Монологические и диалогические речи
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Риторика» для студентов гуманитариев, обучающихся по специализации «Правоведение» и «Международное право», является необходимым для изучения как в теоретическом, так и практическом плане.
Обладание теоретическими знаниями дает возможность ознакомиться студентам с правилами, которые позволят самостоятельно составлять любые виды речей, выступления, учитывая не только план построения речи, но и всевозможные языковые украшения, скрытые и явные способы воздействия на аудиторию. Теоретическая база даст будущим юристам возможность ознакомиться, проанализировать и закрепить способы воздействия на аудиторию (как вербальные, так и невербальные), определив при этом наиболее подходящие для каждого конкретного случая, а также необходимые в использовании, учитывая не только индивидуальные возможности выступающего, но и его психологические особенности.
Практический блок необходим для того, чтобы студенты, развив в себе чувство уверенности, избавились от ощущения «боязни» аудитории, прочувствовали и испытали на аудитории различные способы воздействия на нее, самостоятельно подготовили какой-либо вид выступления и продемонстрировали умение удерживать внимание публики.
Курс «Риторика» включает проблемы теории и практики публичных способов убеждения аудитории, предусматривает: 1) освоение способов построения аргументированных рассуждений; 2) создание выступлений различных жанров в соответствии с условиями и обстоятельствами коммуникации. Курс формирует умение убеждать (логически и психологически), рационально организовывать собственное публичное поведение и понимать поведение других людей, акцентируя внимание на невербальных способах воздействия на слушателей. Теоретические и практические аспекты курса составляют необходимую ресурсную базу для организации информационного влияния и управления различными социальными группами.
Как говорил Аристотель, риторику использует каждый человек, желая убедить другого в чем-либо. Риторика наряду с развитием профессиональных знаний и навыков поможет человеку успешнее продвигаться по карьерной лестнице и будет иметь значение в повседневной жизни.
Цель курса – освоение и применение научного аппарата теоретической и практической риторики.
Задачикурса:
1. Сформировать и закрепить практические навыки осмысления и комплексного анализа любого текста.
2. Развить способности самостоятельной творческой подготовки выступлений, достижения коммуникативного контакта со слушателем.
3. Выработать умение выбирать эффективные приемы организации речевого поведения в зависимости от поставленных задач и в соответствии с условиями выступления.
В качестве учебной дисциплины риторика выполняет важную общекультурную функцию. Она ориентирует студентов на то, что умение убедительно, грамотно, доступно, логично, эмоционально выражать свои мысли является необходимым приобретенным или развитым качеством для будущих юристов, профессионалов своего дела, для тех, кто находится в постоянном контакте с людьми.
Проблемы практической риторики сегодня являются актуальными в Республике Беларусь. Риторические знания оказывают существенное влиение на формирование личностных качеств юристов-профессионалов.
Таким образом, изучение учебного материала по курсу "Риторика" в высших учебных заведениях должно обеспечить студенту знание:
· основных этапов истории риторики для успешного ориентирования в риторических эпохах и персоналиях;
· основных проблем и направлений развития современной риторики, категорий и понятий в теории риторики;
· основных способов построения речи и их общих и конкретных целей;
· методов и способов воздействия на аудиторию для достижения поставленных перед оратором целей;
· видов и способов организации информационного воздействия (влияния);
· способов создания текстов и построения публичных выступлений.
Студенты должны уметь охарактеризовать:
1. Значение и значимость риторики в профессиональной деятельности юриста.
2. Не только чужое, но и свое риторическое поведение во время выступления.
3. Различные виды текстов.
После окончания курса каждый студент сможет анализировать:
1. Возможные последствия влияния на людей во время выступления и просчитывать возможные реакции слушателей на получаемую информацию.
2. Профессиональные ситуации, учитывая при этом, что четкая передача информации может являться дополнительной гарантией правосудия.
3. Правовые тексты не только с точки зрения законодательной базы, но и с точки зрения структуры, доступности, логичности.
