Требования к поведению говорящего. Образ говорящего, речевой артистизм. Стресс, его влияние на речевое поведение. Способы борьбы со стрессом

Речевое поведение человека и риторика.

Основной единицей речевого общения (коммуникации) является речевое событие, которое определяется как некое законченное целое со своей формой, структурой, границами. Лекция, репетиция какого-то мероприятия, конференция и т.д. —все это речевые события. Любое речевое событие складывается из двух составляющих:

- то, что говорится, сообщается (словесная речь), и то, чем она сопровождается (мимика, жесты и пр.), —поток речевого поведения;

-условия, обстановка, в которой происходит речевое общение между его участниками.

В свою очередь поток речевого поведения складывается из:

- собственно слов —того, что можно написать на бумаге; это вербальное (словесное) поведение;

-звучания речи (ее акустики): громкости, высоты тона, быстроты темпа речи, пауз: это акустическое поведение;

- значимых движений лица и тела: взгляда, жестов, мимики; это жестово-мимическое поведение;

- того, как партнеры, разговаривая друг с другом, используют пространство; это пространственное поведение.

Речевая ситуация и ее структура.

Совокупность элементов речевого события, включающая его участников, отношения между ними и обстоятельства, в которых происходит общение, называют речевой ситуацией.
В речевой ситуации есть участники, среди которых можно выделить главных и второстепенных. Главных участников речевой ситуации принято называть говорящим и слушающим (адресатом). Для ситуаций ораторской речи это оправданно; для беседы, спора —условно: в диалоге роли постоянно меняются. Помимо говорящего и адресата, в речевой ситуации могут участвовать и другие —те, кто является как бы свидетелем происходящего, оценивая все со стороны. Присутствие таких свидетелей в большей или меньшей степени, но повлияет на речь общающихся.

Цель говорящего Тип речевого действия Тип речи
1.Сообщить, информировать Сообщение, информация Информирующий
2. Высказать и доказать и свое мнение Убеждение Аргументирующий
3. Побудить к действию Побудить к действию Агитирующий
4.Обсудить проблему, найти истину вместе с собеседником Поиски смысла Эвристический (гр. euriko - нахожу)
5.Выразить свое видение добра и зла, прекрасного и постыдного Оценка (похвала и порицание) Эпидейктический (гр. - deiknumi -показываю, приветствую)
6.Доставить удовольствие себе и собеседнику самим процессом речевого общения Игровые речевые акты Гедонистический (гр. hedomai -радуюсь), или диатребический (гр. diatribe -провожу время)
7. Выразить и возбудить эмоции, предложить свою «эмоциональную» картину мира Эмотив Поэтический, художественный

Говоря об отношениях между говорящим и адресатом, имеют в виду социальные роли участников общения.
Еще один важный элемент речевой ситуации —зачем говорится то, что произносится в данной речевой ситуации. Каковы речевые цели, намерения участников? Каков должен быть результат их общения? Ученые считают, что цель говорящего —это тот результат, который говорящий сознательно или неосознанно хочет получить от своей речи.
Условия и обстоятельства определяют речевую ситуацию, но не имеют прямого отношения к «действующим лицам». Например: Вы идете на деловые переговоры. Где они будут проходить: в офисе вашего партнера? в вашем офисе? а может быть, в комнате переговоров фешенебельного ресторана? В какое время они запланированы: днем? вечером? Безусловно, все это в какой-то степени повлияет на процесс общения.

8. Речевое действие. Типы речевых действий.
В соответствии с речевыми целями (намерениями) говорящего выделены типы речевых актов и типы речи.


9. Принципы речевого общения.

Принцип гармонии речевого события является основополагающим принципом риторики. Это значит, что элементы целого не должны быть случайны, а должны определять друг друга.
Принцип кооперации:
1.Высказывание должно содержать столько информации, сколько требуется для текущего общения;
2.Высказывание должно быть по возможности правдивым. Не врать. Не говорить того, в чем не уверен или чего не знаешь;
3. Высказывание должно быть ясным. Лучше говорить на языке, понятном собеседникам.
Принцип вежливости:
1. Общение прерывается по общему согласию;
2. Соблюдаются общие правила речевого этикета;
3. Использование эфемизмов – формул, заменяющих резкие выражения.
4.Нарушения правил вежливости: невоспитанность и грубость.
Принцип комбинирования речевых стилей.
1.Высокий речевой стиль – подчеркнуто «правильная» речь. Низкий речевой стиль – свободная речь, в том числе и приспосабливаемая к особенностям речи собеседника.
2.Влиятельный речевой стиль – использование форм прямого побуждения к действиям.
3.Невлиятельный речевой стиль – использование косвенных речевых оборотов, демонстрирующих интересы говорящего: уклончивые, лингвистическое заикание (иногда привычка), просительные, вопросительные, эмоциональные.

Требования к поведению говорящего. Образ говорящего, речевой артистизм. Стресс, его влияние на речевое поведение. Способы борьбы со стрессом.

Обаяние, артистизм, уверенность, дружелюбие, искренность, объективность, заинтересованность, увлеченность, приятный внешний вид – основные требования к поведению и образу говорящего.

Обаяние. Обаятельный человек тот, кто умеет быть самим собой, умеет отказаться от чужого, наносного, привнесенного. Еще Аристотель говорил о том, что речь человека должна соответствовать его возрасту, полу, национальности, темпераменту.

