Миссии и девизы компании
Не случайно с понятия миссии фирмы начинается, как прави-| ло, разговор о любой организационной культуре. Миссия является той обобщающей идеей, на которую равняются все структурные составляющие культуры. Миссия организации формулирует ее главное предназначение в обществе, смысл функционирования орга- i низации, ее мировоззрение, философию и специфику. Это та определяющая идея, которая, с одной стороны, делает организацию частицей мирового хозяйства, имеющей важное предназначение и, следовательно, востребованной для этого хозяйства, а с другой стороны, это та индивидуальная причина, в силу которой существует именно эта, а не другая организация. Сложилось убеждение, что декларирование получения прибыли как главной сферы интересов бизнеса считается вульгарным и постыдным, а крупнейшие корпорации сумели выйти в лидеры только благодаря тому, что стремились к высоким целям. Поэтому каждая уважающая себя компания, провозглашая ту или иную общечеловеческую гуманную миссию, никогда не упомянет в ней слово «прибыль». Создатель компании La Revlon Ч. Ревлон полвека назад в числе первых точно и без попыток пустить пыль в глаза определил миссию своей компании как продажу «обещания надежды». Покупая его продукцию, люди получают надежду на улучшение своего имиджа (но не
iiiiiyio природную красоту). Точно так же, знакомясь с той или i миссией, мы покупаем надежду на то, что именно заявлен-
■ чн'циазначение составляет основу бизнес-стратегии фирмы. При
нее мы делимся на оптимистов и пессимистов: оптимисты что мы живем в лучшем из миров, а пессимисты боятся, что оно и есть.
i Ллбрект, формулируя необходимость миссии, отмечает, что
шогих отношениях кризис, переживаемый предприниматель-
■ i ном сегодня, является кризисом смысла. Люди утратили уверен-
i потому, что больше не понимают, отчего вопрос «почему?»
• i после вопроса «что?». У них нет больше ощущения того, что
ксиие вещей хорошо определено и что напряженная работа
к-т к успеху. У все большего числа людей возникают сомне-
■ чпосительно будущего их организаций и ощущение неопре-
н мости этого будущего. Соответственно они испытывают эти
i на и в отношении своих карьер, собственного будущего. Все
мк- организаций и работающих в них людей погружаются в кри-
мысла. Людям, стремящимся играть роль руководителей в этих
... них условиях, нельзя недооценивать глубины человеческой по-
l|u (1ИОСТИ в смысле. Это одна из самых основных человеческих робностей, которая не исчезнет. Лидеры компаний вполне отчетливо понимают, что миссия
ется тем видением, которое не только побуждает сотрудники! биться в жестокой конкурентной борьбе за рост контроли-
юй корпорацией доли рынка или за увеличение прибылей
1С по сравнению с прошлым годом. Видение по своей при-
скорее эмоционально, чем рационально. Иначе говоря, это
Hi что, трогающее не только разум, но и сердце. По утвержде
нии) К. Албректа, видение — это разделяемый сотрудниками кор
порации образ того, каким мы хотим видеть наше предприятие
и in каким мы хотим, чтобы оно стало. Видение обеспечивает ис-
..... ую точку будущей ориентации. Оно дает ответ на вопрос,
мы хотим, чтобы нас воспринимали люди, мнения которых
........ i для нас. Декларация видения предполагает присутствие
11.породной цели и высоких ценностей, чего-то, считающегося IX обенно достойным. Б. Нанус описывает видение как реалис-1ПМ1ЫЙ, внушающий доверие, привлекательный образ будуще- пашей организации... как идею, обладающую такой энергетики!, что она, по сути, приближает будущее скачками, вызывая i i изни те навыки, таланты и ресурсы, которые необходимы для пришествия желаемого будущего, и как путеводную звезду для кто нуждается в понимании того, какой должна быть орга-
низация и куда ей идти. М. Уитли уподобляет видение силовому полю, которое пронизывает организацию энергетической волной. По ее убеждению, все служащие, сталкивающиеся с этим силовым полем, испытывают его воздействие. Такие контакты с полем формируют их поведение и приводят его в соответствие с целями организации. Все эти видения обладают непреодолимой силой.
