Бе­зу­мие На­ву­хо­до­но­со­ра

Сле­ду­ю­щий эпи­зод, опи­сан­ный в чет­вер­той гла­ве, по­ве­ст­ву­ет о бе­зу­мии На­ву­хо­до­но­со­ра. Этот эпи­зод пред­став­лен в фор­ме ука­за или пись­ма са­мо­го На­ву­хо­до­но­со­ра, где он го­во­рит о про­изо­шед­шем с ним. Ему бы­ло не­кое ви­де­ние, сон, ко­то­рый он не мог по­нять, и тог­да он при­звал Да­ни­и­ла, что­бы тот ему объ­яс­нил. Царь ви­дел не­кое ог­ром­ное пре­крас­ное де­ре­во, по­кры­тое ли­с­ть­я­ми, под ко­то­рым на­хо­ди­лось ме­с­то вся­кой пти­це и жи­вот­но­му, и вот раз­да­ет­ся с не­бес глас, ко­то­рый по­ве­ле­ва­ет сру­бить это де­ре­во и раз­бро­сать пло­ды его, и ос­та­вить толь­ко глав­ный ко­рень, что­бы он в узах же­лез­ных и мед­ных сре­ди по­ле­вой тра­вы оро­шал­ся не­бес­ною ро­сою и с жи­вот­ны­ми бы­ла бы часть его в тра­ве зем­ной.

И Да­ни­ил тог­да го­во­рит ца­рю: «Гос­по­дин мой! тво­им бы не­на­ви­ст­ни­кам этот сон, и вра­гам тво­им зна­че­ние его» (Дан. 4:16). Дре­во есть твое цар­ст­во, а ко­рень его есть ты сам, что ты сам вме­нишь­ся со ско­та­ми по­ле­вы­ми и бу­дешь пи­тать­ся тра­вою и оро­шать­ся дож­дем, но ес­ли ты по­ка­ешь­ся, ес­ли ты по­свя­тишь се­бя ми­ло­сер­дию к бед­ным, то ты мо­жешь ис­ку­пить гре­хи свои прав­дой, тог­да мир твой про­длит­ся. Тем не ме­нее царь не прислушивается к словам пророка. Че­рез год он об­хо­дит свой дво­рец и го­во­рит се­бе: «это ли не ве­ли­че­ст­вен­ный Ва­ви­лон, ко­то­рый по­ст­ро­ил я в дом цар­ст­ва си­лою мо­е­го мо­гу­ще­ст­ва и в сла­ву мо­е­го ве­ли­чия!» (Дан. 4:27). Как толь­ко эти гор­дые сло­ва бы­ли про­из­не­се­ны, его по­ра­жа­ет бе­зу­мие, и дей­ст­ви­тель­но, его от­лу­ча­ют от лю­дей, и он ест тра­ву, как вол, об­ра­с­та­ет весь во­ло­са­ми и вме­с­то не­го, ско­рее все­го, его сын ка­кое-то вре­мя пра­вит цар­ст­вом. Впро­чем, На­ву­хо­до­но­со­ра дер­жа­ли, ви­ди­мо, где-то в ук­ром­ном ме­с­те, по­сколь­ку че­рез Да­ни­и­ла бы­ло воз­ве­ще­но, что это «до вре­ме­ни», то есть ис­це­ле­ние на­ста­нет. Че­рез от­ве­ден­ный срок На­ву­хо­до­но­сор при­хо­дит в себя, ка­ет­ся и про­слав­ля­ет уже в тре­тий раз Бо­га Все­выш­не­го (Дан. 4:34).

Пир Вал­та­са­ра

Сле­ду­ю­щий эпи­зод, свя­зан­ный с ва­ви­лон­ским цар­ст­вом, от­но­сит­ся уже ко вре­ме­ни Вал­та­са­ра (Дан. 5 гл.), вну­ка или да­же прав­ну­ка На­ву­хо­до­но­со­ра. Опи­сы­ва­ет­ся пир, ко­то­рый этот царь сде­лал для сво­их вель­мож. Су­дя по все­му, этот пир имел ме­с­то тог­да, ког­да пер­сы уже под­хо­ди­ли к Ва­ви­ло­ну. По-ви­ди­мо­му, он имел сво­ей це­лью как-то ук­ре­пить и под­бо­д­рить ва­ви­лон­ских во­е­на­чаль­ни­ков.

