Киносъемочная техника и изобразительные средства кино
Кинотехника является самостоятельной отраслью техники, которая возникла в результате развития производства, копирования и демонстрирования кинофильмов. Кинотехника использует методы фотографии, оптику, механику, светотехнику, электронику и многое другое. Кинотехника широко используется в художественной и документальной кинематографии, в научных исследованиях, для сохранения информации, обучения и в любительских целях.
Основной кинотехнический процесс состоит в передаче движения или изменения состояния объектов, которые воспроизводятся на киноэкране с движущейся с определенной скоростью кинопленки. Отснятую пленку в процессе кинопроекции озвучивают в соответствии с изображением на экране.
Кинотехника является технической базой киноискусства, возрастающие требования которого стимулируют развитие техники.
С момента изобретения кинематографа в 1895 году его основными техническими средствами являлись киносъёмочный аппарат, кинопроекционный аппарат и киноплёнка. Развитие кинематографии сопровождалось созданием проявочных машин для химико - фотографической обработки киноплёнки, кинокопировальных аппаратов для печати фильмокопий, разнообразной аппаратуры для освещения при киносъёмке и др. Первые аппараты для киносъёмки и кинопроекции были изготовлены самими изобретателями кинематографа (в своих небольших мастерских).
Ш. Пате и Л. Гомон (Франция) в 1897 году организовали промышленный выпуск нескольких усовершенствованных киносъемочных аппаратов и кинопроекторов. Они же выпустили и первые кинокопировальные аппараты. Кинопленку для съемки и печати фильмокопий в первые годы существования кинематографии выпускали фабрики «Люмьер» (Франция) и «Истмен Кодак» (США). Несмотря на быстрый количественный рост производства «немых» кинофильмов и сети кинотеатров, кинотехника в первое десятилетие ХХ века развивалась медленно: патентная борьба и монополизация кинопромышленности сдерживали совершенствование аппаратуры.
Однако возросшие требования к техническим средствам кинематографии способствовали созданию новых типов киноаппаратуры. В 1908 году французская фирма «А. Дебри» начала выпуск киносъёмочных аппаратов «Парво»
с внутренними кассетами и сквозной наводкой изображения на резкость.
Новый этап развития техники «немого» кино начался в 1918 году. В это время появились новые модели киносъемочных аппаратов, а также различные аппараты для микросъёмки и скоростной киносъёмки, для съёмки хирургических операций и многие другие системы. В 20 - е годы ХХ века были также разработаны автоматические аппараты для ручной киносъёмки. Началось изготовление аппаратуры для съёмки и проекции фильмов на 16 - миллиметровой киноплёнке. Лидером в разработке киносъемочной техники
по - прежнему оставалась Франция. В России производство кинопроекторов в 1914 году организовали инженеры П.В. Сосновский и К. Николаев.
Звуковое кино, цветное и стереоскопическое кино, широкоэкранное, панорамное и широкоформатное кино со стереофоническим воспроизведением звука, круговое панорамное, куполорамное, полиэкранное и вариоскопическое кино – все это важнейшие этапы развития кинотехники после изобретения кинематографа и создания крупного производства «немых» кинофильмов. Каждый из этих этапов требовал применения новых технологий, приборов, материалов и методов, иногда и коренной модернизации технических средств.
В основу систем цветного кино (1939 г.) был положен метод получения трёхцветного изображения на многослойной киноплёнке «Агфа - Колор» (фирма «Агфа») и «Истмен - Колор» (фирма «Кодак»). Одновременно в ограниченных масштабах в разных странах стали применяться системы стереоскопического кино с использованием специальных очков.
Бурное развитие технических средств кинематографа позволило уже в 50 - е годы ХХ века создавать новые виды кинематографа с большими изобразительными возможностями, используя широкие экраны. Во второй половине ХХ века стали распространяться системы панорамного кино с использованием трёх 35 - миллиметровых киноплёнок, системы широкоэкранного кино с использованием киноплёнки шириной 35 мм, широкоформатного кино
с использованием киноплёнок шириной 65 - 70 мм.