Наличие миссии считается признаком развитого предпринимательства и формирующей частью коммерческого авторитета фирмы.
В функциональном смысле как цель создания миссия есть у любой организации. Однако эта цель может не соответствовать общественным потребностям, отражать интересы узкой группы людей и быть аморальной, антиобщественной, безнравственной либо просто мошеннической. Такая цель не может считаться образующей миссию. В этом случае мы говорим либо об отсутствии миссии у организации, либо о возможной подмене или маскировке истинной цели за фальшивой гуманитарной миссией, т.е. о двойной морали. Для того чтобы избежать такой ситуации и успешно сформировать миссию, необходимы следующие условия:
• стабильная экономическая и политическая ситуация в стране;
• отсутствие теневой экономики;
• психология цивилизованного потребления у населения;
• наличие сильной правовой и законодательной базы в государстве;
• ориентация миссии на общечеловеческие ценности и национальные особенности;
• долгосрочность и стратегическая направленность миссии.
Миссия выполняет две важнейшие функции — внешнюю и
внутреннюю.
Внешняя функция миссии заключается в предоставлении субъектам внешней среды объективной информации о философии и предназначении организации; средствах, которые она использует в своей деятельности; ресурсах, которыми располагает; имидже, который формирует; нравственности, которой придерживается; коммуникативных средствах, с помощью которых взаимодействует с партнерами, конкурентами и потребителями.
Внутренняя функция миссии — способствовать единению и сплоченности внутри организации, сопряжению целей предприятия и целей работника, идентификации сотрудников с организацией, формированию благоприятного внутриорганизационного климата, расширению мотивации, обеспечению преемственности целей при выработке стратегии и тактики предприятия.
iiя придает смысл изменениям, которых ожидают от лю-
нызывает отчетливый и положительный виртуальный образ
iiicro состояния; внушает гордость, вызывает прилив энер-
иноминается; побуждает людей; создает образ будущего,
ipoe явно лучше настоящего; соответствует истории, культуре
нностям организации; устанавливает стандарты совершен-
|| которых отражены высокие идеалы; вносит ясность в пред-
1сния о цели и направлении; внушает энтузиазм; поощряет
шнность; отражает уникальность организации; создает пер-
III ну; овладевает вниманием; направляет повседневную де-
i .ность; отсеивает несущественное; придает людям импульс,
водимый для преодоления стереотипа «от сих до сих»; при-
смысл и значение повседневной деятельности; соединяет
1ящее с будущим; подвигает людей к действию.
I Питере и Р. Уотерман утверждали, что хорошие менедже-
ic только делают деньги, но и создают смысл существования
нолей. Вот почему столь важно правильно расставить при-
гы при разработке стратегии любой организации. Стратегия
иает как циклически повторяющаяся система долгосрочных
нленческих решений, переходящих в конкретную тактику уп-
• пия организацией с последующей оценкой эффективности
И пи шращением снова к миссии, с которой все и начиналось. При
на основе информации, поступающей в подразделения уп-
енческой системы по каналам аудита и обратной связи, осу-
i нляется корректирующее воздействие на миссию, стратегию
Ц гпктику предприятия. Таким образом, получается движение по
i мирили, столь характерное для развития человечества. Миссия при
ИШ существует в трех ипостасях: цели, стратегии и ценности. Все
...... есно взаимосвязаны и тоже трансформируются в зависимо-
• in от этапа существования и развития организации. Поэтому
пя не существует как самоцель, красивый лозунг, оторван-
■ II ш от жизни предприятия. Стратегическая миссия отвечает на
(опросы, в чем заключается бизнес компании, что она произво-
П1 какие потребности каких потребителей удовлетворяет, какие
и i миленческие технологии и функции выполняет.
И процессе конкурентной борьбы и стратегического развития Компаниям приходится соизмерять желаемые стратегические цели г .шьными возможностями. Существуют два подхода к форми-ронянию стратегической миссии: широкий и узкий.
