Информационные системы (ИС)
Информационная система (ИС) – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
В зависимости от степени (уровня) автоматизации выделяют ручные, автоматизированные и автоматические ИС.
1. Ручные ИС характеризуются тем, что все операции по переработке информации выполняются человеком.
2. Автоматизированные ИС – часть функций (подсистем) управления и обработки данных осуществляется автоматически, а часть - человеком.
3. Автоматические ИС – все функции управления и обработки данных осуществляются техническими средствами без участия человека (например, автоматическое управление технологическими процессами).
В рамках нашего курса будем рассматривать ИС как АСОЭИ.
Автоматизированная система обработки экономической информации - комплексная человеко-машинная система, построенная на соответствующей информационной базе, позволяющая осуществлять все технологические операции над информацией и созданная для автоматизации человеческой деятельности в некоторой предметной области.
По функциональному назначению выделяют:
1. ИС производственной сферы;
2. ИС непроизводственной сферы;
3. Универсальные ИС.
Примерами ИС могут быть:
1. Научные ИС (для автоматизации деятельности научных работников, анализа статистической информации, управления экспериментом);
2. ИС автоматического проектирования (для автоматизации труда инженеров-проектировщиков и разработчиков новой техники (технологии));
3. ИС организационного управления (для автоматизации функций административного (управленческого) персонала. К этому классу относятся ИС управления как промышленными (предприятия), так и непромышленными объектами (банки, биржи, страховые компании, гостиницы и т.д.) и отдельными офисами (офисные системы));
4. ИС управления технологическими процессами (для автоматизации У различных технологических процессов (гибкие производственные процессы, металлургия, энергетика и т.п.).
Различают однопользовательские и многопользовательские ИС.
Однопользовательская ИС – локальный АРМ (автоматизированное рабочее место или рабочая станция) – совокупность информационно-программно-технических ресурсов, обеспечивающих конечному пользователю обработку данных и автоматизацию управленческих функций в конкретной предметной области.
Такой программно-технический комплекс, предназначен для реализации управленческих функций на отдельном рабочем месте, информационно и функционально не связан с другими ИС (АРМ).
К таким ИС можно отнести АРМ бухгалтера малого предприятия, АРМ кассира, АРМ расчетчика заработной платы и т.п.
Многопользовательские ИС в зависимости от масштаба и интеграции компонентов ИС могут быть следующих видов:
1. Комплекс информационно и функционально связанных АРМ, реализующих в полном объеме функции управления (рабочая группа);
2. Компьютерная сеть АРМ на единой информационной базе, обеспечивающая интеграцию функций в масштабе предприятия или группы бизнес-единиц;
3. Корпоративная ИС (КИС), обеспечивающая полнофункциональное распределенное управление крупномасштабным предприятием.
В общем случае под источником информации будем понимать объект, предоставляющий информацию для отдельных модулей АСОЭИ или ИС в целом.
В качестве источника могут выступать:
1. Другие ИС;
2. Сервер БД;
3. Информационные ресурсы.
По времени возникновения различают:
1. Первичные – первичная информация получается путем реализации хозяйственных операций, протекающих на объекте управления;
2. Вторичные.
По отношению к ИС или отдельным модулям АСОЭИ:
1. Внешние;
2. Внутренние.
Корпоративные ИС
Главной задачей корпоративных ИС является информационная поддержка производственных, административных и управленческих процессов (далее - бизнес-процессов), формирующих продукцию или услуга предприятия.
Основное назначение корпоративных систем - оперативное предоставление непротиворечивой, достоверной и структурированной информации для принятия управленческих решений.
КИС создаются с учетом того, что они должны осуществлять согласованное управление данными в пределах предприятия (организации), координировать работу отдельных подразделений, автоматизировать операции по обмену информацией как в пределах отдельных групп пользователей, так и между несколькими организациями, отстоящими друг от друга на десятки и сотни километров. Основой для построения таких систем служат локальные вычислительные сети.
КИС имеют следующие характерные черты:
1. Охват большого числа задач управления предприятием;
2. Детальная разработка обобщенной модели документооборота предприятия с учетом внутренних связей документов и реализация функций системы производной междокументных связей;
3. Наличие встроенных инструментальных средств, позволяющих пользователю самостоятельно развивать возможности системы и адаптировать ее под себя;
4. Развитая технология объединения и консолидация данных удаленных подразделений.
Так же КИС характеризуются в первую очередь наличием корпоративной БД. Под корпоративной БД понимают БД, объединяющую в том или ином виде все необходимые данные и знания об автоматизируемой организации. Создавая КИС, разработчики пришли к понятию интегрированных БД, в которых реализация принципов однократного ввода и многократного использования информации нашла наиболее концентрированное выражение.
Корпоративные информационные технологии – это технологии, ориентированные на коллективную обработку, сбор, накопление, хранение, поиск и распространение информации в масштабах предприятия. Корпоративные ИТ должны обеспечить централизованную и распределенную обработку данных, доступ пользователей и прикладных задач к централизованным и распределенным БД и знаний, обеспечивать эффективную балансировку загрузки системы в целом.
Сосредоточенная и распределенная обработка информации.
Обработка данных – процесс выполнения операций над данными. Он может выполняться одним или группой исполнителей, в одной или нескольких системах, работающих параллельно. В первом случае (один исполнитель, либо одна система) происходит централизованная обработка данных. Распределенная обработка - методика выполнения заданий группой пользователей.
Существует схема, объединяющая достоинства централизованной и распределенной систем - технология "клиент-сервер".
Основными элементами этой технологии являются клиенты, серверы и соединяющая их сеть. Серверы предоставляют материалы, а клиенты пользуются ими.
Сервер - объект, предоставляющий услуги другим объектам по их запросам. Здесь объект может выступать либо как элемент аппаратуры, предоставляющий совместно-используемый сервис в сетевой среде, либо как программный компонент, предоставляющий общий функциональный сервис другим программным компонентам. И в том и в другом случае сервисная функция обеспечивается комплексом программ.
Основные функции сервера:
1. Запросы к совместно используемым ресурсам;
2. Управление приложениями и данными;
3. Обработка транзакций;
4. Коммуникации;
5. Вычисления.
Объект, который вызывает сервисную функцию, называется клиентом (им может быть программа или пользователь). Его функции:
1. Презентация, вывод;
2. Взаимодействие с пользователем;
3. Логика приложения;
4. Формулировка запросов.
Основная идея технологии "клиент-сервер" заключается в том, чтобы серверы расположить на более мощных машинах, а приложения клиентов -на менее мощных машинах. Ввод-вывод к базе основан не на физическом дроблении данных, а на логическом, т.е. сервер отправляет клиентам не полную копию базы, а только логически необходимые порции, тем самым сокращая трафик сети (поток сообщений сети). В технологии клиент-сервер программы клиента и его запросы хранятся отдельно от СУБД. Сервер обрабатывает запросы клиентов, выбирает необходимые данные из БД, посылает их клиентам по сети, производит обновление информации, обеспечивает целостность и сохранность данных.
Средства реализации КИС:
1. Готовый продукт – применяется фирмами-разработчиками, которые специализируются на создании ИС объектов управления определенного типа (промышленное предприятие, торговое предприятие, банк и т.п.). Предметом специализации могут быть и отдельные функции управления (бухгалтерский учет, логистика, управление персоналом, управление делопроизводством и т.п.).
2. Собственная разработка.
3. Системная интеграция (объединение нескольких готовых продуктов и собственных разработок).