Характеристика книжного дела в 1725-1750 гг.

Развитие экономики, общественной мысли, науки, просвещения, появление такого крупного культурного центра, как Академия наук, обусловили дальнейшее развитие издательского дела в России.

После смерти Петра I типографии оказались в тяжелом финансовом положении, на складах скопилось много нераспроданных книг. Это «привело правительство уже вскоре после, смерти Петра к мысли о необходимости свертывания издательской деятельности» .

Многие книги были запрещены как противоречащие церковным Догматам, оскорбляющие достоинство русских князей и по другим ничтожным и надуманным поводам. Запрещалось даже печатание хронографов, так как «в оных историях писаны лжи явственные» и опубликование их может вызвать в народе «соблазн»! Цензурные ограничения с каждым годом усиливались. После переворотов 1740-1741 гг. из печати изымались всякие упоминания о прежних правителях империи: регенте Бироне, малолетнем императоре Иване VI Антоновиче и др. Были запрещены даже государственные акты, изданные от имени Петра I и составленные при его ближайшем участии. Особенно преследовались сочинения старообрядцев, книги, гравюры, листовки, подрывающие престиж духовных и светских властей.

Вместе с тем книгопечатание продолжало развиваться, наращивая даже темпы, особенно периодическая печать. Этому в первую очередь содействовало учреждение Академии наук.

Издательская деятельность Академии наук

Для организации типографии Академии наук в конце 1726 г. были привезены из Голландии печатные станки и шрифты. В академическую типографию были переданы два печатных стана со шрифтами и оборудованием бывшей Петербургской типографии. Постепенно в типографии было создано большое шрифтовое хозяйство, литеры русские, западноевропейские и восточные. Издания Академии наук славились во всем мире не только глубоким научным содержанием, но и высококачественным полиграфическим исполнением.

Издательская деятельность Академии наук благотворно влияла на развитие книжного дела в стране. Она началась 2 января 1728 г. с выпуска новой газеты «Санкт-Петербургские ведомости». Это была уже регулярная газета, в которой, помимо хроники событий в России и за рубежом, печатались статьи исторического, географического, литературного содержания, статьи по математике, физике, химии, естествознанию. С 1748 г. главным редактором ее был М.В. Ломоносов.

Серьезная газета была трудна для неподготовленного читателя, материал ее требовал разъяснений. В связи с этим в 1728 г. Академия наук стала выпускать «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях», задуманные как толковый словарь терминов, встречавшихся в газете. В «Примечаниях» печатались научно-популярные статьи, связанные с материалом в «Ведомостях». Но затем связь с газетой была утрачена, и «Примечания» превратились в самостоятельный разносторонний научно-популярный журнал, выходивший до октября 1742 г.

С первых лет издательской деятельности Академии наук начался выпуск и официального научного органа «Комментарии Санкт-Петербургской императорской Академии наук». В этом продолжающемся печатном органе публиковались труды академиков на латинском языке. Печатались здесь Л. Эйлер, Д. Бернулли, Г.3. Байер и другие крупнейшие ученые своего времени. «Комментарии» издавались с 1728 по 1751 г. С 1750 г. выходила новая продолжающаяся серия — «Новые комментарии».

В 1728 г. вышло на русском языке «Краткое описание Комментариев Академии наук» за 1726 г., включавшее материалы из оригинала. Это было первое научное периодическое издание на русском языке. Оно состояло из математического, астрономического и исторического разделов.

Продолжающиеся издания Академии наук пользовались большим авторитетом во всем мире. Они переводились на другие иностранные языки и издавались за рубежом.

Тематика и типы изданий

За 15 лет, с 1725 по 1740 г., было выпущено 616 книг на русском и иностранных языках. Под влиянием сложной политической обстановки в стране характер изданий на первых порах изменился. Наибольшее число изданий в 1725-1740 гг. приходилось на научную, учебную, художественную литературу и религиозные книги. Преобладали книги на иностранных языках и переводные.