Широкий подход в стремлении обеспечить максимальный стра-м I ический потенциал и гибкость определяет миссию в общих .. рминах и избегает жесткой привязки стратегии компании к ка-
85
кой-либо ограниченной номенклатуре производимой продукции или услуги, группе потребителей или управленческой технологии. К достоинствам широкого подхода следует отнести достижение стратегических преимуществ за счет широкого ассортимента предлагаемой продукции, ориентацию на многочисленные сегменты рынка и группы потребителей, гибкость в управлении и изменениях. Недостатками являются фактическая деспециа-лизация, размывание рыночного фокуса и имиджа компании, падение эффективности управления из-за неопределенности и организационной нестабильности.
Узкозаданная миссия в стремлении усилить целевую направленность стратегии и наиболее эффективно использовать специализацию и имеющиеся стратегические ресурсы компании, напротив, концентрирует стратегию на производстве ограниченной номенклатуры продукции, ограниченных рыночных сегментах, группах потребителей.
Узкий подход, с одной стороны, позволяет избежать ряда недостатков, присущих широкому подходу, так как повышает эффективность за счет специализации, делает более определенными рыночную и потребительскую ориентации предприятия, но, с другой стороны, сужает перспективы развития только рамками имеющейся специализации и снижает гибкость реакции предприятия на рыночную ситуацию, возможность производства непрофильной продукции, обслуживания новых клиентов.
Для того чтобы быть успешной, миссия должна отвечать ряду требований:
1) отвечать духу времени, отражать социально-перспективные потребности общества и отвечать ожиданиям большинства населения;
2) восприятие миссии не должно вызывать затруднений, поэтому она должна быть сформирована предельно ясно для всех субъектов, взаимодействующих с организацией, и всех членов организации;
3) формулировка миссии должна исключать разнотолки, но в то же время оставлять простор для творческого и гибкого развития организации;
4) рыночный успех миссии будет определяться тем, насколько она отвечает национальным особенностям, национальной идее, ожиданиям людей;
5) если формулировка миссии подразумевает указание принципов или путей ее осуществления, они также должны быть со- ] циально перспективными, законопослушными и взаимовыгодными;
6) миссия должна указывать отличительные особенности и пегические преимущества именно данной компании, особен- се философии, ценностей, этических принципов, отноше-к работникам, характеризующие уникальность компании и почиющие выделить ее из множества других; /) миссия должна вдохновлять, мотивировать, гуманизировать |Лотмика и его труд. < >собенностью формулировки миссии является отсутствие кон-< |х 1чых цифр. Чаще всего это вневременная стратегическая цель, ютветствии с которой строится бизнес, выбираются средства юстижения, определяются ценности компании. I» швисимости от содержания и назначениямиссии организации классифицируются следующим образом (рис. 2.2.1):
• миссия — «общечеловеческое предназначение»: служить человечеству, объединять людей, делать их жизнь лучше, удобнее, комфортнее, заботиться о процветании общества;
• миссия — «главная стратегическая цель»: быть лучшими в мире, завоевать рынок, создать высшие ценности для клиентов и персонала, иметь лучшие результаты;
• миссия — «национальная идея»: каждому дому— компьютер, каждой семье — отдельную квартиру, каждому человеку — сотовый телефон;
• миссия — «рекламная акция»: мы выпускаем лучшие изделия; главное — забота о потребителе; наши клиенты уверены в будущем.
Рассмотрим некоторые из этих видов миссий. Миссия «общечеловеческое предназначение» является более об-тей, декларируемой и не требующей особых доказательств, по-
87
скольку такое предназначение понятно и одобряемо всеми. Однако истинная цель фирмы может не соответствовать общественным потребностям и реализоваться в скрытой от общества форме под популистским патриотическим лозунгом. Поэтому для того, чтобы стать миссией, такая общечеловеческая идея, да и сама фирма должны соответствовать ряду требований:
1) соответствие миссии фирмы ее ценностям и нормам;
2) легальное осуществление идеи в экономическом и правовом пространстве;
3) реальная соподчиненность миссии и целей фирмы;
4) направленность миссии на удовлетворение социально перспективных потребностей населения.