Обаяние неразрывно связано с артистизмом.
Артистизм —это умение общаться с окружающими активно и с игровой установкой, соблюдая при этом чувство меры. Это значит, что вы постоянно настраиваете себя на то, что говорить с другими людьми приятно, более того, что это радость. «Лучший образец для подражания —это вы сами», —утверждает риторика. Особенно ценен компонент игры, актерства в публичной речи. Оратор может и должен показать себя, но при этом обязан не нарушать общепринятых рамок поведения.

Популярность у публики создается, если отчетливо проявляются сразу две тенденции в речевом поведении оратора: 1) стремление к индивидуализации; 2) стремление «быть как все», не выходя за пределы выразительности поведения.

Последовательность поведенческих факторов, влияющих на популярность ораторов у аудитории, выглядит так:

1) Внешность (общий облик, одежда, манера держаться); 2) подчеркнуто женственная манера речи и всего поведения у женщин и мужественная —у мужчин; 3) выраженность индивидуальных черт —выразительность поведения, его экспрессивность и эмоциональность, при соблюдении общепринятых границ.

Уверенность. Любое сомнение, колебание, проявление неуверенности в поведении говорящего сбивает с толку слушающего: трудно доверять и доверяться человеку, который сам в себе сомневается. А между тем, 70% начинающих ораторов считают неконтролируемый страх проблемой номер один.

Как же избавиться от этого чувства? Чтобы победить страх, нужно знать его причины. Они могут быть связаны с индивидуальными чертами личности. Причина страха кроется в нереалистических ожиданиях —настроенности на то, что речь должна оказать какое-то необыкновенное воздействие на слушателей. Другие результаты воспринимаются как крах. Этому способствует повышенное внимание к себе. Вызывает страх и безразличие к вам собеседника или аудитории. Собственная установка на неудачу. Важной и единственно обоснованной причиной страха бывает плохая подготовка к беседе или выступлению, незнание темы или предмета речи —некомпетентность. Вот почему необходимо наблюдение за собой и самоанализ. Это необходимо для того, чтобы выработать разумное отношение к себе в роли говорящего.

Стресс — один из важнейших адаптивных (приспособительных) механизмов, суть которого — быстрая активизация всего организма, мобилизующая все его силы для выхода из опасного положения, спасения.

Для говорящего ситуация крайне неблагоприятная:

1) дрожат руки и ноги; появляется желание ухватиться за что-нибудь, для чего используется, как правило, кафедра, стул или стол.

2) из-за сокращения (а иногда даже спазма) челюстной и шейно-плечевой мускулатуры затрудняется речь: артикуляция (дикция) становится неотчетливой, а голос звучит непривычно высоко, пронзительно;

3) во рту пересыхает (нарушается нормальное слюноотделение), и приходится все время «глотать», что тоже не способствует говорению; на лбу выступает пот, который нужно время от времени вытирать;

4) учащение дыхания нарушает ритм речи — оратор «задыхается», вынужден делать паузы не там, где это нужно, речь становится сбивчивой, смысл плохо воспринимается;

5) внимание рассредоточивается, легко наступает забывание (забывается, как правило, самое главное); трудно следить за своей речью и за собой, а тем более — за слушателем или аудиторией;

6) возникают непроизвольные, бессознательные движения (так называемые «манеризмы»), у каждого свои: кто покачивается с носков на пятки, кто предпочитает сунуть руку в карман и звенеть мелочью, кто поправляет волосы или почесывается.

Основным следствием стрессовых процессов является нарушение ритма работы человеческого организма — ритма сердечных сокращений, ритма дыхания. Человеческий организм гармоничен. Поэтому все средства, восстанавливающие гармонию, ритмичность, могут быть полезны. Перед выступлением (непосредственно) помогает размеренная ходьба, правильное чередование достаточно глубоких вдохов и выдохов, специальное успокаивающее дыхание и некоторые другие средства.

Техника борьбы со стрессом:

Дружелюбие. Это одно из основных условий успеха общения и действенности речи. Беседуя с человеком, постарайтесь разглядеть в нем хотя бы одну черту, которая вам импонирует, даже если в целом человек вам несимпатичен. Не воспринимайте аудиторию как безликое анонимное чудовище. Начало вашей речи должно представлять собой дружескую увертюру.

Искренность. Применительно к публичной речи искренность называют «ораторской честностью». Это черта, которую особенно ценят слушатели у выступающего. Чтобы заставить своего адресата верить во что-то, нужно самому в это верить. Нечестность говорящего проявляется в интонации, взглядах, мимике и т.д. Ее можно увидеть и в бездоказательности суждений, недостаточности примеров и фактов, необоснованности выводов. Объективность. Говоря по вопросу, который может иметь разные трактовки и решения, нельзя просто игнорировать те взгляды или концепции, которые противоречат вашим. Чем полнее и доказательнее вы сможете показать, почему именно ваше мнение правильно, тем больший эффект будет иметь выступление.

Заинтересованность. Без этого свойства оратора даже хорошо построенное выступление, прекрасно продуманная беседа теряют всякий смысл и не спасают слушателей от скуки. А поэтому избегайте говорить о том, что вам совершенно безразлично.

Правило риторики: уверенность, дружелюбие, искренность, объективность, увлеченность оратора заразительны: они передаются слушателям.

13. Законы современной общей риторики:
1. Закон гармонизирующего диалога

2. Закон продвижения и ориентации адресата
3. Закон эмоциональности речи.

4. Закон удовольствия.

Наши рекомендации