Культура для Интернет и Интернет для культуры
Введение.
Интернет-культура(англ. Internet culture) — это культура подачи информации и культура общения пользователей в Интернете.
Интернет-культура - как глобальный феномен возникла благодаря Интернету и приобрела признаки обособленного общественного явления в рамках человеческой цивилизации. В понятие интернет-культуры могут входить самые разные аспекты. Интернет дал людям богатый инструментарий и возможность каждому выразить себя индивидуально в глобальном информационном пространстве.
Интернет как новая форма культуры.
Вы обращали внимание на принцип, что "Каков человек - таковы и порожденные им поступки", приходя к выводу, что «понятие души неотделимо от качества - самоосознания, свободы выбора» и что «не может быть души у Интернета». Ох, если бы это было все так просто! С одной стороны, казалось бы, все верно: каждая система создается определенным субъектом (человеком, группой, организацией, общностью), поэтому она создается в их интересах и, следовательно, должна соответствовать его природе, структуре и целям. Все это есть, бесспорно. Известно, что Интернет возник в ответ на потребности военных, а там, несомненно, тоже люди. И создавалась система Интернете людьми, закладывающими в этом процессе параметры человека, в том числе и свои. Возникает простой вопрос: оказало ли это влияние на характер информационной Сети? Что происходит существенного с Интернет по мере развития этой сложной информационно-коммуникационной системы? В каком направлении она движется? Вот тут-то появляется другая сторона медали: в развитии этой системы мы обнаруживаем такие закономерности и характеристики, которые имеют уже отношение не к индивидуальному человеку и не к его параметрам, а к культуре, к обществу и его структурам. Иначе говоря, мы получаем виртуальный аналог культуры и общества.
В частности, существует свое социальное разделение среди пользователей, общее число которых стремительно возрастает. Есть пользователи, которые только входят в Интернет для электронной почты, а есть такие, кто имеет неограниченный и привилегированный доступ. Есть пользователи-новички, а есть пользователи-фанаты, заболевшие этой системой, приобретшие Интернет-зависимость. В Интернет все как в обществе, но только с поправкой на виртуальность этого социального пространства. Есть своя преступность (хакеры и пр.) и есть своя внутренняя полиция, озабоченная системой безопасности. Разрабатывается специальное законодательство для работы в Мировой Сети, нарушение которого карается так же строго, как и нарушение обычных законов.
Так существует ли душа у Интернет? Смотря что считать Интернетом. Если это инженерный подход, то есть понимание данной системы только как электронно-технического устройства, то ни о какой душе не может быть и речи. Но дело-то в том, что Интернет – это не только и не столько машина, а новая информационно-коммуникационная система, субъектом которой является человек. Тогда душа в Интернет уже есть. Точно так, как она есть в обычном общении людей, не опосредованном Сетью. Другой вопрос, какая это душа? Решать Вам.
Культура для Интернет и Интернет для культуры.
Весь спектр влияний глобальной Сети на культуру сводится всего лишь к двум факторам.
Первый из этих факторов - конец монополии печатного станка. С распространением Интернета теряется необходимость в этом посреднике между производителями и потребителями текстов и идей. Деятельность по распространению текстов, а значит, и по производству текстов, которое так или иначе ориентируется на читателя, на потребителя, больше не связана с книгоиздательским бизнесом.
Второй фактор – отсутствие расстояния. Интернет погружает нас в состояние конгресса, конференции, когда люди, разбросанные по разным концам Земли, имеют возможность собраться как бы в одном зале. Все происходит здесь и теперь - а значит, исчезает не только пространство, но и время. Если типичный срок публикации в толстых журналах - это месяцы, то в Интернет идеи и тексты поступают прямо в момент их рождения. Соответственно, дискуссия, которая в печати растягивается на многие месяцы и годы, в Интернете может уложиться в считанные дни. Эта специфика глобальной Сети в принципе способна во много раз увеличить интенсивность интеллектуальной жизни.
К этим двум факторам и сводится все то принципиально новое, что привносит с собой Интернет в литературу. Все остальное является либо их следствием, либо дальнейшим развитием того, что в зародыше присутствовало еще до рождения Интернета (гипертекст, разнообразные литературные игры и проекты, и т.д.). С этой точки зрения, Интернет для литературы - это всего лишь новая среда обитания.