Примером миссий общечеловеческого предназначения могут быть миссии:
• компании «Филипс» — «Изменим жизнь к лучшему»;
• компании «Аптеки 36,6» — «Нести здоровье и красоту людям»;
• МТС — «Построить устойчивый мир мобильной связи, объединяющий, обогащающий жизнь людей и раскрывающий их потен-циал — на работе и дома»;
• Panasonic — «Мы помогаем людям жить более полной жизнью, создавая возможности для более продуктивной работы и помогая каждому человеку пользоваться плодами технического прогресса»;
• Heinz— «Делать обычные вещи необычайно хорошо»;
• Merck — «Сохранять и улучшать человеческую жизнь»;
• Sanyo — «Мы любим людей и землю».
Интересна миссия компании Walt Disney — «сделать людей счастливы- I ми». Уолт Дисней описал свою мечту о Диснейленде следующим образом: | «Идея Диснейленда проста. Это место, где люди обретают счастье и узнают новое. Это место, где родители и дети приятно проводят время вместе; место, где учителя и ученики открывают большие возможности познания и обучения. Там пожилые люди смогут утолить свою ностальгию по минувшим дням, а молодые — насладиться вызовами будущего. Там для всеобщего обозрения и изучения будут представлены чудеса Природы и чу- ] деса, созданные Человеком. Диснейленд основан на тех идеалах, мечтах и суровых, но достоверных фактах, которые создали Америку, и посвящен этим идеалам, мечтам и фактам. Уникальное оборудование Диснейленда позволит наглядно продемонстрировать эти мечты и факты, превратить их в источник отваги и вдохновения для всего мира.
Диснейленд будет понемножку и ярмаркой, и выставкой, и площадкой для игр, и общественным центром, и музеем живых фактов, и местом, где можно увидеть красоту и волшебство. Он вберет в себя достижения, радости и надежды мира, в котором мы живем. И он будет напоминать и показывать нам, как сделать все эти чудеса частью нашей жизни»1.
1 www.pcnews.ru/walt-disney.ra 88
Hi e эти миссии обладают непреодолимой силой. В них есть то, что
Коллинз и Дж. Поррас, авторы книги «Построенное на века: хо~
привычки компаний, руководствующихся видениями», называют
• ром поглощения: «Когда люди осознают, что будет необходимо
i интижения (цели, заложенной в видении), то почти слышно, как
кбирают в себя сообщенную им идею». Миссию «главная стратегическая цель» можно условно разделить
пссию-экспансию и миссию-совершенствование. K.ik справедливо утверждает Е. Ермолаева1, в самом понятии т. сия» уже заложена идея экспансии, расширения своего влияния, 11'орое в сфере бизнеса проявляется не только в поиске новых in ков сбыта и партнеров, но и в стремлении завладеть смежны-i отраслями, фирмами, производящими комплектующие, постав-и1 ами и т.д.
I Ьиример, фирма «Шанель» выпускала сначала только одежду, а потом
II ia производить духи и аксессуары. Фирма «Зингер» за более чем ве-
иую историю своего существования увеличила диапазон производства
юйных машин от индивидуальных до промышленных, IBM расширила
11 производств комплектующих в странах Юго-Восточной Азии.
11римерами данного вида миссии могут служить миссия компании АТ&Т. мi.i созданы для того, чтобы быть лучшими в мире в объединении лю-швая им простой доступ друг к другу, к информации и услугам, в ко-орых они нуждаются, в любое время и везде», а также миссия компании \) KU: «Сделать современные инструменты повышения эффективности И шеса, основанные на интернет-технологиях, доступными, подходящи-1н и простыми в использовании для клиентов любых масштабов и отраслей». Миссия-совершенствование несет идею социальной ответственна и фирмы за произведенные ею изделия или услуги, охрану ок-'\*;|ющей среды, совершенствование условий производства и рост шества трудовой жизни работников. Такая миссия предполагает ггказ от сиюминутных выгод, внедрение инноваций, расширение .. ортимента, поиск новых дизайнерских решений и ее надежно-ш. Важнейшими компонентами миссии являются ее гибкость и. ,1мообновляемость. Добиться этого помогают регулярные тренинги, ^пучение всему новому и передовому, работа в команде и создание у работников искренней заинтересованности в работе.
