Значение и виды контроля
Контроль исполнения задания - одна из функций управления.
Цель контроля состоит в обеспечении своевременного и качественного исполненияпоручений и распоряжений руководства.
Контроль бывает:
1. по существу решения вопроса;
2. по сроку исполнения.
1. Контроль по существу - это оценка, насколько правильно, удачно и полно решен вопрос. Контроль по существу осуществляет руководитель или специально уполномоченное лицо (контролер).
Ответственность за правильное и своевременное решение вопросов, отраженных в документах, несут:
· руководители структурных подразделений (ответственные исполнители);
· сотрудники, которым поручено исполнение документа (исполнители).
Назначение исполнителей:
· указываются в резолюции руководителя на документе;
· определяются в соответствии с распределением обязанностей в организации.
Если в резолюции руководителя указываются несколько исполнителей, то первый является ответственным за исполнение документа и организующим его исполнение, а остальные - соисполнителями.
2. Контроль за сроками исполнения документа является формальным и осуществляется службой делопроизводства или секретарем-референтом.
Технология ведения контроля за сроками исполнения документов состоит из следующих процедур:
1. фиксация всех, поставленных на контроль документов (при регистрации);
2. проверка своевременного доведения документа до исполнителя;
3. корректировка данных о контролируемых документах при изменении сроков исполнения, передаче документа от исполнителя к исполнителю, из подразделения в подразделение;
4. напоминание исполнителям и руководителям подразделений о наличии неисполненных документов и поручений;
5. информирование руководителей о состоянии и ходе исполнения документов и поручений;
6. внесение данных об исполнении документов в систему и снятие с контроля;
7. анализ уровня исполнительской дисциплины по:
· организации в целом;
· по подразделениям;
· по исполнителям;
· по видам документов.
Сроковый контроль может быть трех видов: текущим, предупредительным и итоговым.
Под текущим контролем понимают ежедневную подготовку сведений о документах, срок исполнения которых истекает.
Предупредительный контроль производят по документам, срок исполнения которых истекает через 2-3 дня.
К итоговому контролю относят аналитическую работу по обобщению исполнительской дисциплины и результатов работы сотрудников подразделения или организации в целом.
Формы контроля. Сроковая картотека
Форму контроля выбирают исходя из возможностей учреждения, например:
· ручная сроковая картотека;
· автоматизированная система контроля.
Сроковая картотека. Для ведения контроля в ручном режиме используются:
· регистрационные контрольные карточки (РКК)
· картонный ящик и 32 подвижных разделителя.
31 разделитель - это числа месяца (31 день). За 32-й разделитель ставят карточки на документы, срок исполнения которых приходится на следующий месяц.
Таким образом, по сроковой картотеке легко можно узнать, что и на какой день должно быть исполнено.
Когда документ исполнен, на обратной стороне РКК:
· делается отметка об исполнении,
· указывается, как решен вопрос,
· за каким номером и когда отправлен документ.
После снятия исполненного документа с контроля, РКК переставляется в справочную картотеку. Теперь РКК содержит более полные сведения о документе и его исполнении.
Формы контроля. Автоматизированные системы контроля
Наиболее эффективным является автоматизированный контроль с использованием современных компьютерных технологий документооборота.
Преимущества автоматизированных технологий контроля исполнения документов:
1. Постановка документа на контроль, происходит автоматически при вводе его в автоматизированную систему и регистрации.
2. Регистрационная форма документа имеет в своем составе контрольную карточку, которая заполняется, в случае если, на основе документа создаются поручения со сроками исполнения.
3. Система автоматически ведет контроль по всем трем видам: текущий, предварительный и итоговый.
4. Система автоматически отслеживает, сроки исполнения документов и посылает по электронной почте уведомления и напоминания исполнителям.
5. Снятие с контроля исполненного документа производится на основании отчета, который направляется исполнителем контролеру.
6. Автоматизированная справочная система позволяет получить справку о состоянии исполнения документов на любой момент.
Автоматизированные системы контроля исполнения документов, обычно входят в состав компьютерных технологий документооборота.
Тема 6: Особенности отечественного делопроизводства и
Его отличие от западного делопроизводства
Основные положения
Деятельность любой организации регулируется:
· действующим законодательством;
· приказами и распоряжениями руководства;
· условиями заключаемых договоров;
· правилами ведения операций.
Все эти регуляторы оформляются в виде документов - фиксированных на бумаге текстов.
Вся деятельность аппарата управления организации заключается в последовательном исполнении документов. Успех исполнения документа зависит от ясности информации, включая ее содержание, оформление и размещение.
Документирование -это процесссоздания и оформлениядокумента. Госстандарт определяет документирование как "запись информации на различных носителях по установленным правилам".
Правила документирования - это требования и нормы, устанавливающие порядок создания документов.
Оформление документа -это проставление необходимых реквизитов, установленных правилами документирования.
Документ должен быть исполнен своевременно, т.е. должна быть достигнута такая организация работ, при которой:
1. существуют стимулы к исполнению документа в срок.
2. документ незамедлительнопередается между исполнителями;
В России, на протяжении веков и по сей день, одним из таких стимулов считается контроль исполнения. Зачастую такой контроль формален. Цель контроля - отследить момент нарушения сроков исполнения документа. Работа по контролю сводится к следующим действиям:
· напоминание исполнителю о сроках исполнения документа;
· доклад руководству о нарушении сроков исполнения.
Система регистрации документов позволяет фиксировать последовательность передач документа от одного исполнителя другому, в течение всего жизненного цикла документа - от регистрации до сдачи в архив.
Таким образом, документооборот - это система правил организации исполнения документов в организации
Документооборот и документирование являются функциями делопроизводства. Система делопроизводства предполагает наличие определенных норм, закрепленных государственными стандартами (ГСДОУ и ГОСТ Р 6.38-2003). Подходы к организации делопроизводства в России и на Западе имеют существенные различия.