Перед лицом новых технических возможностей трансформации подвергается вся литература целиком, а не какая-то отдельная ее часть. Интернет как среда - это более естественное местообитание текста, чем печатная книга, намертво связана с системой книгоиздания. Освобождая литературу от назойливого стука печатного станка, Сеть во многом возвращает ее к древней практике распространения манускриптов, процветавшей до эры модерна, - то есть, она не столько привносит в литературу что-то новое, сколько возрождает хорошо забытое старое. Гуманитарии, и вообще "люди Текста", по привычке недоверчивые к технике, должны понять, что в данном случае техника приходит не на пустое место, а для того, чтобы сохранить в дальнейшем все предыдущее.
Если суммировать все, что сегодня говорится и пишется по этому поводу, от власти расстояния и власти печатного станка, которую несет Интернет, имеет шесть главных аспектов.
(1) Интернет - весьма удобная с технической точки зрения среда, идеальная для публикации, распространения, обсуждения, коллективного создания текстов, - среда, куда рано или поздно переместится центр литературной жизни.
(2) С появлением Интернета существенно меняется судьба текста в обществе. Тот факт, что для публикации и сколь угодно широкого распространения текста не нужно посредничество печатного станка.
(3) В Сети совсем по-иному смотрится фигура автора и привычные отношения между автором и читателем. Кроме того, в Сети уменьшается, а иногда и вообще исчезает охранявшаяся книгопечатанием статусная дистанция между автором и читателем, что неминуемо сказывается на них обоих.
(4) Интернет дает комфортные условия для расцвета ранее запретных жанров и типов литературного творчества.
(5) Отменяя власть печатного станка, в том числе и в ее позитивных, конструктивных аспектах, Интернет выступает как источник опасности, как носитель потенциально деструктивного начала, воплощением которого является интернетовский гипертекст.
(6) Интернет знаменует собой именно завершение старого в литературе, а не просто воплощение его проектов в удобной для этого технической среде.
Самое главное, что в отличие от печатной литературы, где мы имеем дело с отдельно взятой, а потому беззащитной перед лицом комментатора книгой, в Интернете автор может быть представлен сразу всем корпусом своих трудов, и именно в той "упаковке", которую сам считает нужной, - с присовокуплением необходимых комментариев, введением и предисловием, и даже с возможностью оперативно отвечать на все вопросы читателей. В Интернете все творчество автора превращается в одну большую книгу, - то, что когда-то было всего лишь метафорой, постепенно обретает материализацию. В этом есть свои плюсы, и одновременно - минусы, потому что отдельно взятый текст теряет свою прежнюю исключительность единственного посредника между автором и читателем, и это не может пойти ему на пользу.
В обычной реальности существует два способа пространственно упорядочить творчество писателя: библиотека и дом-музей. В библиотеках автор предстает как сумма вырванных из контекста произведений, в произвольном алфавитном порядке перемешанных с произведениями других авторов. Творчество автора, освоившего много жанров и тем, может оказаться разорванным между разными залами и хранилищами библиотеки, разными разделами каталога.
Дом-музей, который позволяет собрать все творчество автора воедино и встроить в контекст его жизни, остается почти непозволительной роскошью, которой удостаиваются только самые великие, и то уже после смерти. В Интернете, напротив, "дом-музей" - то есть сайт, на котором автор представлен во всех своих ипостасях, - вещь вполне обыденная и распространенная. Здесь обретает реальность библиотека иного типа, которая организована не просто как коллекция текстов, рассортированных в зависимости от жанра, а как многоквартирный дом-музей, или поселок, состоящий из таких домов-музеев. Автор, как способ организации и дистрибуции текстов, выходит здесь на более видное место.
Впрочем, бытие автора в Интернете имеет и свои проблемы. В Интернете само понятие авторских прав и обязанностей во многих случаях становится размытым и неопределенным. Соответственно, "авторская функция" в электронной литературе сводится исключительно к своей культурной компонентной целой.