Примером такого рода миссии может служить главная идея фирмы Danon: • Питание должно быть сбалансированным, полезным и разнообразным». И целью компании является помощь на пути к здоровому образу жизни и питанию. Именно поэтому созданы институты Danon, цель которых — обеспечение связи между учеными, занимающимися проблемами диетологии
См.: Ермолаева Е. Миссия фирмы в национальном интерьере // Управление персоналом. - 1999. - № 12. - С. 62.
и питания, работниками здравоохранения и образования, призванными донести необходимую научную информацию до сведения широкой общественности. Институты представляют независимые организации, не ставят перед собой коммерческих целей, работают свободно по собственным программам, соответствующим местным условиям.
Миссия компании Mary Kay Cosmetics — «Предоставить женщинам неограниченные возможности улучшать свою внешность», а предназначением компании Tom's of Main, выпускающей косметическую продукцию, ее основатель и президент считает стремление убедить потребителей в том, что бизнес может быть финансово благополучным, являясь одновременно социально ответственным.
Компания ЪМ видит свою миссию в том, чтобы «решать нерешенные проблемы по-новому».
Главный замысел компании ИКЕА — изменить к лучшему повседневную жизнь многих людей. «Поэтому мы должны расти и увеличивать свою конкурентоспособность, уделяя особое внимание улучшению ассортимента, снижению цен и расширению сети магазинов. Перед нами стоит много интереснейших задач: привлекать новых служащих, вдохновлять своих сотрудников и помогать им совершенствоваться, улучшать и развивать корпоративную культуру нашей компании и успешно соединять стабильный рост с улучшением качества обслуживания при одновременном снижении цен. Усиление интеграции, изменение ситуации на рынках, новые возможности информационных технологий — все это привело к перестройке системы ценностей, повысило уровень запросов наших покупателей. Эти изменения в окружающем нас мире наряду с нашими собственными честолюбивыми замыслами гарантируют потрясающее будущее!»
Миссия компании «Аэрофлот» — «Построить компанию международного класса, основываясь на лучших традициях гражданской авиации России».
Миссия Hewlett Packard — «Вносить технический вклад в развитие и благосостояние общества».
Миссия компании «Высшая Лига» — «Трудолюбие, новаторство, стремление к лидерству, командная работа и взаимопомощь, демократизм в общении».
Миссия компании Nike Inc. — «Предоставить людям спортивную одежду и аксессуары лучшего качества, максимально помогающие достигать наилучших результатов; быть всегда на шаг впереди спортивной индустрии, определять направление ее развития в ближайшем будущем».
Одной из наиболее выигрышных является миссия «национальная идея», поскольку она отражает особенности национального менталитета, наиболее близка и понятна подавляющему большинству населения, учитывает наиболее актуальные его потребности и в максимальной степени приближает фирму-производителя к своим потребителям. Такая миссия может напрямую подчеркивать предназначение компании вывести нацию на передовые позиции в ре-
90
гяге преодоления кризиса, реформ и т.п. Миссия может не-
1И »лемент национальной гордости, заявляя, например, что аме-
шские легковые автомобили — лучшие в мире, бразильский
|н- — самый ароматный, кубинский сахар — самый сладкий,
некий жемчуг— самый крупный, английская овсянка— самая
тая, а русская икра— самая вкусная. Наиболее успешными
i миссии тех фирм, которые отвечают национальным особен-
и| м. При этом не следует забывать, что население страны нео-
... 1>|)дпо по своему интеллектуальному развитию, способностям
И Финансовым возможностям. Поэтому миссию «национальная I» можно разделить на три подвида.
1. Миссии «народные», учитывающие запросы и вкусы рядо-
iпотребителей, ориентирование на их массовый и непритя-
и.ный характер. Такое миссионерство составило основу Ва
рной приватизации в России, когда декларировалось, что
ни и гражданин на свой ваучер может приобрести автомобиль Или отдельную квартиру.
