I. Процесс коммуникации, как реализация стратегии и тактики говорящего
Сердечно благодарю Валерия Майорова – выпускника естественно-географического факультета (специальность «социально-культурный сервис и туризм») за предоставленный текст своей творческой работы
Содержание
Введение………………………………………………………………………2
I. Процесс коммуникации, как реализация стратегии
и тактики говорящего…………………………………………………..3
II. Роль речевых тактик……………………………………………………6
III. Тактика, как реализация коммуникативного намерения…………9
Заключение………………………………………………………………….22
Использованные источники информации……………………………...23
Введение
Расширение сфер общения, приобщение нашего общества к проблемам мировой культуры, предполагает взаимный обмен информацией, выводами из нее, а это возможно только в диалоге, представляющем собой равноправный обмен мнениями, что, в свою очередь, позволяет выработать свою позицию каждому из участников.
Успешное речевое общение – это осуществление коммуникативной цели инициаторов общения и достижение собеседниками согласия. Обязательными условиями успешного общения являются заинтересованность собеседников в общении, настроенность на мир адресата, умение проникнуть в коммуникативный замысел говорящего, способность собеседников выполнить жесткие требования ситуативного речевого поведения, разгадать «творческий почерк» говорящего при отражении реального положения дел или «картины мира умение прогнозировать «вектор» диалога или полилога. Поэтому центральное понятие успешности речевого общения - понятие языковой компетенции, которая предполагает:
· знание правил грамматики и словаря,
· умение выражать смысл всеми возможными способами,
· знание социокультурных норм и стереотипов речевого поведения.
Это позволяет говорящему выразить собственное осмысление и передать индивидуальное представление об информации.
Коммуникативные цели, т.е. цели общения собеседников обусловливают речевые стратегии, тактики, модальность и приемы ведения диалога. Таким образом, коммуникативный акт можно рассматривать как инструмент реализации той или иной речевой тактики.
I. Процесс коммуникации, как реализация стратегии и тактики говорящего
Наша ежедневная речевая практика богата и разнообразна, и это, в свою очередь, дает возможность обладать безграничной «базой данных», на основе которой мы делаем обобщения, ищем оптимальные пути для решения задач. Стремление добиться максимального результата порождает планирование, которое определяет стратегию говорящего. Говорящий, прежде всего, думает о результате своего общения, т.е. об эффективности, просчитывая в то же время разные подходы, в большей или меньшей степени соответствующие ситуациям общения. Это позволяет рассматривать речевую коммуникацию в аспекте стратегии (с точки зрения цели) и конкретной тактики (с точки зрения способа ее достижения).
С точки зрения теории коммуникации, речь включается в единый коммуникативный акт и проявляет следующие свойства:
· речь является частью коммуникативной культуры и культуры вообще;
· речь способствует формированию общественной роли коммуниканта;
· с помощью речи осуществляется взаимное общественное признание коммуникантов;
· в речевой коммуникации создаются социальные значения.
Эффективность речевого общения зависит не только от обоснованного выбора языковых единиц, и, в значительной степени, от того, как мы построим свое речевое поведение. Для достижения коммуникативных целей мы пользуемся определенными приемами, которые называют коммуникативными стратегиями, коммуникативными тактиками и коммуникативными навыками.
Коммуникативная стратегия – это часть коммуникативного поведения или коммуникативного взаимодействия, в которой серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения определенной коммуникативной цели.
Коммуникативная тактика, в противовес стратегии, как общей канве коммуникативного поведения, рассматривается как совокупность практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия. Коммуникативная тактика – более мелкий масштаб рассмотрения
Каждая тактика направлена на определенные аспекты модели мира адресата и его знания, оценки, желания. Подведение адресата к необходимым решениям или действиям предполагает некоторую корректировку его модели мира и психологических параметров. В качестве инструмента реализации той или иной тактики выступают коммуникативные приемы более низкого порядка – коммуникативные ходы.
В зависимости от тактик и стратегий общения, коммуниканты выбирают разные коммуникативные ходы: ход «обобщение», когда говорящий показывает, что неблагоприятная информация не случайна и не исключительна («И так всегда», «Это без конца повторяется»); ход «приведение примера». Общее мнение обосновывается конкретным примером. («Возьмите нашего соседа. Он …»); ход «усиление». Этот ход направлен на контроль за внимание собеседника. («Это ужасно, что…», «Это позор, что …»); ход «уступка». Журналист демонстрирует реальную или воображаемую терпимость. («Не стоить обобщать, но …», «Среди…попадаются и хорошие ….»); ход «сдвиг». Этот ход относится к стратегии положительной самопрезентации. «Мне – то, в общем, все равно, но …»; ход «контраст». «Нам приходится долгие годы трудиться, а они …».
Реализуя ту или иную речевую тактику, коммуникант проявляет свое собственное» «я» при помощи разнообразных средств, придающих сообщению субъективный характер и способствующих установлению коммуникативного контакта между ораторами и слушателями. Коммуникант располагает достаточной свободной речевой деятельности и в соответствии со своей коммуникативной установкой, волен следовать заданной программе полностью, частично или же воспринимать предлагаемый другим коммуникантом план, прибегая к различным коммуникативно - прагматическим структурам.
Таким образом, коммуникативный ход - это определенный прием, выступающий в роли средства реализации той или иной тактики, реализующей, в свою очередь, определенную стратегию. Все это способствует развитию взаимодействия между партнёрами по коммуникации, что в свою очередь продвигает диалоговое взаимодействие к достижению поставленной цели.