Рассмотрение и утверждение бюджетов

Изучаемые вопросы

Этапы рассмотрения и утверждения проекта бюджета.

Теоретические положения

Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думе проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 26 августа.

Государственная Дума, следуя традиционному подходу для всех демократических государств, рассматривает проект закона о федеральном бюджете на очередной год в трех чтениях.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает конкретизированный порядок рассмотрения и утверждения проекта закона о федеральном бюджете на очередной год в каждом из чтений.

В случае принятия закона о федеральном бюджете на очередной год Государственной Думой закон передается Совету Федерации.

Совет Федерации рассматривает закон о федеральном бюджете в течение 14 дней. В случае его одобрения – закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации он направляется в согласительную комиссию. Согласительная комиссия выносит его на повторное рассмотрение Государственной Думой, которая рассматривает закон в одном чтении. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон о федеральном бюджете считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Думы.

Если закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год не вступает в силу до начала года (в случае непринятия Думой проекта закона о федеральном бюджете до 1 декабря текущего года, а также в случае невступления в силу закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год по другим причинам до 1 января очередного года), Дума может принять закон о финансировании расходов из федерального бюджета в первом квартале очередного финансового года.

Правительство РФ, органы власти субъектов РФ и местного самоуправления вносят уточненный проект бюджета на рассмот­рение в соответствующий представительный орган. По всем во­просам работы с бюджетом органы представительной власти раз­ных уровней образуют специальные комитеты и комиссии. Так, в Государственной Думе создан Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам; в Совете Федерации – Комитет Совета Федерации по бюджету, налоговой политике, финансовому, ва­лютному и таможенному регулированию, банковской деятель­ности. Эти комитеты рассматривают предложения по бюджету других комитетов и комиссий Федерального Собрания, которые выносят сводное заключение и представляют его на рассмотрение Государственной Думы. Одновременно ЦБР представляет Думе согласованный с Правительством РФ проект основных направлений денежно-кредитной политики.

Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект закона о федеральном бюджете на очередной фи­нансовый год не позднее 15 августа текущего года. В случае воз­никновения существенных разногласий по проекту бюджета орга­ны власти разных уровней образуют согласительную комиссию.

Государственная Дума рассматривает проект закона о фе­деральном бюджете в нескольких чтениях:

• В первом чтении проект Федерального закона о Федеральном бюджете рассматривается в течение 30 дней. Депутаты обсуждают концепцию бюджета и прогноз социально-экономического развития РФ на следу­ющий год, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотноше­ниям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, про­ект программы государственных внешних заимствований РФ, а также основные характеристики федерального бюджета. В случае отклонения проекта федерального закона о бюд­жете Государственная Дума может либо передать законопро­ект в согласительную комиссию, состоящую из представите­лей Совета Федерации и Правительства РФ, либо поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

• Во втором чтении проект Федерального закона о Федеральном бюджете рассматривается в течение 35 дней со дня его принятия в первом чтении. Во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональ­ной классификации расходов бюджетов РФ в пределах об­щего объема федерального бюджета. Именно в этом чте­нии Дума направляет в субъекты РФ сведения о распреде­лении доходов от федеральных налогов и сборов между бюд­жетами РФ, а также о размере федерального фонда финан­совой поддержки субъектов РФ и распределении его между субъектами. Если проект бюджета отклонен во втором чте­нии, он также передается в согласительную комиссию.

• В третьем чтении проект Федерального закона о Федеральном бюджете рассматривается в течение 15 дней со дня его принятия во втором чтении. При рассмотрении проекта о бюджете в третьем чтении утверждаются расходы бюджета по подразделам функцио­нальной классификации расходов и главным распорядите­лям средств.

Принятый Думой закон о федеральном бюджете передается в Совет Федерации в те­чение 5 дней после его принятия. Совет Федерации рассмат­ривает федеральный закон о федеральном бюджете в тече­ние 14 дней на предмет его одобрения. Одобренный Сове­том Федерации закон в течение 5 дней направляется Пре­зиденту РФ для его подписания и обнародования.

В случае отклонения федерального закона Советом Феде­рации он направляется в согласительную комиссию, которая вносит на повторное рассмотрение Думой закон о федераль­ном бюджете в течение 10 дней. В случае несогласия Государ­ственной Думы с решением Совета Федерации закон о феде­ральном бюджете считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Думы.

Наши рекомендации