Народными является миссия компании Microsoft — «Компьютер на
п)м столе, в каждом доме», корпорации «Сони» — «Телевизор в каж-
семью».
Компания Nokia видит свою миссию в том, чтобы «соединять лю-
. естественно, подразумевая, что соединение лучше всего будет
и|М1цсходить посредством использования сотовых телефонов фирмы;
сия компании Wal-Mart заключается в том, чтобы «предоставить
гым людям возможность покупать вещи, ранее доступные только
и им»; миссия компании Jonson &-Jonson гласит: «Мы заботимся о
и пашем здоровье», а миссия компании по работе с недвижимос-
м.и) «Г>ест» — «Все работают с недвижимостью, а мы с людьми».
Вполне отвечают потребности населения России в безопасности
ия охранной компании «Бастион»: «За нами, как за каменной
I иной»; миссия компании Fannie Мае— «Укреплять социальную
nib, постоянно демократизируя условия приобретения домов».
Г. Форд изложил свое видение демократизации автомобиля: «Я по-
||)ою автомобиль, доступный великому множеству людей... Его цена
г столь низкой, что любой человек, имеющий хорошую заработ-
н\ id плату, будет в состоянии купить такой автомобиль и вместе со своей
Вомьей наслаждаться благословенными часами отдыха на огромных
открытых просторах Божьих. Когда я завершу это начинание, каждый
I может позволить себе иметь автомобиль и будет его иметь. С наших
дорог исчезнут лошади, автомобиль станет обыкновенной вещью, [и
i| дадим работу и хорошие заработки большому числу людей»1.
2. Миссии элитарные, рассчитанные на удовлетворение запросов VIP-
персон, т.е. наиболее состоятельной и влиятельной части населения.
www.ford.ru
91
Смысл этих миссий — демонстрация эксклюзивности своего продукта, недоступности для широких слоев населения, а следовательно, способности удовлетворения статусных и престижных мотивов.
«Кадиллаки» для миллионеров, одежда «от кутюр», элитные коттеджные поселки, «подарок от Тиффани» — для состоятельных бизнесменов и т.п.
3. Специальные миссии, которые имеют выраженную отраслевую ориентацию: наука, техника, искусство, образование, космос, нефтедобыча, медицина, спорт и т.п. Эти миссии могут быть в большей степени ориентированы на специалистов и людей, связанных именно с данной отраслью науки или производства, но тем не менее пользоваться уважением, поддержкой и спонсированием как меценатов, так и обычных граждан. Реформы, проводимые в отраслях под лозунгом той или иной специальной миссии, затрагивают, как правило, интересы достаточно широких слоев населения, нося по существу все тот же характер «национальной идеи», выразить которую можно словами известной песни: «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена».
Миссия «рекламная акция» заключается не столько в определении своего предназначения, сколько в презентации, пропаганде своего образа и дополнительном заверении клиента в приоритетности его интересов над своими собственными. Такой подход сравним с «принципом земляники со сливками» Д. Кар-неги: «Лично я люблю землянику со сливками, но рыба почему-то предпочитает червяков. Вот почему, когда я иду на рыбалку, я думаю не о том, что люблю я, а о том, что любит рыба». При таком подходе на первый план выходит не внутренний аспект миссии, отражающий ее философию, внутреннюю политику и как результат ее осмысления — свое предназначение, а внешние вопросы взаимодействия с партнерами и клиентами.