По ука­за­нию ца­ря из хра­ни­ли­ща при­не­се­ны со­су­ды Ие­ру­са­лим­ско­го хра­ма, ко­то­рые бы­ли не­ког­да от­ту­да вы­не­се­ны его пра­де­дом. Из них бы­ло при­ка­за­но пить всем: и муж­чи­нам, и жен­щи­нам, – всем, кто на этом пи­ре пре­бы­ва­л (Дан. 5:3–4). Для че­го? Для то­го, что­бы на­пом­нить всем со­брав­шим­ся о мо­щи ва­ви­лон­ской дер­жа­вы, для то­го, что­бы по­ка­зать, что да­же пре­воз­но­си­мый Бог иу­де­ев и Тот ока­зал­ся не в си­лах про­ти­во­стать дер­жа­ве ва­ви­лон­ской, что со­су­ды из Его хра­ма здесь сей­час у них на пи­ру у лю­дей, ко­то­рые пре­вы­ше всех бо­гов.

И в этот мо­мент в том ме­с­те сте­ны, где ви­се­ли лам­па­ды, по­яв­ля­ет­ся ру­ка, ко­то­рая пи­шет та­ин­ст­вен­ные пись­ме­на, ко­то­рые ни­кто не мо­жет про­чи­тать и ра­зо­брать, от­че­го страх по­ра­жа­ет всех со­брав­ших­ся. Тог­да ца­ри­ца, по-ви­ди­мо­му, мать Вал­та­са­ра, ве­лит при­звать Да­ни­и­ла, ко­то­рый читает эту над­пись и ис­тол­ко­вы­ва­ет ее (Дан. 5:24–28).

Преж­де чем ис­тол­ко­вать эту над­пись, Да­ни­ил, ко­то­ро­му бы­ли обе­ща­ны ве­ли­кие да­ры и на­гра­ды за ­тол­ко­ва­ние, от­ка­зы­ва­ет­ся от них: «Да­ры твои пусть ос­та­нут­ся у те­бя, и по­че­с­ти от­дай дру­го­му; а на­пи­сан­ное я про­чи­таю ца­рю и зна­че­ние объ­яс­ню ему» (Дан. 5:17). Сначала про­рок го­во­рит сле­ду­ю­щее: «Царь! Все­выш­ний Бог да­ро­вал от­цу тво­е­му На­ву­хо­до­но­со­ру цар­ст­во, ве­ли­чие, честь и сла­ву. П­ред ве­ли­чи­ем, ко­то­рое Он дал ему, все на­ро­ды, пле­ме­на и язы­ки тре­пе­та­ли и стра­ши­лись его: ко­го хо­тел, он уби­вал, и ко­го хо­тел, ос­тав­лял в жи­вых; ко­го хо­тел, воз­вы­шал, и ко­го хо­тел, уни­жал. Но ког­да серд­це его над­ми­лось, и дух его оже­с­то­чил­ся до дер­зо­с­ти, он был свер­жен с цар­ско­го пре­сто­ла сво­е­го и ли­шен сла­вы сво­ей, и от­лу­чен был от сы­нов че­ло­ве­че­с­ких, и серд­це его упо­до­би­лось зве­ри­но­му, и жил он с ди­ки­ми ос­ла­ми; кор­ми­ли его тра­вою, как вола, и те­ло его оро­ша­е­мо бы­ло не­бес­ною ро­сою, до­ко­ле он не по­знал, что над цар­ст­вом че­ло­ве­че­с­ким вла­ды­че­ст­ву­ет Все­выш­ний Бог и по­став­ля­ет над ним, ко­го хо­чет. И ты, сын его, Вал­та­сар, не сми­рил серд­ца сво­е­го, хо­тя знал все это, но воз­нес­ся про­тив Гос­по­да не­бес, и со­су­ды до­ма Его при­нес­ли к те­бе, и ты и вель­мо­жи твои, же­ны твои и на­лож­ни­цы твои пи­ли из них ви­но, и ты сла­вил бо­гов се­ре­б­ря­ных и зо­ло­тых, мед­ных, же­лез­ных, деревянных и каменных, ко­то­рые ни ви­дят, ни слы­шат, ни ра­зу­ме­ют; а Бо­га, в ру­ке Ко­то­ро­го ды­ха­ние твое и у Ко­то­ро­го все пу­ти твои, ты не про­сла­вил. За это и по­сла­на от Него эта кисть ру­ки и на­чер­та­но это пи­са­ние. И вот, что на­чер­та­но: МЕ­НЕ, МЕ­НЕ, ТЕ­КЕЛ, УПА­Р­СИН. Вот и зна­че­ние слов: МЕ­НЕ – ис­чис­лил Бог цар­ст­во твое и по­ло­жил ко­нец ему; ТЕ­КЕЛ – ты взве­шен на ве­сах и най­ден очень лег­ким; ПЕ­РЕС — раз­де­ле­но цар­ст­во твое и да­но Ми­дя­нам и Пер­сам. … В ту же са­мую ночь Вал­та­сар, царь хал­дей­ский, был убит, и Да­рий Ми­дя­нин при­нял цар­ст­во, бу­ду­чи ше­с­ти­де­ся­ти двух лет» (Дан. 5:18–31).

