Учет индивидуальных характеристик обучающихся
При подготовке учебных программ следует учитывать не только цели и задачи, стоящие перед организацией при проведении обучения, но и более широкий набор факторов, влияющих на содержание обучения, на выбор форм и методов его проведения. Среди этих факторов особое значение имеют индивидуальные характеристикиобучающихся. Среди индивидуальных характеристик наибольшее влияние на эффективность обучения оказывают следующие:
• общий образовательный уровень;
• мотивация к обучению;
• уровень способностей;
• профессиональный опыт, профессиональные навыки и умения;
• личные и деловые качества.
Общий образовательный уровень обучающихся. Во многих организациях при комплектовании учебных групп часто возникает проблема различий в уровне базовой подготовки обучающихся. Трудно разработать программу обучения для группы, в которую входят лица как с высшим, так и с неполным средним образованием. Если программа будет ориентирована на работников с высоким образовательным уровнем, то работники с низким образовательным уровнем могут не понять часть учебной программы. Если ориентировать программу на работников с низким уровнем образования, то это отрицательно повлияет на интерес к учебе обучающихся с высшим образованием – им будет скучно заниматься "разжевыванием" прописных истин.
Обучающиеся в одной группе могут различаться не только по общеобразовательному уровню, но и по уровню знаний в какой-то конкретной области, и по степени владения определенными навыками. К примеру, трудно изучать какую-либо специальную компьютерную программу в группе, состоящей из начинающих и продвинутых пользователей.
Мотивация к обучению.Важной задачей любого преподавателя является формирование у слушателей высокой мотивации к обучению. Мотивация к обучению у слушателей, то есть степень их заинтересованности как в конечных результатах обучения, так и в самом участии в процессе обучения, может существенно различаться. Важнейшим фактором, влияющим на степень заинтересованности слушателей в обучении, является степень востребованности получаемых знаний и навыков в реальной работе. На заинтересованность слушателей и их уверенность в востребованности полученных знаний, умений и навыков оказывает влияние и моральный климат, сложившийся в организации, и степень доверия работников, принимающих участие в обучении, к руководству организации, и их вера в то, что организация готова по достоинству оценить тот новый уровень профессиональных знаний и навыков, который они будут иметь по завершении обучения.
Среди факторов, влияющих на мотивацию к обучению, можно выделить следующие:
• Интерес слушателей к изучаемой тематике.Способность преподавателя вызвать у слушателей интерес к изучаемому предмету повышает их мотивацию к обучению: интересный, живой, полезный материал способствует более высокой мотивации к обучению.
• Степень включенности слушателей в процесс обучения.Мотивация обучающихся зависит от степени их включенности в учебный процесс. Эту задачу лучше решают активные методы обучения (семинары, деловые игры, тренинги, групповые обсуждения, анализ конкретных ситуаций и т.п.).
• Личность преподавателя:симпатия и уровень доверия к преподавателю со стороны слушателей помогает повысить их мотивацию к обучению. Этому также способствует высокий профессионализм, владение материалом, умение найти общий язык со слушателями, эмоциональность и увлеченность самого преподавателя излагаемым материалом, умение зажечь и воодушевить слушателей.
• Успешность усвоения учебного материала. От степени успешности усвоения слушателями учебного материала или освоения требуемых навыков зависит и мотивация слушателей к обучению. К примеру, школьник, получающий по математике одну двойку за другой, имеет значительно более низкий уровень мотивации к изучению этого предмета, чем отличник.
• Возможность применения изучаемого материала или освоенных навыков на практике. Бесполезный с точки зрения слушателей материал, никак не связанный с их работой, может вызвать у них скуку и раздражение. Однако следует иметь в виду, что слушатели могут ошибаться относительно практической полезности изучаемого материала, поэтому важной задачей преподавателя является разъяснение и демонстрация того, как именно изучаемый материал может быть использован на практике.
• Значимость результатов обучения для слушателей. Чем большее значение имеют результаты обучения для слушателей, тем выше степень их заинтересованности в овладении данными знаниями и навыками. Результатом обучения может быть получение более высокого разряда, повышение в должности, повышение уровня оплаты труда, получение более интересной или перспективной работы.
• Условия обучения. Если хорошие условия обучения (температура в аудитории, освещенность и др.), наличие современной материальной базы (средства оргтехники, проекционная аппаратура, современные станки и оборудование и т.п.) повышают мотивацию слушателей к овладению предлагаемыми учебной программой знаниями и навыками, то плохие условия, напротив, отбивают у них всякое желание учиться.
Процесс обучения имеет дело как с внутренними, так и с внешними стимулами. Например, возможность выполнения новой или более сложной задачи может сама по себе приносить удовлетворение обучающемуся, повышая уровень его самоуважения и мотивируя к продолжению обучения. С другой стороны, у него может быть и внешняя мотивация к обучению, если прохождение обучения, получение тех или иных знаний или навыков обещает ему, например, повышение в должности или работу в лучших условиях.
Повышение уровня мотивации к обучению у слушателей является важной задачей, которую преподавателям приходится решать уже в ходе реализации учебной программы. Как показывает опыт, наиболее успешно справиться с этой задачей позволяет широкое использование в рамках учебной программы активных методов обучения – деловых игр, ситуационного и ролевого моделирования, групповых дискуссий и др. Активные методы обучения не только способствуют созданию благоприятной эмоциональной обстановки, в которой проходят занятия, но и повышают личную включенность участников в процесс обучения и степень усвоения изучаемого материала.
Уровень способностей. Специалисты, занимающиеся обучением, считают, что основой эффективного обучения работника является правильная оценка его способностей. Люди могут существенно различаться по уровню развития у них способностей, необходимых для успешной профессиональной деятельности в определенной области. Взвешенная и обоснованная программа обучения должна учитывать сам факт наличия таких различий. При этом программы обычно ориентируют на средний, а не на самый низкий или самый высокий уровень развития способностей.
Профессиональный опыт, профессиональные навыки и умения. При комплектовании учебных групп особое внимание уделяется тому, чтобы среди членов учебной группы не было значительных различий в уровне профессиональной квалификации. Кроме этого, при составлении и уточнении содержания учебных программ преподавателям всегда приходиться учитывать профессиональный опыт и квалификацию слушателей. Это позволяет сделать занятия не только более интересными, но и полезными для слушателей.
Личные и деловые качества.Личные и деловые качества слушателей учитывать при подготовке и проведении занятий труднее всего. Часто слушатели раскрываются полностью лишь к концу учебной программы. Однако для преподавателя крайне важно понимать, что трудности, возникающие в ходе занятий, могут быть связаны с личностными и деловыми качествами учащихся.