4. Критически анализировать собственное и чужое риторическое поведение.
Подойдя к изучению курса «Риторика» ответственно и проявив подлинный интерес, студенты смогут приобрести следующие навыки и качества:
1. Активно применять категории и понятия риторики при спонтанных, неподготовленных публичных и судебных выступлениях.
2. Быстро ориентироваться в специфике аудитории, строить свою речь аргументировано с учетом особенностей аудитории, которой адресовано выступление.
3. Оценивать, структурировать и анализировать различные тексты.
4. Доступно, правильно и четко излагать свои мысли в соответствии со схемами инвенции, диспозиции и элокуции.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Темы лекций и семинарских занятий | Количество часов | ||
Всего аудиторных | Лекции | Семинарские занятия | |
Тема 1 Риторика как наука. | |||
Тема 2 Роды и жанры красноречия Монологические и диалогические речи | |||
Тема 3 Теория риторики. Правило инвенции | |||
Тема 4 Теория риторики. Правило диспозиции | |||
Тема 5 Теория риторики. Правило элокуции | |||
Тема 6 Риторика и коммуникация | |||
Тема 7 Невербальная коммуникация | |||
Тема 8 Вербальная коммуникация | |||
Тема 9 Составление и анализ монологических речей | |||
Тема 10 Характеристика и анализ судебных и политических речей | |||
Тема 11 История риторики | |||
ИТОГО: |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1 РИТОРИКА КАК НАУКА
Соотношение понятий «риторика», «ораторское искусство», «красноречие», «мастерство публичного выступления»... Генезис дефиниции риторики, связанный с историческим изменением ее задач. Определение предмета риторики. Многозначность термина «риторика»: прикладная (практическая) риторика как система методов организации эффективной коммуникации и как ораторское искусство; теоретическая риторика как теория речевого дискурса (текста) и инструментарий для анализа текстов; философская риторика как наука о способах убеждения, преимущественно языкового воздействия на аудиторию, с учетом особенностей данной аудитории и в целях достижения желаемого эффекта.
Традиционная (классическая) риторика и ее предмет. Классическая риторика, классическая философия, классическая наука (физика): незнание «идеи неопределенности».
Агональная (воздействующая) риторика; риторика как общая теория аргументации; риторика как пропаганда науки и философии; риторика педагогическая как методика обучения; риторика как теория текста.
Современный подход к определению предмета риторики. Понятие риторической коммуникации. Структура риторической ситуации: информационное воздействие (влияние), аргументация, компетенция и мотивация коммуникантов (оратора и аудитории). Риторика как наука о топиках, или «общих местах» (компетентностный подход). Риторика как наука о способах убеждения (аргументационный подход).
Характеристика основных направлений в истории риторики. Значимость и необходимость этих направлений велика: теоретического – для развития самой науки, догматического – для возможности поэтической и художественной передачи материала.
Теоретическое направление | Догматическое направление |
Представители | |
Аристотель | Марк Фабий Квинтилиан |
Основная цель | |
Убедить с помощью доказательств | Красиво сказать, убеждение отходит на задний план, может и не являться целью выступления |
Отношение к другим наукам | |
Взаимосвязана с диалектикой, логикой, этикой… | Самодостаточна, противопоставляет себя другим наукам |
Понятийный аппарат | |
Постоянно расширяется, дополняется | Использует устоявшийся круг понятий |
Развитие | |
Изменяется, развивается, совершенствуется | Стабильно, неизменчиво |
Классификация способов убеждения: логических (дедукции, индукции, аналогии буквальной или фигуральной), психологических (воздействия на чувства слушателей с помощью рассмотрения тех вопросов, которые всегда могут заинтересовать и «завести» аудиторию), силовых (их использование является некорректным в риторике, но очень часто используется для формирования определенного имиджа особенно политиков).
Значение вербальных и невербальных способов воздействия на аудиторию: выбор и применение основных положений, которые могут использоваться в славянском обществе Д. Карнеги, Н. Козлова; использование знаний видов актуализаторов и манипуляторов Э. Шострома; оценка и анализ совокупности жестов, телодвижений, мимики.
