Характеристика книжного рынка России
Емкость рынка книжной розницы в России, по оценкам аналитиков, достигает сегодня 2 млрд. долларов. Согласно исследованию, проведенному компанией Discovery Research Group (DRG), последние три года (по данным на 18.05.2007) этот показатель постоянно возрастал[4]. В то же время суммарный тираж книгопечатной продукции с 2004 года сокращается. Если в 2003 году, по расчетам Российской книжной палаты, он составлял 702,3 млн. экземпляров, то в 2006-м году - только 633 млн. При этом средний тираж за указанный срок сократился почти на 30%. Рост рынка обеспечивают не столько увеличение продаж, сколько постоянное удорожание книг. В то же время эксперты сходятся во мнении, что книжный рынок России далек от насыщения и проблема лишь в том, что не все магазины умеют продавать свой товар.
Сегодня, несмотря на развитие Интернета и торговли по каталогам, в России, по мнению всех без исключения экспертов книжного рынка, книжный магазин остается основным инструментом донесения книги до покупателя. Но данных торговых площадок катастрофически не хватает. Так, по расчетам "ТОП-книги" ныне в России на 1 книжный магазин приходится 60 тысяч жителей, в то время как в Европе (Чехии, Германии, Венгрии) – 10 тысяч жителей[5]. Причем, распределение «магазинов-жителей» в нашей стране осуществляется далеко неравномерно.
В настоящее время в России имеется не более 4,5 тыс. предприятий, называющих себя книжными магазинами. Реально работает 3 тыс. книжных магазинов различных форматов, то есть магазинов площадью не менее 50 кв. м., где книжная торговля является основной. Около 2 тыс. из них составляют независимые не сетевые магазины, 500 – сети издателей, 500 – независимые сети. Количество лотков на открытых рынках и уличных лотков в России составляет 10-20 тыс. точек, а книжных отделов в непрофильных магазинах в Москве - 450-500 торговых точек.
«Сегодня на рынке единовременно представлено примерно 60-80 тыс. наименований литературы – это выпущенные в 2005 г. наименования, пользующиеся спросом, и часть наименований предыдущих лет. По оценке экспертов, общий ассортимент, который проходит через ведущие книжные магазины в течение года, уже достигает 100-150 тыс. наименований, а единовременный ассортимент, который мог бы быть представлен – около 75-80 тыс. наименований».[6]
Основная доля оборота книготорговых компаний по-прежнему приходится на стационарную книжную торговлю – около 70%, что объясняется медленным развитием других каналов продаж (интернет-магазинов, почтовой торговли, торговли по каталогам и др.).
Если сравнить с мировым рынком, то мы увидим, что в большинстве развитых стран развитие книжной розницы осуществляется главным образом независимыми компаниями и крупными оптовиками. Розничный канал полностью структурирован, там действуют единые стандарты торговли, во многих странах введены фиксированные цены на книги. На Западе розничная торговля и издательский бизнес диверсифицированы. Издательства не формируют собственных розничных сетей, а лишь выстраивают систему взаимоотношений с розницей и оптовиками.
В России розничная торговля строится совершенно по другой схеме: издательства активно создают собственные розничные сети, куда поставляют в основном свой ассортимент. При этом ассортимент конкурентов ставится с большей торговой наценкой, чем на остальную часть книг. Есть и примеры стратегических партнерств, когда издательства не диктуют розничным сетям, какой ассортимент продавать, но таких случаев меньше. Подобная политика издательств негативно влияет на обороты торговли, поскольку потребителю интересен магазин с максимально большим ассортиментом литературы.
На книжном рынке России существуют негативные тенденции, которые делают бизнес низко рентабельным для книготорговцев и не дают возможности развиваться книгоиздателям.
