Рассмотрение и утверждение концепции
3. Собственно инициирование:
- Принятие решения о начале проекта (следующей фазе);
- Определение и назначение управляющего проектом;
-Принятие решения об обеспечении ресурсами первой фазы
Инициирование ассоциируется с начальной фазой проекта (запуск проекта). Характеризуется неопределенностью исходных данных и результирующих, возможностью их изменения и ограниченностью времни для принятия решения.
Характерные задачи на стадии запуска:
- формирование команды;
- определение цли и масштаба проекта;
- определение необходимого оборудования и материалов;
Разработка основных условий;
- создание организации проекта;
- определение процедур сотрудничества;
- первоначальное планировании;
-резюме проекта
Запуск захватывает и деятельность по созданию команды проекта:
- выработка общего видения
- достижение определенности в планах, определение масштабов предстоящей работы
- согласование режимов функционирования и каналов связи;
- переориентация команды на цели и их достижение.
Решение м.б. принято на совещании.
38. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА
Планирование проекта - непрерывный процесс определения наилучшего способа действий для достижения поставленных целей проекта с учетом складывающейся обстановки.
Планирование является наиболее важным процессом управления проектом, определяющим во времени всю деятельность по осуществлению проекта.
Процессы планирования осуществляются на протяжении всего жизненного цикла проекта, начиная с предварительного укрупненного плана в составе концепции проекта и оканчиваются детальным планом работ завершающей фазы проекта. При этом происходит уточнение и детализация планов по мере прогресса проекта.
На стадии планирования определяется организация, методы и средства управления осуществлением проекта, как целостной системы, так и в разрезе отдельных ее этапов и элементов.
Планированиелогически связано с другими важными стадиями процесса управления: инициация, организация и контроль выполнения, анализ и регулирование, закрытие проекта.
Основным результатом стадии планирования является Сводный план осуществления проекта, объединяющий результаты планирования по всем функциям управления проектом. Этот документ является главным и определяющим при осуществлении проекта, он выполняет роль модели (плана) действий и прогноза состояния осуществления проекта и его окружения.
В процессе осуществления проекта могут происходить изменения как внутри проекта, так и вне его. Поэтому основное назначение планирования заключается в непрерывном поддержании «курса» осуществления проекта на пути к его успешному завершению.
Планирование включает:
Планирование предметной области:
• анализ текущего состояния и уточнение целей и результатов проекта;
• уточнение основных характеристик проекта;
• подтверждение и уточнение критериев успеха и неудач проекта;
• анализ и корректировка ограничений и допущений, принятых на предыдущих стадиях создания проекта;
• выбор критериев оценки промежуточных и окончательных результатов создания проекта;
• построение структурной декомпозиции предметной области проекта;
• разработка плана управления предметной областью проекта.
Календарное планирование работ проекта:
· уточнение ограничений (по времени, ресурсам и способам их потребления на работах), учитываемых при разработке календарных планов;
· определение работ проекта на основе структурной декомпозиции проекта (WBS);
· определение последовательности выполнения работ и их взаимосвязей с помощью организационно-технологических моделей: линейные модели, сетевые модели «работа-вершина», «работа-дуга» и др.;
· определение потребности работ проекта в ресурсах;
· определение продолжительностей выполнения работ;
· разработка расписаний работ проекта;
· определение графиков потребности проекта в ресурсах;
· оптимизация расписаний работ проекта по временным, ресурсным и стоимс* критериям с использованием методов «Сглаживание», «Калибровка», «Сжатие» и утверждение календарных планов;
· план управления проектом по временным параметрам.
Планирование коммуникаций:
· разработка структуры семантической сети информационных потоков в проекте;
· определение информационных потребностей участников проекта;
· выбор и обоснование методов и средств работы с информацией:
· определение технического и программного обеспечения:
· организация распределения информации в проекте:
· разработка системы отчетности об исполнении работ;
· представление запросов на изменения;
· распределение ответственности за подготовку необходимой документации;
· разработка регламента обмена информацией;
· Формализация процедур сбора, передачи, хранения и отображения информации;
· разработка плана управления коммуникациями.
Планирование рисков:
· уточнение источников рисков и рисковых событий;
· оценка неопределенности и вероятности появления рисковых событий;
· опенка возможных ущербов: определение событий, требующих реагирования; определение допустимой степени риска участников;
· проверка устойчивости и безубыточности проекта;
· распределение рисков между участниками;
· опрeделение изменений для внесения их в проектные решения с целью снижения риска;
· страхование рисков в проекте;
· планирование резервов для смягчения рисковых событий;
· разработка плана управления рисками в проекте;
· определение и учет связей с другими процессами управления проектом.