Художественная литература представлена преимущественно малотиражными либретто. Очень большое место занимали описания придворной жизни — коронаций, празднеств — так называемые «фейерверки» и «иллюминации», торжественные оды и «слова». Теперь они посвящались не одержанным победам, как в первой четверти века, а отдельным высокопоставленным лицам.

В то же время, благодаря в основном издательской деятельности Академии наук, в послепетровское время увеличился выпуск научных и учебных книг, что свидетельствовало о повышении спроса в обществе на эту литературу. Около половины всех вышедших в России в 1725-1740 гг. книг было напечатано в типографии Академии наук, на втором месте — Московская типография, на третьем — Киевская. На все остальные типографии приходилось около 1/5 издательской продукции послепетровского времени. Удельный вес изданий Академии наук неуклонно повышался, доля же других типографий постепенно падала. В известном смысле это был период издательской монополии типографии Академии наук.

Первой книгой, напечатанной в академической типографии, был календарь на 1728 год, вышедший из печати в декабре 1727 г. С самого начала издательской деятельности Академии наук свойственна чрезвычайная широта (как и ее работе в целом). Типография выпускала труды по математике, астрономии, физике, химии, истории, географии, языкознанию, истории литературы, военному делу. Печатались учебники, календари, художественная литература, описания торжеств и фейерверков, законодательные материалы. Особенно широкой стала издательская деятельность Академии с приходом в нее М.В. Ломоносова и других русских академиков. Значительная часть продукции академической типографии выходила на иностранных языках — латинском, немецком, французском, итальянском, арабском. Академия наук развернула большую переводческую деятельность. Переводчиками Академии наук были В.К. Тредиаковский, С.С. Волчков, И.С. Горлицкий, В.Е. Адодуров.

Математические науки представлены в изданиях Академии главным образом трудами Л. Эйлера — ученого с мировым именем, математика, механика и физика, швейцарца по происхождению, для которого Россия стала второй родиной. В изданиях Академии напечатано в XVIII в. 450 его работ.

Академия наук издала много трудов по физике и химии. Разработанные в этих трудах, в частности в сочинениях М.В. Ломоносова, научные идеи легли в основу современных представлений о природе и строении материи. Ломоносов много сделал для создания русской научной и технической терминологии. Он первый писал свои труды не только на латинском, но и на русском языке. Труды Ломоносова в области физики и химии содействовали развитию естествознания, вскрывали подлинные причины удивительных явлений природы.

Среди изданий по астрономии отметим «Сокращение математическое...» академиков Ж.Н. Делиля и Я. Германа. Делиль отстаивал гелиоцентрическое учение Коперника, правда, в очень осторожной форме. Книга Б. Фонтенеля «Разговоры о множестве миров», в занимательной форме повествующая о Земле, других планетах и звездах в духе учения Коперника и Декарта, была переведена Антиохом Кантемиром в 1730 г., но из-за противодействия церкви увидела свет лишь 10 лет спустя.

Академия наук выпускала труды по ботанике и другим естественным наукам, например, «О внутренних слоях земных» Ломоносова («прибавление к книге «Первый основания металлургии, или рудных дел»), «Флора Сибири» академика И. Гмелина (на латинском языке), в которой описано множество открытых им растений. Это издание составило эпоху в биологии XVIII в.

Издавались и переводные труды по естествознанию, такие как десятитомная «Всеобщая и частная естественная история» французского ученого Ж. Бюффона, в которой он выдвинул положение о единстве растительного и животного мира, высказывал прогрессивные идеи об изменяемости видов под влиянием условий среды.