Примеры компаний, придерживающихся подобной миссии:
• компания ИНКАП — «Совершенствуя бизнес клиента, откры- \ вать ему новые перспективы»;
• журнал Top-Manager— «Мы работаем, чтобы ваш бизнес стал более успешным, управление — эффективным, стиль жизни — гармоничным»;
• охранно-консалтинговое агентство «Альтернатива» — «Безопасность, уверенность и процветание наших клиентов и сотрудников — миссия, объединяющая персонал фирмы. Мы стремимся сделать каждый день безопасным, а следовательно, радостным и комфортным. Наши клиенты уверены в будущем»;
• «МИЭЛЬ-Недвижимость» — «Мы оказываем услуги высшей пробы в сфере недвижимости и помогаем воплощать мечты в реальность, предлагая клиентам сервис, отвечающий их доверию и самым сме-
и i.iм ожиданиям. Наша деятельность направлена на постоянное, ежедневное расширение круга своих клиентов, готовых рекомендовать нас значимым для себя людям и организациям»;
• консалтинговая компания IBS— «С помощью современных технологий управления информацией способствовать как российским, там и международным компаниям, государственным предприятиям и организациям в достижении качественно нового уровня эффективности»;
• компания «ПетроАльянс», работающая в сервисном секторе нефтегазовой индустрии, — «Предоставляем своим заказчикам надежный, высокотехнологичный, качественный и экономически эффективный сервис»;
• Ингосстрах— «Постоянный рост надежности и качества страховых услуг при индивидуальном подходе к нашим клиентам»;
• SoundProLab — «Высококлассное и высококвалифицированное обслуживание клиентов в качественном подборе, приобретении и инсталляции компонентов домашнего кинотеатра».
11 рослеживается довольно явная и закономерная взаимосвязь i миссии с характером деятельности предприятия. Производи товаров народного потребления предпочитают миссию и.и тональная идея» или миссию совершенствования, а компа-сферы обслуживания, работающие на конкретного потреби-|, — миссию «рекламная акция». Это понятно, поскольку сия составляет основу бизнес-стратегии организации. Л нот как можно сформулировать миссии экономической акаде-MIH принимая во внимание различные стратегии ее деятельности:
1) миссия-совершенствование: способствовать развитию эко-
Номического могущества и процветания страны, готовя высоко-
11|.инфицированных специалистов по всем отраслям экономики;
2) миссия-экспансия: расширять сферу профессиональной и
ил\мной подготовки специалистов, открывая новые направления,
... ii.ie филиалы академии, совершенствуя работу с регионами и
i ранами СНГ;
I) народная миссия: нести высшее экономическое образова-НИ1в широкие массы населения страны. Каждый пятый эконо-i страны — выпускник академии;
4) рекламная миссия: готовить высокопрофессиональных, вы-
.... жлассных экономистов, способных ориентироваться и успешно
рпботать в условиях жесточайшей конкуренции, вносить элемент i ворческих инноваций и коренным образом совершенствовать экономическое развитие компании любой формы собственности и от-рислевой принадлежности.
Существуют также виды миссий, носящие развернутый синер-111 ичсский характер,которые могут иметь обобщающее название ■ и нов культуры.
Например, миссия компании IBM: «Мы создаем, разрабатываем и производим наиболее передовые в отрасли информационное обеспечение, сетевые системы, устройства хранения и микроэлектронику. У нас две основополагающие миссии. Мы стремимся лидировать в создании, разработке и производстве наиболее передовых информационных технологий. Как крупнейшая в мире компания по информационным услугам мы превращаем передовые технологии в ценности для наших потребителей. Наши профессионалы по всему миру предоставляют экспертизу в конкретных отраслях, консультативных услугах, системной интеграции, а также в разработке и техническом сопровождении решений».
Или вот как формулирует свою миссию компания «Мацусита»: «1. Деловые установки декларируют миссию, т.е. роль, назначение, которые хочет играть фирма "Мацусита". Эту миссию она видит в том, чтобы способствовать улучшению качества жизни, снабжая общество "дешевыми, как вода, электробытовыми приборами". Эта миссия подкрепляется пятью принципами: 1) принцип взаимной выгоды для компании и потребителей, который обеспечивает рост компании; 2) принцип получения прибыли на пути служения обществу; 3) принцип честной конкуренции — условие того, что прибыль будет результатом служения обществу; 4) принцип выгоды для компании и акционеров; 5) принцип привлечения к управлению персонала.
2. Кодекс поведения, которого работник должен придерживаться при
принятии решений о стратегии и по другим вопросам, определяется семью
духовными ценностями: весомость вклада в промышленность; честность
и преданность; гармония и сотрудничество; борьба за улучшение; уч
тивость и скромность; адаптация и восприимчивость; признательность.