Планирование поставок и контрактов:
· Определение потребности проекта в продуктах и услугах;
· Проведение маркетинговых исследований для определения возможных поставщиков и исполнителей;
· Выбор метода обеспечения и поддержки контрактов в проекте;
· определение типов контрактов;
· определение титульного списка работ и перечня контрактов в проекте;
· формирование графика заключения контрактов.
Прогнозирование и планирование изменений:
· Выбор методов и средств прогнозирования и планирования изменений; прогнозирование изменений;
· мониторинг внешней среды и тенденций изменений;
· планирование предупреждающих воздействий для защиты проекта;
· разработка Плана управления изменениями в проекте.
· Планирование прочих компонентов проекта.
РазработкаСводного Плана проекта.
39. ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
Организация и контроль выполнения проекта - Организация выполнения включенных в план проекта работ и контроль их выполнения.
Организация и контроль выполнения проекта включает:
Организацию управления предметной областью проекта:
• распределение функциональных обязанностей и ответственности в соответствии с планом управления предметной областью проекта;
• установление системы отчетности по изменению состояния предметной области проекта для субъектов управления проектом в соответствии с их ответственностью и ком петентностью;
• контроль прогресса проекта;
• формирование отчетности о ходе выполнения работ по элементам структурной декомпозиции предметной области.
Контроль выполнения проекта по временным параметрам:
• организация контроля выполнения расписания работ проекта;
• учет выполненных работ и расхода ресурсов;
• формирование отчетности о ходе выполнения работ.
Организацию и контроль выполнения проекта по стоимости:
• распределение функциональных обязанностей и ответственности в соответствии с планом управления стоимостью и финансированием в проекте;
• введение в действие системы управления стоимостью и финансированием в проекте;
• учет фактических затрат в проекте;
• формирование отчетности о состоянии стоимости и финансирования проекта.
Организацию и осуществление контроля качества:
• организация и осуществление управления качеством в проекте;
• техническая поддержка контроля качества;
• контроль качества в проекте;
• формирование отчетов для оценки выполнения качества.
Оперативное управление мерами по снижению рисков:
· Организация управления рисками включает: разработку процедур управления рисками; распределение ответственности при управлении рисками.
· контроль за реализацией мер по снижению рисков;
· оперативное реагирование на свершившиеся события; формирование отчетов. Совершенствование команды проекта:
· определение функциональных обязанностей участников проекта;
· поиск и отбор кандидатов;
· формирование команды проекта;
· обучение членов команды проекта;
· планирование служебной карьеры в проекте;
· организацию и совершенствование работы команды проекта.
Распределение информации:
· организация управления коммуникациями в проекте;
· информационная поддержка выполнения проекта;
· контроль функционирования системы коммуникаций;
· ведение управленческой документации;
· формирование отчетов об управлении коммуникациями.
Организациюи подготовку контрактов в проекте:
распределение функциональных обязанностей и ответственности в соответствии с планом управления контрактами;
подготовка документации, необходимой для проведения тендера;
приглашение на тендерные торги;
проведение торгов и выбор претендентов:
заключение контрактов;
разработка системы отчетности и порядка внесения изменений.
Организацию управления изменениямив проекте:
распределение ролей и ответственности персонала, вовлеченного в управление изменениями и формирование соответствующей организационной структуры;
утверждение процедур осуществления изменений в проекте;
введение в действие системы управления изменениями;
информационная поддержка управления изменениями в проекте;
сбор и анализ запросов и предложений на внесение изменений;
принятие решений и внесение изменений в проект.
ведение базы данных изменений проекта;
40 АНАЛИЗ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
Анализ и регулирование выполнения проекта -процесс сравнения фактического выполнения с запланированным, анализ отклонений, оценка возможных альтернатив и принятие, в случае необходимости, корректирующих действий для ликвидации нежелательных отклонений от базовогоуровня показателей.
Анализ и регулирование выполнения проекта включает:
Анализ состояния и регулирования предметной области проекта:
· анализ текущего состояния проекта, отклонений относительно базовых показателей;
· анализ причин, вызывающих отклонения в предметной области проекта;
· прогнозирование состояния предметной области проекта;
· сбор и обработка запросов на изменения в предметной области проекта;
· подготовка и анализ последствий рекомендуемых корректирующих воздействий для ликвидации нежелательных отклонений от базового уровня показателей предметной области проекта;
· принятие решений о регулирующих воздействиях и вносимых изменениях в предметную область проекта.
Анализ и регулирование проекта по временным параметрам:
· выявление и анализ отклонений от базового расписания выполнения работ;
· определение негативных факторов, влияющих на выполнение работ;
· определение необходимых корректирующих воздействий;
· прогнозирование хода выполнения работ по осуществлению проекта;
· согласование и получение разрешения на внесение необходимых изменений в расписание работ проекта;
· корректировка расписания работ проекта с учетом внесенных изменений;
· утверждение модифицированного расписания работ проекта;
· анализ и документирование внесенных изменений.