Очень много издавалось книг по географии. Некоторые из них были написаны в результате экспедиций Академии наук. К ним относится и «Описание земли Камчатки» С.П. Крашенинникова, заслужившего своими трудами славу крупнейшего исследователя. Этот первый в мировой литературе труд, посвященный изучению Камчатки, был переведен на несколько западноевропейских языков и поставил имя его автора в ряд ученых, составляющих гордость русского народа. В книге имеются не только географические материалы, но и сведения по истории и этнографии Камчатки.

Итоги второй Камчатской экспедиции, предпринятой Академией наук в 1732-1743 гг. (первая во главе с капитаном Берингом была организована Петром I), отражены в труде академика Г.Ф. Миллера «Описание Сибирского царства».

На основе данных академических экспедиций в 1745 г. был издан при участии Л. Эйлера «Атлас Российский...». Он составил эпоху в русской географии. Благодаря М.В. Ломоносову, возглавлявшему с 1758 г. Географический департамент в Академии, было издано 60 различных карт.

Из академической типографии вышли труды, посвященные описанию различных провинций России, — «Топография оренбургская» П.И. Рычкова, трехтомный труд П.С. Палласа «Путешествие по разным провинциям Российской империи» с раскрашенными иллюстрациями, «Дневныя записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта... по разным провинциям Российского государства» И.И. Лепёхина, многотомный труд академика С.Г. Гмелина «Путешествие по России для исследования трех царств естества» и др.

Из переводных историко-географических трудов отметим «Описание о Японе», впервые познакомившее русского читателя с этой отдаленной страной.

Не чужды были академической типографии и технические издания, и книги по военно-морскому делу, такие как «Первыя основания металлургии, или рудных дел» М.В. Ломоносова, «Полное умозрение строения и вождения кораблей» Л. Эйлера, «Книги полного собрания о навигации» С.И. Мордвинова. Вопросы артиллерии были освещены в книге «Мемории, или Записки артиллерийские» П. Сюрирея де Сен-Реми.

Типография выпускала учебники для академической гимназии и университета. В их создании принимали участие Л. Эйлер, Г.В. Крафт и другие крупные ученые, организованное в 1735 г. при Академии наук «Российское собрание для исправления русского языка, сочинения грамматик и лексиконов», а также для перевода на русский язык лучших образцов иностранной литературы. В 50-х гг. издана «Российская грамматика» М.В. Ломоносова, положившая начало научному изучению русского языка.

Создаются капитальные труды по истории типа «Древней российской истории» и «Краткого российского летописца» М.В. Ломоносова, «Истории российской с древнейших времен» В.Н. Татищева. Много сделал для собирания и публикации источников по истории России Г.Ф. Миллер.

В области теории прозы и поэзии были напечатаны «Новый и краткий способ к изложению российских стихов» В.К. Тредиаковского и «О правилах российского стихотворства» М.В. Ломоносова, его «Риторика», в которой ученый с гордостью писал, что русский язык по своему «природному изобилию, красоте и силе» «ни единому европейскому языку не уступает».

Академия наук издавала словари. В 1731 г. вышел капитальный «Немецко-латинский и русский лексикон купно с первыми началами русского языка» Э. Вейсмана. В 1746 г. появился многоязычный «Краткой латинской лексикон с российским и немецким переводом» Х. Целлария.

Среди изданий художественной литературы во второй четверти XVIII в. выделяются сочинения В.К. Тредиаковского. В 1730 г. в его переводе издана «Езда в остров любви» — популярный в то время во Франции аллегорический роман П. Тальмана. Он был посвящен воспеванию любви и воспринимался одновременно как антиклерикальное произведение. Успех его у русского читателя был очень велик. К книге приложен первый в России нотный лист «Песня, сочиненная в Гамбурге», написанная в годовщину коронации Анны Иоанновны.

Издавались торжественные оды Тредиаковского и Сумарокова.

Академия наук издавала много календарей составлявшихся академиками. Календари печатались на русском и немецком языках, содержали научно-популярные статьи по истории, географии, этнографии, астрономии, о событиях года, о приходе почты и пр.

Наши рекомендации