Развитие кинематографической техники идет одновременно с развитием изобразительных и выразительных средств кино. Основой кинематографического произведения являются зрительные образы, которые непосредственно воздействуют на зрителя, оказывая определенное психологическое влияние. Процесс образования изображения представляет собой результат физического воздействия света, прошедшего через оптическую систему кинокамеры, на эмульсию, способную точно воспроизводить реальность окружающего мира, отобранную и организованную художником с определенной эстетической целью.
К изобразительным средствам кино относятся: 1) съемка движущейся камерой; 2) съемка ручной камерой; 3) ритм; 4) перемещение.
Одним из наиболее важных выразительных средств кино является съемка движущейся камерой. Рождение кинематографа как нового вида искусства произошло именно тогда, когда киносъемочный аппарат стали перемещать во время съемки одной сцены. Это позволило получить смену планов, следствием чего и явился монтаж изображения. В первые годы существования кинематографа съемка фильма проводилась неподвижной камерой. Такой фильм представлял собой театральное обозрение, последовательно зафиксированное на пленку.
Впервые, в 1901 году, движение камеры применил англичанин У.Смит, снимая одну и ту же сцену с разных точек и планы различной крупности. Заслуга Смита состояла в том, что он нашел новое изобразительное средство, сделал киноаппарат подвижным, как человеческий глаз. У операторов появилась возможность снимать с наиболее выразительных точек, сделать зрителя непосредственным участником драматических событий, происходящих на экране. Однако работа с движущейся камерой предполагает наличие определенной профессиональной подготовки, движение камеры должно соответствовать содержанию, эмоциональному настроению кадра, так как бессмысленное ее движение затрудняет восприятие фильма. Искусство оператора заключается в том, что, используя движущуюся камеру, он находит такую оптимальную линию ее движения, которая не только соответствует наиболее интересному и выразительному решению сцены, но создает наименьшую видимость ее перемещения, что усиливает впечатление от снятой сцены.
Движущаяся камера может усилить драматический замысел сюжета, подчеркивая внешний или психологический элемент, которому отведено важное место в развитии действия. Движением камеры можно выразить субъективную точку зрения персонажа, находящегося в движении. Таким образом, движущаяся кинокамера представляет собой один из наиболее важных приемов в киноискусстве, который дает возможность достигать не только глубокой эмоциональной выразительности, но и помогает создать определенное стилистическое своеобразие фильма.
Большим событием в развитии выразительных средств кино стало появление ручных кинокамер. Это позволило операторам найти новые изобразительные формы, еще смелее использовать движение камеры. Основой киноискусства стала психологическая съемка, съемка с многосложным образным подтекстом. Творческая роль кинокамеры получила неограниченные возможности.
Появилась такое понятие как «субъективная» точка зрения камеры. Этот прием позволяет передать внутреннее состояние персонажа, его психологию и восприятие окружающего мира его глазами. Для того чтобы передать эмоциональные состояния героя камера может крепиться на велосипеде, крупе скачущей лошади.
Другим важными изобразительным средством кино является ритм.
В фонограммах к фильмам используются любые ритмы – пение птиц, городской шум или стук колес, которые воспроизводят движение во времени. Визуальный ряд также имеет ритм – это симметрия, баланс, повторение, противостояние изображений. Речевой ритм также играет значительную роль. Фильм часто строится вокруг тона разговоров людей: в этом проявляется скрытая динамика его действия. Внутренний ритм фильма выражается в скорости внутрикадрового движения, продолжительности действия – все зависит от целей, которые ставит перед собой автор фильма. Четкий внутренний ритм является несомненным достоинством хорошего фильма – там нет ни лишнего движения, ни лишнего слова, нет затянутых сцен – все подчинено авторскому самовыражению.
Перемещение – еще один выразительный способ кино, который формирует стиль фильма. В жизни перемещения мало заметны – они происходят либо медленно, либо люди отвлекаются от них. Перемещение может быть не только в пространстве или во времени. Оно может проявляться при сопоставлении разнообразных процессов, объединенных звуком. У режиссера и оператора есть достаточное количество приемов, чтобы, используя перемещение камеры, передать состояние героев фильма, их меняющееся настроение, мысли, раздумья, мотивацию поступков.