Анализ и регулирование проекта по стоимостным показателям:
· текущий аудит состояния проекта по стоимости и финансам;
· определение степени выполнения проекта по стоимостным показателям;
· анализ отклонений стоимости выполненных работ от сметы и бюджета;
· анализ различных факторов, влияющих на позитивные и негативные отклонения; подготовка и анализ корректирующих воздействий:
· прогнозирование состояния выполнения работ проекта по стоимости;
· принятие решений о регулирующих воздействиях на показатели стоимости проекта в соответствие с бюджетом.
Анализ состояния и обеспечение качества:
· сравнение фактических результатов проекта со спецификациями и требованиями;
· анализ состояния и прогресса качества в проекте на протяжении его жизненного цикла;
· техническая оценка качества продукта проекта;
• процесс проверки результатов контроля качества по существующим требованиям:
• формирование списка отклонений;
• определение необходимых корректирующих действий по обеспечению качества в проекте;
• решение о промежуточной приемке;
• уточнение списков контроля объектов;
• корректирующие действия по обеспечению качества в проекте;
• документирование изменений.
Анализ рисков:
• анализ состояния и отчета по управлению рисками в проекте;
• принятие решений по реагированию на свершившиеся события;
• подготовка корректирующих воздействий;
• определение дополнительных мер по снижению рисков;
• внесение изменений в план управления рисками;
• доведение информации, связанной с управлением рисками, до участников проекта в соответствии с их ответственностью и компетентностью.
Анализ деятельности и развитие команды проекта:
• анализ деятельности команды проекта;
• формирование отчетов об исполнении работ проекта;
• оценка исполнения работ проекта;
• регулирование оплаты, льгот и поощрений;
• регулирование конфликтов в команде проекта;
• поддержание психологического климата в команде проекта:
• реорганизация команды в соответствии с прогрессом проекта;
• улучшение работы команды проекта.
Анализ коммуникаций при выполнении проекта:
• анализ сбоев и нарушений при обеспечении участников проекта необходимой информацией;
• анализ запросов на внесение изменений;
• анализ функционирования системы коммуникаций после внесения необходимых: изменений;
• информирование участников о внесенных изменениях,
Контроль и регулирование контрактов:
• организация системы контроля контрактов;
• учет выполнения работ по контракту;
• определение состояния и прогноз выполнения работ и их обеспечения;
• представление отчетности о выполнении контрактов;
• анализ текущего состояния выполнения контрактов и запросов на изменения;
• разрешение споров и разногласий.
Анализ, интеграция и регулирование изменений в проекте:
• распределение ролей и ответственности персонала, вовлеченного в управление изменениями, и формирование соответствующей организационной структуры;
• утверждение процедур осуществления изменений в проекте;
• введение в действие системы управления изменениями;
• информационная поддержка управления изменениями в проекте;
• сбор и анализ запросов и предложений на внесение изменений;
• принятие решений о внесении изменений в проект;
• ведение базы данных изменений проекта.
41. ЗАКРЫТИЕ ПРОЕКТА
Закрытие проекта (Project Close Out) - завершение и закрытие проекта, включая разрешение спорных вопросов.
Понимается завершение работ по проекту при достижении запланированных результатов.
Закрытие проекта включает:
Ввод в эксплуатацию и принятие проекта заказчиком:
· передача заказчику описания продуктов проекта, протоколов тестирования, отчетов по проведенным проверкам;
· заключительная оценка финансовой ситуации (постпроектный отчет);
· заключительный отчет по проекту и проектная документация;
· список открытых вопросов и заключительных работ;
· список претензий;
· соглашение относительно учебных курсов, гарантийных обязательств и ответственности.
Документирование и анализ опыта выполнения данного проекта:
· сбор, проверка и утверждение всех соответствующих данных по реализации проекта:
· внешние и корректировочные воздействия;
· база данных по управлению проектами;
· анализ удовлетворенности клиентов и участников проекта;
· оценка выполненных работ;
· сбор рекомендаций и предложений по улучшению работы;
· извлеченные уроки.
Закрытие проекта является последней стадией процесса управления проектом на завершающей –фазе жизненного цикла проекта.
В разрезе основных функций управления закрытие проекта включает:
Завершение управления предметной областью проекта:
· проведение заключительного анализа результатов проекта и составление сводного отчета;
· разрешение спорных и конфликтных ситуаций;
· формирование архива проекта;
· извлеченные уроки.
Закрытие управления проектом по временным параметрам:
· анализ результатов и опыта управления проектом по временным параметрам.