Эти ценности повторяются на ежедневных утренних собраниях. Следует отметить, что данные ценности оказывают влияние не только на внутреннее, но и на внешнее поведение фирмы.
3. Долгосрочные цели фирмы "Мацусита" занимают важное место
в системе ее целей. К ним в первую очередь относятся темпы роста, норма
прибыли на единицу объема продаж и доля компании на рынке»1.
Подчеркивая свою социальную роль при формировании системы це- j лей, «Мацусита» пытается внести определенный вклад в окружающий мир, а для этого она должна учитывать воздействие поведения корпо- ! рации на общество. Противоположностью соблюдения общественного интереса является не пренебрежение к нему, а стремление к достижению индивидуальных целей, например к прибыли, в ожидании, что извлечение прибыли автоматически повысит благосостояние общества. В противовес этому выступает действенная социальная ориентация, доказательством которой является хорошее сотрудничество между дополняющими друг друга организациями в Японии: между бизнесом и правительством, между руководством компаний и профсоюзами и т.д.
Миссия компании Chevron: «Мы — международная компания, обеспечивающая химические продукты, жизненно важные для раз-
1 www. Panasonic, ru 94
i жономики стран мира. Наша миссия — создавать высшие
тети для наших акционеров, наших потребителей и работни-
Наше видение — быть лучше лучших. Это означает: (1) работ-
"|и и гордятся своими успехами как команда; (2) потребители, по-
i шишки и правительство предпочитают нас; (3) конкуренты ува-
' пас; (4) население районов приветствует нас; (5) инвесторы с
иием нас инвестируют. Наша главная задача состоит в пре
нии финансовых показателей работы наших важнейших кон-
итов. Наша цель — быть первыми среди наших конкурентов по
му возврату инвестиций. Мы будем продолжать сочетать дол
бимый рост и краткосрочные результаты в выполнении этой
т. Наш подход к бизнесу основан на "ценностях привержен-
команды" и будет осуществляться на основе стратегических
рений в нашем корпоративном стратегическом плане, и его
tecc будет оцениваться с помощью системы»1,
v компании Hewlett Packard (HP)2 нет формальной миссии как та-
КоноИ, но есть формулировка цели «purpose statement», объясняющий,
ему компания занимается своим бизнесом. Цель HP — создавать ин
формационные продукты, которые ускоряют развитие знаний и повы-
101 эффективность людей и организаций. Что это означает?
i отдание. Мы осуществляем вклад в области наших интересов. Мы
| |
шимаемся копированием.
Новаторские продукты. Мы располагаем широким выбором обору-
ИМ1.ШИЯ для измерений, вычислений и коммуникаций, а также зани-
1ся обслуживанием и поддержкой.
Фундаментальные улучшения. То, что мы делаем, приводит к реаль
ным и позитивным изменениям в жизни наших потребителей.
Эффективность людей и организаций. Мы нацелены на улучшение
....... как люди живут и работают. Наш фокус заключается вработе, но
существа, предоставляемые нами, охватывают окружающую сре-
торовье и дом.
Достаточно обобщенной, содержащей элементы различных миссий, гея миссия компании Gillette*, позиционируемая компанией как «Наша • ч'.иогическая цель»: создать общую ценность торговых марок компании инновации, чтобы удовлетворить потребности покупателей и тор-IX партнеров быстрее, лучше и более полно, чем конкуренты. ha стратегическая цель подкреплена двумя фундаментальными принципами, которые обеспечивают основу нашей деятельности: со-пк-мствование организации и основные ценности. <Онершенствование организации. Достижение нашей стратегической требует высокого и постоянно улучшающегося качества работы кдой сфере деятельности и на каждом уровне организации.
David F. Strategic Management — 7-th ed. - N.Y., Prentice Hall, 1999. - P. 92. ' www.hp.com.ru 1 www.gillette.ru
Основные ценности:
а) стремление к успеху. Мы намерены достичь самых высоких стан
дартов во всех областях нашей деятельности. Мы стремимся постоян
но превосходить ожидание внешних и внутренних клиентов;