Особенности приводов главного движения станков с ЧПУ
Главный привод в станках обладает рядом особенностей, отличающих его от приводов подач: значительно большие мощности; необходимость использования всей мощности двигателя в большом диапазоне частот вращения шпинделя станка; работа большую часть времени на постоянной заданной частоте вращения; большие моменты инерции, во много раз превосходящие собственные моменты инерции двигателей на высших передачах коробки скоростей.
Приводы главного движения с асинхронными двигателями, как правило, используют с переключаемыми коробками скоростей для того, чтобы можно было использовать максимальную мощность двигателя во всем диапазоне частоты вращения шпинделя. Если диапазон вращения шпинделя велик, конструкция коробки скоростей усложняется. Применение асинхронных двигателей с электрическим переключением частоты вращения (две, три, а иногда и четыре) значительно упрощает конструкцию коробки скоростей. Однако у асинхронных двигателей с переключением частоты вращения ротора вращающий момент постоянен на различных диапазонах, что приводит к снижению мощности при уменьшении частоты вращения.
В связи с этим применение двигателей постоянного тока, частота вращения якоря которых может увеличиваться в 3−4 раза при постоянной мощности путем регулирования поля возбуждения, оказывается более предпочтительным, так как значительно упрощает коробку скоростей, являющуюся весьма сложным узлом. В этом случае коробка может иметь всего три–четыре ступени, а иногда и две.
Так как двигатели главного движения должны обеспечивать постоянную заданную частоту вращения при изменении нагрузки в широких пределах, происходящем, например, вследствие изменения припуска на обработку, то они должны иметь механическую характеристику, которая не должна существенно изменяться при ослаблении поля, иначе возможна неустойчивая работа привода. Это объясняется тем, что при уменьшении по какой-либо причине частоты вращения будет увеличиваться толщина стружки, а следовательно, и нагрузка на двигатель при той же скорости движения подачи. Увеличение нагрузки приводит к дальнейшему снижению частоты вращения вплоть до полной остановки главного привода, сопровождающейся часто поломкой инструмента или даже авариями, если приводы подач запаздывают с отключением при резком увеличении нагрузки на главный привод.
Особенностью работы главных приводов является также их работа при инерционных моментах нагрузки, значительно изменяющихся вследствие переключения коробок скоростей. Это создает определенные трудности в стабилизации приводов при замыкании обратной связью по угловому положению, что часто необходимо при ориентации шпинделя двигателем, требуемой в станках с автоматической сменой инструмента.
Система управления приводом главного движения часто представляет собой отдельный узел, включающий два тиристорных преобразователя: один большой мощности – для регулирования напряжения на якоре двигателя, другой малой мощности – для регулирования напряжения возбуждения. Такой двухзонный привод в настоящее время применяют наиболее часто для осуществления главного движения в различных станках. Помимо двух тиристорных преобразователей, этот узел содержит систему управления автоматизированной коробкой скоростей станка с необходимыми блокировками.
Шпиндельные группы станков с ЧПУ
Шпиндельная группа станков предназначена для осуществления главного вращательного движения шпинделя с необходимой частотой вращения.
В шпиндельных группах выполняются закрепление и вращение режущих инструментов (в сверлильных и фрезерных станках) или заготовок (в токарных станках) и обеспечивается их заданное положение по отношению к другим узлам станка. Шпиндельные группы станков с ЧПУ и обычных станков существенно различаются. Главное различие – в уровнях автоматизации основных и вспомогательных функций, которые в станках с ЧПУ осуществляются по числовой программе. Например, устанавливается заданная частота вращения шпинделя, изменяется частота вращения шпинделя на определенных участках обработки, шпиндель останавливается в определенном ориентированном положении для смены инструментов, зажимаются и разжимаются режущие инструменты.
Конструкция шпиндельной группы должна быть такой, чтобы наряду с выполнением комплекса технологических команд достигалось сохранение точности вращения шпинделя (исключающее осевое и торцовое биение), а также суммарной жесткости всей группы с входящими узлами для предотвращения деформирования.
Шпиндельные группы по функциональным признакам могут быть классифицированы по следующей схеме (табл. 9.1): по уровню частот вращения шпинделя, виду привода главного движения и компоновке шпиндельной группы.
При нерегулируемом приводном асинхронном двигателе изменение частот вращения шпинделя осуществляется ступенчато, посредством коробок скоростей со сложной кинематической структурой. В приводе главного движения с асинхронным электродвигателем и ступенчатым регулированием частоты вращения шпинделя затрудняется автоматизация команд управления от управляющей программы. Асинхронный двигатель может работать с высокими перегрузками, что является его преимуществом по сравнению с двигателем постоянного тока.
Регулируемые приводы главного движения подразделяют на три группы. Электроприводы с тиристорным двухзонным бесступенчатым регулированием частот вращения шпинделя в сочетании с коробками скоростей обеспечивают широкий диапазон регулирования частот вращения шпинделей посредством понижающей передачи для получения нижних диапазонов частоты вращения и ускорительной передачи для достижения ее верхних диапазонов. Бесступенчатое регулирование с непрерывным изменением частоты вращения шпинделей может также выполняться благодаря применению гидропривода с объемным регулированием или электропривода с частотным регулированием.
Вид двигателя существенно влияет на конструкцию шпиндельных групп. Асинхронный электродвигатель с частотным регулированием применяют обычно, если необходима высокая частота вращения шпинделя и если мощность привода главного движения невелика.
По компоновке различают встроенные и разделенные шпиндельные группы. Компоновка с электроприводом постоянного тока двухзонного регулирования предназначена для автоматического изменения частоты вращения шпинделя в широком диапазоне от управляющего устройства ЧПУ по программе. С таким электроприводом возможны два типа компоновок – со шпинделем, отделенным от коробки скоростей, и со шпинделем, встроенным в коробку скоростей. Кинематические схемы коробок скоростей проектируют так, чтобы при номинальной частоте вращения ротора электропривода главного движения получить две–четыре ступени диапазонов частоты вращения шпинделя.
Тема 2.3. Системы управления многооперационными станками