Качественные исследования в рекламе. Фокус-группы. Холл-тест. Наблюдение и эксперимент. Дискус-анализ. Глубинное интервью
Качественные исследования в рекламе – методы для углубленного изучения (почему?), как правило, проводятся на малых выборках. Поисковые исследования, проводимые с целью выявления побуждений, реакций и поведения потребителей. Проведение фокус-групп, интервью и метод устойчивых матриц - методы, используемые в ходе этих исследований.
Качественные исследования основаны на индивидуальном понимании исследователем явления или среды, в которой производится исследование. Основными целями исследований данного типа являются:
а) выявление оптимальной целевой аудитории для рекламы и других средств маркетинговых коммуникаций; б) определение функциональных целей и роли принимающих решения; в) построение модели поведения покупателя;
г) определение цели коммуникации (в том числе тип осведомленности о бренде, отношения к нему, выгоды, поддерживающие это отношение, и т. п.) и позиции бренда; д) поиск стимулов, мотивов рекламных обращений, соответствующих целям коммуникации
Основными направлениями рекламных исследований являются:
исследование характеристик потребителей; анализ товара; изучение рынка; анализ медиа-каналов; контроль эффективности решений в сфере рекламы.
В ходе качественных исследований от потребителей может быть получена различная информация, которую можно условно систематизировать.
Наиболее часто применяют следующие методы качественных исследований:
Метод наблюдения -Наблюдение за поступками и действиями потребителей при выборе товаров, за ситуациями, за реакцией различных групп на рекламу и т. д. Исследователь (наблюдатель) фиксирует получаемую информацию в соответствии с задачами исследования.
Недостатки метода наблюдений присущи всем качественным исследованиям:
Наблюдатель (исследователь) — обычный человек, а значит, его мнение сугубо субъективно, и интерпретировать результаты наблюдения он будет тоже со своей точки зрения. Субъективность — основной недостаток любого качественного метода. Наблюдение — это очень трудоемкий метод, требующий много времени на описание полученной информации и ее обработку.
Основным достоинством данного метода является возможность получить сведения о поведении потребителей, не задействуя и не отвлекая их.
Метод фокус-группы -Фокус-группа — это группа людей из числа реальных или потенциальных потребителей товара, которые приглашаются для проведения исследования. Их внимание сосредоточивается, фокусируется па заданной теме.
Метод фокус-группы носит характер обсуждения и управляется специальным ведущим. Данный метод применяется для: генерации идей (мозгового штурма). Например, когда есть необходимость усовершенствования товара, его упаковки, сервисного сопровождения и т. д.;
Метод фокус-группы -Фокус-группа — это группа людей из числа реальных или потенциальных потребителей товара, которые приглашаются для проведения исследования. Их внимание сосредоточивается, фокусируется па заданной теме.
Метод фокус-группы носит характер обсуждения и управляется специальным ведущим. Данный метод применяется для: генерации идей (мозгового штурма). Например, когда есть необходимость усовершенствования товара, его упаковки, сервисного сопровождения и т. д.;
Такое исследование может быть тестирующим — до массового выходы рекламы, а может быть послерекламным после проката рекламы, когда нужен анализ эмоциональной и поведенческой реакций па определенные виды рекламы.
Оптимальный размер фокус группы колеблется от 8 до 12 человек. Успешность работы фокус-группы во многом зависит от эффективности работы ведущего. Ведь его задача — управлять процессом обсуждения, не вмешиваясь и не принимая личного участия в дискуссии
К числу недостатков этого метода можно отнести, как и в предыдущем случае, субъективность, а также высокую стоимость таких исследований.
Основные достоинства метода фокус-группы:
для участников фокус-группы данное исследование дает возможность честно и свободно излагать свои мнения, генерировать свежие идеи, к тому же за деньги;
для компании, проводящей исследование, метод фокус-группы позволяет наблюдать за работой группы и использовать результаты этого наблюдения на практике еще до получения официального отчета.
Метод глубинного интервью
Исследователь (интервьюер) задает представителю (респонденту) целевой аудитории ряд вопросов с целью выяснения потребительского поведения всей аудитории. Респондент отвечает произвольно. Вопросы интервьюера при глубинном интервью носят «разведывательный» характер: «Можете ли вы аргументировать свое мнение?», «Почему вы так считаете?» и т. п.
Данный метод применяется для сбора и анализа информации о рекламе и других методах продвижения продукта; он помогает лучше разобраться в поведении и реакции потребителей.
Недостатком глубинного интервью является сложность обработки результатов. Кроме того, метод требует высоко-коммуникабельного и одновременно выдержанного, доброжелательного и очень терпеливого интервьюера, вызывающего у респондентов доверие и желание общаться.
Достоинством интервью можно считать именно его глубину, помогающую понять личностные и эмоциональные мотивы потребителей.
Панельный методПанель (в маркетинге) — группа людей, либо семей (или других коллективов), которые принимают участие в систематических опросах на одну тему.
Метод заключается в том, что с этой группой проводят повторяющиеся исследования путем опросов Отвечая на вопросы одной тематики в разные моменты своей жизни люди (семьи) отвечают по-разному. Ведь потребительские предпочтения меняются в зависимости от жизненных ситуаций.
Основным достоинством панельного метода является возможность сравнивать результаты проводимых опросов с предыдущими. Таким образом можно выявить закономерности и тренды.
Недостатком панельного метода является достаточно высокая стоимость.