Способы восстановление внимания аудитории: повысить или понизить громкость звучания голоса; сделать паузу; пристально посмотреть; задать неожиданный вопрос; создать громкий звук; попросить удалиться из аудитории…
Субъективные (пол, возраст, профессионализм, образованность) особенности аудитории и объективные (время суток, время года, погодные условия, размеры помещения, в котором проходит выступление) особенности, учитываемые оратором во время выступления, для достижения максимального эффекта.
Внешний вид оратора (гармония внешняя и внутренняя): внешность, манеры, поза, жесты.
Динамика предмета риторики в зависимости от социального контекста. Риторика как «искусство убеждения» (древнегреческая традиция). Риторика как «искусство оптимального рассуждения» (древнеримская традиция). Греческий синкретизм рассуждения и языка. Разделение мысли (гносеология) и слова (филология) в древнеримской культуре. Риторика как «искусство украшения речи» (гомилетика).
Современные тенденции в интерпретации и исследовании предмета риторики: американская традиция, включая «новую критику»; аргументативная риторика; общая риторика; герменевтическая риторика; метариторика; парариторика; деконструктивистская риторика; фрактальная риторика.
Тема 2 РОДЫ И ЖАНРЫ КРАСНОРЕЧИЯ.
МОНОЛОГИЧЕСКИЕ И ДИАЛОГИЧЕСКИЕ РЕЧИ
Подходы к классификации родов и жанров красноречия (античный и современный). Аристотелевская классификация видов красноречия: совещательное (политическое), судебное и апидактическое (эпидейктическое) – (восхваляющее или порицающее кого-либо или что-либо).
Род красноречия как установившийся раздел красноречия, в какой-то мере характеризующийся общностью предмета (социально-политическое, академическое, судебное, богословско-церковное (гомилетика), социально-бытовое). Жанр (вид) красноречия как дальнейшее разделение рода красноречия по более конкретным целям.
Судебное красноречие в широком и в узком смысле слова. Культура речи юриста. Качества, определяющие культуру речи. Назначение судебной речи. Отличительные черты судебной речи (узкопрофессиональность, конкретность, полемичность, объективность, оценочно-правовой характер, наличие четырех адресатов). Структурно-композиционные характеристики судебной речи. Монологический характер судебной речи. Элементы диалогичности. Средства речевого воздействия. Устный характер судебной речи (подготовленная спонтанность, разговорные конструкции). Отличительные особенности судебного красноречия от политического. Сравнительный анализ и характеристика защитительной и обвинительной речей в гражданском (уголовном) процессе.
Защитительная речь | Обвинительная речь |
Произносится в процессе второй | Произносится в процессе первой |
Строится как ответ на обвинение; оратор имеет возможность изменить и перестроить на основании фактов, представленных обвинением | Формирует первое впечатление, которое является наиболее ярким и запоминающимся |
Произносится от имени общественной организации коллегии адвокатов | Произносится от имени государства, народа |
Желательно использование логических способов убеждения; особую значимость имеют психологические доводы | Должна использовать логические способы доказательства |
Использует любые формы сомнения, т. к. судом всякое сомнение трактуется в пользу обвиняемого | Является категоричной, используются фразы: «я считаю», «я утверждаю», «я требую» (по смыслу «я прошу», т. к. у суда требовать что-либо невозможно) |
Виды, характеристика, построение, особенности монологических речей. Информационная речь – передача новых, актуальных сведений таким образом, чтобы слушатель воспринял их наиболее полно. Формы информационных речей: повествование – сведения подаются в развитии, в движении («Путешествие в Шамбалу»), описание – сведения подаются статично, предмет речи фиксируется («Моя мечта»), объяснение – сведения дают возможность представить, как устроен предмет речи, как он действует («Белый стих»). Воодушевляющая речь – обращена к чувствам и желаниям слушающих, призвана пробуждать глубинные человеческие порывы, склонять к моральным категориям. Речь, призывающая к действию, – склоняет слушателя к мнению оратора, призывает сделать то, что необходимо выступающему. Прямой призыв – действие наступает сразу после призыва. Косвенный – действие бывает отсрочено на неопределенное время. Убеждающая речь – принятие слушателями точки зрения выступающего (влияние и изменение взглядов). Развлекательная речь – доставить слушателем радость, учить при помощи улыбки и смеха бороться со своими недостатками и слабостями (юмор – смешное, сатира – «разрушительный смех», ирония – «смех превосходства», сарказм – «злой смех»). Основные юмористические приемы: шарж (преувеличение), гротеск (фантастическое сочетание понятий), острота (сближение далеких либо несовместимых понятий). Сокровенная речь – речь, возникающая в минуты душевных потрясений, глубоко личных переживаний, обращена либо к очень близким, либо к совершенно незнакомым людям. Построение сокровенной речи отлично от любой другой монологической речи, т. к. ей нельзя научить, это порыв, не планирующийся заранее.