Среди основных проблем отечественного книжного бизнеса на сегодня можно выделить следующие:
· Низкая рентабельность рынка – 8-10%, что свидетельствует о нестабильном финансовом положении отрасли, а так же медленная оборачиваемость средств. Благодаря этому возникают высокие риски для потенциальных инвесторов, а результатом становится отсутствие предложений от западных и российских инвестиционных компаний;
· Несовершенная система налогообложения издательств, вызывающая рост издержек у издательских компаний, уменьшение прибыли, вынужденное занижение фактических тиражей;
· Ярко выраженная концентрация издательского и книготоргового бизнеса в Москве и Санкт-Петербурге на фоне сильнейшего дефицита книготорговых и издательских компаний в остальных регионах, что способствует возникновению кризиса перепроизводства, вызванного отсутствием региональных рынков сбыта, уменьшению продаж из-за сокращения количества покупателей, общему падению интереса к чтению;
· Плохо развитая торгово-розничная сеть, сильно отстающая в развитии от издательского рынка. Это вызывает ограничение пропускной способности каналов сбыта и уменьшение объема рынка в стоимостном выражении;
· Неудовлетворительное состояние отечественной полиграфической базы, неясные перспективы государственных типографий, высокие цены на бумагу, из-за чего стоимость книг растет и в результате они становятся недоступными значительной группе потребителей, имеющих низкий доход;
· Низкие (по сравнению с европейскими странами) цены на книги при сравнимых ценах на полиграфию и бумагу. Отсюда ухудшение качества книг из-за экономии на оплате квалифицированного персонала, уменьшение доходов издательств;
· Сокращение населения России и падение интереса к чтению у россиян, особенно у молодой части читательской аудитории, что влечет за собой сокращение числа потребителей книг, пессимистические перспективы книжного рынка из-за резкого уменьшения целевой аудитории;
· Недостаточное государственное регулирование книжной отрасли, отсутствие помощи государства издателям и книготорговым компаниям, что сильно замедляет развитие книжного бизнеса и вызывает высокие риски для потенциальных инвесторов;
· Непрозрачность рынка – нет единой системы учета выпущенной и проданной книжной продукции, нет открытых данных по оборотам компаний. Это влечет за собой отсутствие официальной статистики продаж, невозможность точно подсчитать объем и потенциальную емкость рынка, высокие риски для потенциальных инвесторов;
· Практически полное отсутствие маркетинговой стратегии, направленной на продвижение конкретной продукции к конкретному покупателю, из чего следует то, что издательства теряют потребителей, поскольку отсутствует рекламная стратегия продвижения, происходит необоснованное расширение ассортимента за счет повторяющихся позиций, что приводит к снижению объемов продаж;
· Острый дефицит квалифицированных кадров на всех уровнях управления компанией. Как результат - ухудшение качества продукции и уменьшение доходов издательств.
Но в отечественном книжном рынке также существуют и положительные тенденции. Среди основных факторов способствующих позитивным изменениям на книжном рынке можно назвать следующие:
· Переход к более дорогим изданиям, уменьшение интереса к книгам в мягкой обложке и, как следствие, увеличение оборотов книжного рынка и, соответственно, дохода издательств;
· Активное развитие сетевой книжной торговли, появление современных форматов торговли, распределительных центров, благодаря чему происходит увеличение пропускной способности торговой сети и появляется возможность освоения регионов;
· Развитие книжной интернет-торговли, появление книжных интернет-магазинов, в результате чего усиливается привлечение более молодой части аудитории, появляется дополнительный канал сбыта;
· Создание ассоциаций издателей и книгораспространителей (РКС, АСКИ, АСКР). Благодаря этому начинается потенциальная консолидация отрасли, появляется возможность отстаивать интересы участников рынка на государственном уровне, а также возможность проводить масштабные исследования рынка, которые необходимы для перспективного планирования;
· Увеличение доходов населения, что способствует потенциальному увеличению оборотов книжного рынка;
· Успешные проекты сотрудничества издателей и киноиндустрии («Властелин колец», «Гари Поттер»), что создает дополнительные возможности рекламы книг и результатом чего становится увеличение объемов продаж;
· Разработка эффективных маркетинговых стратегий отдельными крупными издательствами, что способствует более детальному изучению потребительских предпочтений, повышению уровня информированности потребителей о новинках книжного рынка;
· Привлечение инвестиций в книжную торговлю и издательский бизнес («Топ-книга», «Олма Медиа Групп»).
Итак, в современных условиях российский книжный бизнес является развивающейся сферой деятельности, имеющей свои положительные и отрицательные тенденции, несомненно, требующей постоянного усовершенствования технологий и реализации эффективных подходов в управлении.