Эта речь яв­ля­ет­ся очень важ­ной для по­ни­ма­ния всей кни­ги. Как уже отмечалось выше, ос­нов­ное вни­ма­ние в ней сосредоточено имен­но на про­ро­чествах ис­то­ри­че­с­ко­го ха­рак­те­ра, су­дьбах царств и су­дьбах ми­ра, и здесь со­дер­жит­ся, ес­ли мож­но так вы­ра­зить­ся, фи­ло­со­фия ис­то­рии. Вся­кое цар­ст­во, вся­кое прав­ле­ние долж­но ­знать над со­бой ру­ку Бо­жию; вся­кое цар­ст­во, вся­кое гос­под­ст­во долж­но по­ни­мать ис­точ­ник цар­ст­ва и гос­под­ст­ва. Наполненный спесью и высокомерием, упи­ва­ю­щий­ся сво­ей вла­с­тью, гор­дя­щий­ся, не име­ет ни­ка­кой цен­но­с­ти в очах Бо­жи­их и под­ле­жит на­ка­за­нию и ра­зо­ре­нию. Един­ст­вен­ное цар­ст­во, ко­то­рое ус­то­ит, един­ст­вен­ное цар­ст­во, на­деж­да на ко­то­рое не по­сты­жа­ет­ся, есть цар­ст­во Бо­жие, ко­то­рое при­дет в кон­це и ко­то­рое бу­дет един­ст­вен­ным, бу­дет цар­ст­вом веч­ным. Все ви­де­ния про­ро­ка Да­ни­и­ла и те сны, ко­то­рые он тол­ку­ет, ка­са­ют­ся имен­но это­го, то есть не про­сто оче­ред­но­с­ти сме­ны ка­ких-то царств, но то­го, что все эти цар­ст­ва па­дут, ус­ту­пив ме­с­то от­кро­ве­нию Цар­ст­ва Не­бес­но­го.

Здесь есть не­ко­то­рая ис­то­ри­че­с­кая слож­ность. Де­ло в том, что кро­ме как из кни­ги про­ро­ка Да­ни­и­ла, мы ни­че­го не зна­ем о Да­рии Ми­дя­ни­не (Дан. 5:31). Пер­вый пред­ста­ви­тель Пер­сид­ской дер­жа­вы, с ко­то­рым мы встре­ча­ем­ся, – это Кир. Есть раз­ные объ­яс­не­ния это­му ме­с­ту, од­но из них на­и­бо­лее про­стое, что Да­рий есть иное имя са­мо­го Ки­ра, Да­рий – пер­сид­ское имя, оз­на­ча­ю­щее «об­ла­да­тель со­кро­ви­ща­ми, бо­гач». Эту точ­ку зре­ния под­тверж­да­ет то, что сам Кир был, по-ви­ди­мо­му, 62 лет, ког­да он за­хва­тил Ва­ви­лон (539 г. до Р. Х.). Но мо­жет быть, речь идет о не­ко­ем его пред­ше­ст­вен­ни­ке, хо­тя то, что го­во­рит­ся об ус­т­рой­ст­ве Да­ри­ем своей дер­жа­вы (он по­ста­вил 120 са­т­ра­пов и над ни­ми трех кня­зей (Дан. 6:1)), – совпадает с ме­ро­при­я­тиями, ко­то­рые бы­ли про­ве­де­ны Ки­ром.

