Информационные системы (ИС)

Информационная система (ИС) – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

В зависимости от степени (уровня) автоматизации выделяют ручные, автоматизированные и автоматические ИС.

1. Ручные ИС характеризуются тем, что все операции по переработке информации выполняются человеком.

2. Автоматизированные ИС – часть функций (подсистем) управления и обработки данных осуществляется автоматически, а часть - человеком.

3. Автоматические ИС – все функции управления и обработки данных осуществляются техническими средствами без участия человека (например, автоматическое управление технологическими процессами).

В рамках нашего курса будем рассматривать ИС как АСОЭИ.

Автоматизированная система обработки экономической информации - комплексная человеко-машинная система, построенная на соответствующей информационной базе, позволяющая осуществлять все технологические операции над информацией и созданная для автоматизации человеческой деятельности в некоторой предметной области.

По функциональному назначению выделяют:

1. ИС производственной сферы;

2. ИС непроизводственной сферы;

3. Универсальные ИС.

Примерами ИС могут быть:

1. Научные ИС (для автоматизации деятельности научных работников, анализа статистической информации, управления экспериментом);

2. ИС автоматического проектирования (для автоматизации труда инженеров-проектировщиков и разработчиков новой техники (технологии));

3. ИС организационного управления (для автоматизации функций административного (управленческого) персонала. К этому классу относятся ИС управления как промышленными (предприятия), так и непромышленными объектами (банки, биржи, страховые компании, гостиницы и т.д.) и отдельными офисами (офисные системы));

4. ИС управления технологическими процессами (для автоматизации У различных технологических процессов (гибкие производственные процессы, металлургия, энергетика и т.п.).

Различают однопользовательские и многопользовательские ИС.

Однопользовательская ИС – локальный АРМ (автоматизированное рабочее место или рабочая станция) – совокупность информационно-программно-технических ресурсов, обеспечивающих конечному пользователю обработку данных и автоматизацию управленческих функций в конкретной предметной области.

Такой программно-технический комплекс, предназначен для реализации управленческих функций на отдельном рабочем месте, информационно и функционально не связан с другими ИС (АРМ).

К таким ИС можно отнести АРМ бухгалтера малого предприятия, АРМ кассира, АРМ расчетчика заработной платы и т.п.

Многопользовательские ИС в зависимости от масштаба и интеграции компонентов ИС могут быть следующих видов:

1. Комплекс информационно и функционально связанных АРМ, реализующих в полном объеме функции управления (рабочая группа);

2. Компьютерная сеть АРМ на единой информационной базе, обеспечивающая интеграцию функций в масштабе предприятия или группы бизнес-единиц;

3. Корпоративная ИС (КИС), обеспечивающая полнофункциональное распределенное управление крупномасштабным предприятием.

В общем случае под источником информации будем понимать объект, предоставляющий информацию для отдельных модулей АСОЭИ или ИС в целом.

В качестве источника могут выступать:

1. Другие ИС;

2. Сервер БД;

3. Информационные ресурсы.

По времени возникновения различают:

1. Первичные – первичная информация получается путем реализации хозяйственных операций, протекающих на объекте управления;

2. Вторичные.

По отношению к ИС или отдельным модулям АСОЭИ:

1. Внешние;

2. Внутренние.

Корпоративные ИС

Главной задачей корпоративных ИС является информационная поддержка производственных, административных и управленческих процессов (далее - бизнес-процессов), формирующих продукцию или услуга предприятия.

Основное назначение корпоративных систем - оперативное предоставление непротиворечивой, достоверной и структурированной информации для принятия управленческих решений.

КИС создаются с учетом того, что они должны осуществлять согласованное управление данными в пределах предприятия (организации), координировать работу отдельных подразделений, автоматизировать операции по обмену информацией как в пределах отдельных групп пользователей, так и между несколькими организациями, отстоящими друг от друга на десятки и сотни километров. Основой для построения таких систем служат локальные вычислительные сети.

КИС имеют следующие характерные черты:

1. Охват большого числа задач управления предприятием;

2. Детальная разработка обобщенной модели документооборота предприятия с учетом внутренних связей документов и реализация функций системы производной междокументных связей;

3. Наличие встроенных инструментальных средств, позволяющих пользователю самостоятельно развивать возможности системы и адаптировать ее под себя;

4. Развитая технология объединения и консолидация данных удаленных подразделений.

Так же КИС характеризуются в первую очередь наличием корпоративной БД. Под корпоративной БД понимают БД, объединяющую в том или ином виде все необходимые данные и знания об автоматизируемой организации. Создавая КИС, разработчики пришли к понятию интегрированных БД, в которых реализация принципов однократного ввода и многократного использования информации нашла наиболее концентрированное выражение.

Корпоративные информационные технологии – это технологии, ориентированные на коллективную обработку, сбор, накопление, хранение, поиск и распространение информации в масштабах предприятия. Корпоративные ИТ должны обеспечить централизованную и распределенную обработку данных, доступ пользователей и прикладных задач к централизованным и распределенным БД и знаний, обеспечивать эффективную балансировку загрузки системы в целом.

Сосредоточенная и распределенная обработка информации.

Обработка данных – процесс выполнения операций над данными. Он может выполняться одним или группой исполнителей, в одной или нескольких системах, работающих параллельно. В первом случае (один исполнитель, либо одна система) происходит централизованная обработка данных. Распределенная обработка - методика выполнения заданий группой пользователей.

Существует схема, объединяющая достоинства централизованной и распределенной систем - технология "клиент-сервер".

Основными элементами этой технологии являются клиенты, серверы и соединяющая их сеть. Серверы предоставляют материалы, а клиенты пользуются ими.

Сервер - объект, предоставляющий услуги другим объектам по их запросам. Здесь объект может выступать либо как элемент аппаратуры, предоставляющий совместно-используемый сервис в сетевой среде, либо как программный компонент, предоставляющий общий функциональный сервис другим программным компонентам. И в том и в другом случае сервисная функция обеспечивается комплексом программ.

Основные функции сервера:

1. Запросы к совместно используемым ресурсам;

2. Управление приложениями и данными;

3. Обработка транзакций;

4. Коммуникации;

5. Вычисления.

Объект, который вызывает сервисную функцию, называется клиентом (им может быть программа или пользователь). Его функции:

1. Презентация, вывод;

2. Взаимодействие с пользователем;

3. Логика приложения;

4. Формулировка запросов.

Основная идея технологии "клиент-сервер" заключается в том, чтобы серверы расположить на более мощных машинах, а приложения клиентов -на менее мощных машинах. Ввод-вывод к базе основан не на физическом дроблении данных, а на логическом, т.е. сервер отправляет клиентам не полную копию базы, а только логически необходимые порции, тем самым сокращая трафик сети (поток сообщений сети). В технологии клиент-сервер программы клиента и его запросы хранятся отдельно от СУБД. Сервер обрабатывает запросы клиентов, выбирает необходимые данные из БД, посылает их клиентам по сети, производит обновление информации, обеспечивает целостность и сохранность данных.

Средства реализации КИС:

1. Готовый продукт – применяется фирмами-разработчиками, которые специализируются на создании ИС объектов управления определенного типа (промышленное предприятие, торговое предприятие, банк и т.п.). Предметом специализации могут быть и отдельные функции управления (бухгалтерский учет, логистика, управление персоналом, управление делопроизводством и т.п.).

2. Собственная разработка.

3. Системная интеграция (объединение нескольких готовых продуктов и собственных разработок).

Наши рекомендации