Виды, характеристика, построение, цели диалогических речей. Диспут – публичный спор по какому-либо вопросу. Дискуссия – публичное обсуждение какого-либо вопроса. Прения (дебаты) – публичный спор или публичное обсуждение, организованные либо стихийно возникшие по определенным вопросам. Процедура – общепринятые правила проведения организованного диспута.
Тема 3 ТЕОРИЯ РИТОРИКИ. ПРАВИЛО, ЗАДАЧА
И СОСТАВ ИНВЕНЦИИ
Классическая риторическая схема подготовки и проведения публичной речи: изобретение мысли (invention), расположение (disposition), словесное выражение (elocution), запоминание (memoria), произнесение (actio hypocrisies).
Современная риторическая схема подготовки и проведения публичного выступления состоит из трех фаз. Докоммуникативная, включающая в себя выбор темы, определение цели и вида речи; подбор материала; логическая организация речи; доказательство и аргументация; работа над языком и стилем. Коммуникативная – поведение оратора и управление аудиторией; техника произнесение речи; искусство спора, ответы на вопросы. Связующим звеном между докоммуникативной и коммуникативной фазами является репетиция. Посткоммуникативная фаза, состоящая из следующих элементов: анализа проведенного выступления, совершенствования материалов к выступлению, прогнозирования вопросов.
Инвенция как изобретение мысли. Фундаментальные проблемы риторической инвенции. Информация в структуре инвенции. Аргументация как проблема инвенции. Образы оратора и аудитории как проблема инвенции.
Формирование замысла речи: уточнение предмета и темы, четкое формулирование тезиса речи; определение цели речи; выбор ораторского жанра и стиля; избрание стратегии убеждения.
Технические способы убеждения: нравы, аргументы и патетика.
Нравы (этические качества и нравственные нормы). Проблема информационного воздействия. Информационное воздействие и программирование понимания адресата. Понятие информационных дисфункций. Основные типы дисфункций. Информационные дисфункции как источник манипуляций.
Проблема аргументации. Аргументация как обоснование или оправдание смысла. Аргументация как программирование понимания аудитории. Зависимость аргументации от типа дискурса и структур убеждения. Наиболее часто применяемые виды аргументов: силлогизм, энтимема, дилемма, сорит... Основные ошибки при передаче фактов: личное наблюдение, представление о фактах с чужих слов, способ проверки того, что сохранено преданием.
Патетика как наука о страстях. Правила использования страстей при выступлении перед аудиторией.
Основные правила сочетания нравов, аргументов и чувств.
Нетехнические способы убеждения («общие места»). Определения, сравнения, примеры (простейшие, контекстно-определенные, литературные, вещественные), ссылки на авторитетные источники, на статистические данные и правила их использования.
Понятие аудитории. Универсальная и частная аудитория (концепция Х. Перельмана).
Тема 4 ТЕОРИЯ РИТОРИКИ. СТРУКТУРА, ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