Да­ни­ил во рву льви­ном

По­след­ний ис­то­ри­че­с­кий эпи­зод свя­зан уже с Пер­сид­ской дер­жа­вой и Да­ри­ем (Дан. 6 гл.). Да­ни­ил был по­став­лен од­ним из трех кня­зей, уп­рав­ля­ю­щих са­т­ра­па­ми, на мак­си­маль­но воз­мож­но вы­со­кой сту­пень­ке го­су­дар­ст­вен­ной ле­ст­ни­цы. Этим он вы­звал за­висть у сво­их кол­лег, но по­сколь­ку ни­ка­ко­го по­ро­ка и пре­гре­ше­ния, с точ­ки зре­ния за­ко­нов Пер­сид­ских, в нем най­ти бы­ло не­воз­мож­но, то они изо­б­ре­ли но­вый за­кон, ко­то­рый бы поз­во­лил, на­ко­нец, рас­пра­вить­ся с Да­ни­и­лом (Дан. 6:4–5). Они пред­ло­жи­ли ца­рю по­чув­ст­во­вать се­бя в ро­ли бо­же­ст­ва и за­пре­тить всем жи­те­лям дер­жа­вы в те­че­ние 30 дней об­ра­щать­ся с лю­бым про­ше­ни­ем, как к че­ло­ве­ку, так и к лю­бо­му бо­же­ст­ву, кро­ме как к са­мо­му ца­рю. Царь с удо­воль­ст­ви­ем со­гла­ша­ет­ся на та­кое по­ста­нов­ле­ние и че­рез не­ко­то­рое вре­мя ему ука­зы­ва­ют на Да­ни­и­ла, ко­то­рый не со­блю­да­ет это тре­бо­ва­ние и каж­дый день мо­лит­ся сво­е­му Бо­гу вме­с­то то­го, что­бы мо­лить­ся Да­рию. Сановники тща­тель­но сле­дят за тем, что­бы царь ис­пол­нил свой указ и Да­ни­ил был ввер­жен в ров ко львам.

Так и бы­ло со­вер­ше­но, при­чем, го­во­рит­ся о том, что царь весь­ма опе­ча­лил­ся и ночь про­вел без сна и с ут­ра по­бе­жал смо­т­реть на ос­тан­ки Да­ни­и­ла. Под­бе­жав к яме, он во­про­сил гром­ким го­ло­сом: «Да­ни­ил, раб Бо­га Жи­ва­го! Бог твой, Ко­то­ро­му ты не­из­мен­но слу­жишь, мог ли спа­с­ти те­бя от львов?»(Дан. 6:20). И Да­ни­ил, ко­то­рый был жив и здо­ров, воз­ве­с­тил: «Бог мой по­слал Ан­ге­ла Сво­е­го и за­гра­дил пасть львам, и они не по­вре­ди­ли м­не, по­то­му что я ока­зал­ся пред Ним чист, да и пе­ред то­бою, царь, я не сде­лал пре­ступ­ле­ния» (ст. 22). По­сле че­го Да­ни­и­ла из это­го рва поднимают, и ту­да бы­ли бро­ше­ны те, кто его к этой каз­ни при­го­во­рил. При­чем львы, су­дя по все­му, так про­го­ло­да­лись, что вра­ги Да­ни­и­ла не ус­пе­ли да­же до­ле­теть до дна ямы, как их уже рас­тер­за­ли и съе­ли.

По­сле это­го го­во­рит­ся, что Да­рий из­дал указ о том, что­бы во всех об­ла­с­тях по­чи­та­ли Бо­га Да­ни­и­ла (Дан. 6:26). Однако этот указ ни­как не от­вер­га­ет идо­ло­по­клон­ст­ва. Лег­кость, с ко­то­рой царь со­гла­сил­ся на то, что­бы ему воз­да­ва­ли бо­же­с­кие по­че­с­ти, по­ка­зы­ва­ет, что это по­чи­та­ние Бо­га Да­ни­и­ла бы­ло ни­чем не вы­ше, не креп­че, чем почитание дру­гих так на­зы­ва­е­мых бо­гов.

Ис­то­рия пре­бы­ва­ния Да­ни­и­ла во рву льви­ном по­вто­ря­ет­ся в кни­ге про­ро­ка Да­ни­и­ла еще раз в не­ка­но­ни­че­с­ком при­бав­ле­нии (Дан. 14:31–42).

Наши рекомендации