотъемлемому элементу общества, стремящемуся быть его достойным членом. В науке менеджмента сегодня большое внимание уделяется вопросам новой культуры организации. В качестве высших ценностей выступают стремление к переменам в лучшую сторону, готовность к риску, ориентация на освоение всё новых и новых возможностей. Наука менеджмент занимается не только производством новых знаний на базе исследования управленческих законов, но и оценкой (анализом, обобщением) реальной практики. Поэтому менеджмент называют синтезом научного знания и практического опыта. Ещё одна особенность управленческой теории связана с ее применением: не удается применить теорию без каких-либо изменений. Успех или неудача при попытке внедрить теорию в практику в значительной степени определяется умением руководителей. Два разных руководителя, внедряя одни теоретические выводы управленческой теории, получат два разных результата. Поэтому управленческую мысль считают не только наукой, но и искусством. Менеджмент выступает в 3-х аспектах: 1) научная дисциплина; 2) обобщение накопленного опыта; 3) искусство конкретных руководителей. В этой связи можно сказать ещё об одной особенности управленческой мысли - она непрерывно обогащается и развивается.