Определение расчетной негабаритности
Цель работы:приобретение навыков по определению расчетной негабаритности груза.
Расчетной негабаритностью называется негабаритность груза, определенная с учетом геометрических выносов его в условной расчетной кривой радиусом 350 мм, не имеющей возвышение наружного рельса. Геометрическим выносом груза или подвижного состава называется отношение его продольной оси пути в кривой при установке подвижного состава в кривой по хорде. Расчетную негабаритность определяют для грузов: длинномерных, когда отношение их длины к базе подвижного состава превышает 1,41; перевозимых на сцепах платформ и транспортерах с базой 17 м и более.
Определяют расчетную негабаритность отдельно для внутренних и для наружных сечений груза. Внутренними называются все его поперечные сечения, расположенные в пределах базы подвижного состава или сцепа; наружными или консольными сечениями – поперечные сечения груза расположенные за пределами базы подвижного состава или сцепа.
Геометрический вынос расчетного вагона длиной 24 м с базой 17 м в расчетной кривой радиусом 350м принять равным 105 мм.
Расчетную негабаритность определяют по формулам:
для внутренних сечений груза:
Хв=Хi+Вв , (6.1)
для наружных сечений груза:
Хн= Хi + Вв , (6.2)
где Хв, Хн – расчетная негабаритность груза, расположенного, соответственно, во внутренних и наружных сечениях, мм;
Хi – расстояние от оси пути до рассматриваемой точки груза i на данной высоте, мм;
Вв, Вн - разность между геометрическими выносами, соответственно, внутреннего и наружного поперечного сечения груза и расчетного вагона в условиях расчетной кривой, мм;
Разность геометрических выносов при погрузке негабаритного груза на одиночную платформу:
Вв = 1,43 * (l - n) * n – 105, (6.3)
Вн = 1,43 * (l - n) * n + k - 105, (6.4)
где l – база вагона, м;
n – расстояние, соответственно, от внутреннего и наружного поперечного сечения груза до направляющего сечения, м;
k - дополнительное смещение концевых сечений груза из-за перекоса вагона в рельсовой колее с учетом норм содержания пути и подвижного состава, мм.
Для грузов с одинаковым поперечным сечением по всей длине разности геометрических выносов:
Вн = , (6.5)
В = , (6.6)
где L – длина груза, м.
Для вагонов на тележках МТ- 50:
k = 55 (6.7)
Для вагонов на тележках ЦНИИ-ХЗ-О:
k = 70 (6.8)
Величина k учитывается только при положительном ее значении. Если значения получаются отрицательными, то они не учитываются.
Пример.К перевозке предъявлены железобетонные плиты. Общий вес плит Qгр = 50000 кг; длина Lгр = 12 м; высота Hгр = 2 м; высота центра тяжести (ЦТ) плит Нгрцт = 1 м; боковая наветренная поверхность Sпгр = 24 м2; ширина Вгр = 2 м; высота центра проекции боковой поверхности на вертикальную плоскость от плоскости опор hнпгр = 1 м.
Для перевозки заданного груза используют четырехосную платформу с тележкой ЦНИИ-ХЗ-О, длиной базы Lв = 9.72 м. Перевозка выполняется со скоростью до 100 км/ч.
Согласно таблице 10 максимальная допускаемая длина груза весом 50 т при перевозке с опорой на одну четырехосную платформу (тележки типа ЦНИИ-ХЗ-О) может составлять 19,0 м, плиты размещаются на поперечных деревянных подкладках из сосны или ели, укладываемых на доски пола платформы.
Таблица 10
Типы тележек
Вес груза, т, не более | Длина груза, м, не более | Вес груза, т, не более | Длина груза, м, не более | ||
Тип тележки вагона | Тип тележки вагона | ||||
МТ-50 | ЦНИИ-ХЗ | МТ-50 | ЦНИИ-ХЗ | ||
27,0 24,1 22,0 20,3 19,0 17,9 | 30,0 27,0 24,0 22,5 21,0 20,0 | 17,5 16,5 16,0 14,3 14,3 14,1 | 19,0 18,5 18,0 14,3 14,3 14,3 |
При принятом размещении железобетонных плит их ЦТ совпадает с продольной и поперечной осью платформы, тележки нагружаются равномерно.
Контрольные вопросы:
1. Что такое геометрический вынос?
2. Что называют расчетной негабаритностью?
3. Что называют базой вагона?