· составление заключительного отчета;
· формирование архива календарных планов;
· ретроспективный анализ и извлеченные уроки.
Завершение управления проектами по стоимости и финансам:
· экономический анализ и оценка результатов;
· разрешение претензий и конфликтов;
· подготовка исполнительной сметы и финансового отчета;
· окончательные расчеты и закрытие финансирования:
· формирование архива финансовых документов.
Завершение управления качеством в проекте:
· сводная оценка качества результатов проекта;
· решение о завершающей приемке;
· список замечаний и претензий по качеству;
· разрешение спорных вопросов и конфликтов по качеству;
· оформление документации и архива по управлению качеством;
· анализ опыта и извлеченные уроки по управлению качеством.
Завершение управления рисками в проекте:
· формирование базы данных текущего проекта;
· анализ и обобщение фактических данных по проявлению рисков и неопределенности в проекте;
· анализ выполнения планов управления рисками;
· подготовка завершающего сводного отчета по управлению рисками;
· формирование архива по управлению рисками.
Завершение управления персоналом в проекте:
· анализ и оценка деятельности команды и ее членов;
· формирование заключительного отчета об исполнении проекта;
· разрешение конфликтов;
· проведение окончательного расчета персонала;
· формирование архива команды проекта;
· извлеченные уроки работы команды проекта;
· расформирование команды проекта.
Завершение управления коммуникациями в проекте:
· анализ и оценка системы коммуникаций в проекте;
· заключительный отчет об управлении коммуникациями;
· формирование архива документации проекта;
· извлеченные уроки из опыта управления коммуникациями в проекте;
· принятие решения о дальнейшем использовании средств коммуникаций проекта.
Завершение управления изменениями в проекте:
· постпроектный анализ, оценка изменений и их результатов;
· заключительный отчет о фактических изменениях в проекте;
· формирование архива изменений в проекте;
· извлеченные уроки и корректировка стратегии управления изменениями на будущее
42. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТЬЮ ПРОЕКТА
Управление предметной областью проекта {Project Scope Management) -раздел управления: проектами, включающий в себя процессы, необходимые для обеспечения того, что в проект включены все требуемые работы и только те работы, которые необходимы для успешного завершения проекта. Включает инициацию работ, планирование предметной области, определение предметной области, подтверждение предметной области и контроль изменений предметной области.
Предметная область проекта (Project Scope) - совокупность продуктов и услуг, производство которых должно быть обеспечено в результате завершения осуществляемого проекта.
Предметную область проекта определяют цели, результаты и работы проекта. В процессе жизни проекта все составляющие предметной области проекта могут претерпевать изменения.
Цели, результаты, работы и их характеристики могут изменяться или уточняться как в процессе разработки проекта, так и по мере достижения промежуточных результатов.
Управление предметной областью заключается в управлении этими изменениями на протяжении жизненного цикла проекта и содержит следующие основные этапы:
Инициация проекта или его очередной фазы:
Инициация - формальный процесс вовлечения родительской организации в начало выполнения проекта или его очередной фазы.
Инициация включает следующие задачи и процедуры:
• Разработку концепции проекта:
анализ проблемы и потребности в проекте;
сбор исходных данных;
определение целей и задач проекта;
рассмотрение альтернативных вариантов проекта.
• Рассмотрение и утверждение концепции.
• - Собственно инициирование:
принятие решения о начале проекта (о начале следующей фазы проекта);
определение и назначение управляющего проектом;
- -принятие решения об обеспечении ресурсами выполнения первой фазы проекта.
Планирование предметной области проекта включает следующие задачи и процедуры:
• анализ текущего состояния и уточнение целей и результатов проекта;
• уточнение основных характеристик проекта;
• подтверждение и уточнение критериев успеха и неудач проекта;
• анализ и корректировку ограничений и допущений, принятых на предыдущих стадиях создания проекта;
· выбор критериев оценки промежуточных и окончательных результатов создания проекта;
· построение структурной декомпозиции предметной области проекта.
Структурная декомпозиция работ проекта (Work breakdown structure - WBS) разбиение проекта на составные части (элементы, модули, работы и др.), необходимые и достаточные для эффективного планирования и контроля. WBS является центральным инструментом определения работ, которые должны выполняться в рамках проекта. Описание работ (пакетов ) должно включать: содержание работ, предполагаемые результаты, концептуальные границы интегрированного планирования и управления, последовательные измерения и оценки степени выполнения проекта.
Распределение задач по подразделениям организации производится с помощью матрицы «деления ответственности:
· определение объектов и точек контроля в предметной области проекта;
· определение базовых значений показателей проекта;
· разработка плана управления предметной областью проекта и процедур внесения изменений;