Понятие коммуникации и социальной коммуникации: общее и особенное

Экзаменационный билет № 1

Объект и предмет дисциплины «Основы теории коммуникации».

Объектомтеории коммуникации, или гуманитарно-социальной коммуникологии, является именно социальная коммуникация,т.е. коммуникация в человеческом обществе, или «Human communication». В широком смысле социальная коммуникация понимается как «осознанный или неосознанный, с намерением или без намерения процесс, в котором чувства или идеи выражаются в вербальных или невербальных сообщениях на внутриличностном, межличностном и общественном (социальном) уровнях»

В широком смысле предметтеории коммуникации – это социальные (в широком понимании), психологические, семиотические и другие явления, процессы и отношения, возникающие между различными субъектами в процессе коммуникации, общения, обмена информацией (смыслами), т.е. в процессе их взаимодействия

Особенности предмета (точнее «предметного поля») гуманитарно-социальной коммуникологии заключаются в том, что он имеет междисциплинарный характер. Как самостоятельная наука, имеющая свой отдельный предмет исследования, она возникла в результате теоретического синтеза, интеграции философии, социологии, психологии, семиотики, культурной и социальной антропологии, политологии, культурологии и др. гуманитарных и технических наук.

Модели массовой коммуникации и их значение.

(Главное про Лассуэлла и Шрамма сказать, до остальных теорий может не дойти)

14. Социально - психологическая модель массовой коммуникации Ю.В. Воронцова

15. Социологическая модель массовой коммуникации А. Н. Алексеева

16. Модель массовой коммуникации Мелвина де Флера

17. Психологическая модель массовой коммуникации Герберта Малецке

18. Социологическая модель массовой коммуникации Джона и Матильды Райли

19. Модель массовой коммуникации Уилбура Шрамма

20. Модель массовой коммуникации Лассуэлла

21. Модель массовой коммуникации Лазарсфельда

Экзаменационный билет № 2

Понятие коммуникации и социальной коммуникации: общее и особенное.

Коммуникация (от лат. communicatio – сообщение, передача; communicare – делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать)

В настоящее время термин «коммуникация» интерпретируется как: 1) средства связи любых объектов материального или духовного мира; 2) общение, передача информации от человека к человеку (межличностная коммуникация); 3) передача и массовый обмен информацией в обществе с целью воздействия на него (массовая коммуникация)

По мнению Ф.И. Шаркова, первый подход ориентирован на изучение коммуникативных средств, второй – межличностных коммуникаций, третий – на проблемы воздействия массовой коммуникации на развитие общественных отношений. Под коммуникацией в широком смысле он понимает и систему, в которой осуществляется взаимодействие, и процесс взаимодействия, испособы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию»

Впервые в научный оборот понятие «communication» (и «mass-communication») ввел американский социолог Чарльз Хортон Кули (1864–1929) в 20-е гг. прошлого века. Ч.Х. Кули определял коммуникацию как «механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений», и этот механизм включает в себя все мыслительные символы (символы сознания) и средства их передачи в пространстве и сохранения во времени. В широком понимании коммуникация «включает в себя выражение лица, позы и жесты, тон голоса, слова, письменные и печатные документы, железные дороги, телеграф, телефон и любые прочие достижения в области покорения пространства и времени»

Английский ученый Колин Черри определяет социальную коммуникацию как «социальное объединение индивидов с помощью языка или знаков, установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности. Коммуникация – это то, что связывает любой организм воедино»

В широком смысле социальная коммуникацияпонимается «как процессы социального взаимодействия между людьми как объектами и субъектами социальных процессов, взятых в их информационно-знаковом аспекте». В более узком смысле объектом теории коммуникации является именно социальная коммуникация как «субъект-субъектное взаимодействие, опосредованное информацией, имеющей смысл для обоих субъектов».

Объектомтеории коммуникации, или гуманитарно-социальной коммуникологии, является именно социальная коммуникация,т.е. коммуникация в человеческом обществе, или «Human communication». В широком смысле социальная коммуникация понимается как «осознанный или неосознанный, с намерением или без намерения процесс, в котором чувства или идеи выражаются в вербальных или невербальных сообщениях на внутриличностном, межличностном и общественном (социальном) уровнях»

В этой предельно широкой дефиниции социальной коммуникации содержится несколько моментов: 1) процессуальность; 2) наличие определенной цели, намеренность, сознательность, или интенциональность коммуникации; 3) ее форма (вербальные, опосредованные словом, и невербальные – без слов – знаковые средства кодирования информации); 4) ее уровень (участники коммуникации: коммуникация с самим собой, между двумя индивидами, в больших и малых группах, коммуникация, направленная на массовую аудиторию).

Социальная коммуникация – движение знаний, эмоциональных переживаний, волевых воздействий; это движение смыслов в социальном времени и пространстве. Социальная коммуникация отличается процессуальностью, целесообразностью, функциональностью, длительностью, динамизмом, направленностью, интерактивностью, необратимостью, контекстуальностью,иногда – конструктивностью (она всегда происходит в определенных пространственно-временных и социокультурных условиях, в определенной ситуации, т.е. в каком-то контексте). Ситуационными характеристиками, воздействующими на коммуникацию, являются следующие: знакомая-незнакомая, формальная-неформальная, ориентированная на выполнение дела или на общение, поверхностная – интимная)

Коммуникация всегда имеет знаково-символический характер, т.е. передаваемая информация, сообщение кодируются при помощи каких-либо знаковых средств или сигналов (в словах, изображениях, формулах, звуках, картинах, взглядах и жестах, цветах одежды, байтах, символах, других средствах культуры). Родоначальник интерпретативной антропологии, американский теоретик культуры Клиффорд Гирц (1926–2006) подчеркивал символичность человеческого поведения, которое имеет смысл, что-то означает для тех, кто принимает в нем участие. Человек живет в «паутине значений», представляющей собой систему смыслов, которые ориентируют его по отношению к другим и в окружающем мире. Коммуникация – это «передача информации, идей, оценок или эмоций от одного человека (или группы) к другому (или другим) главным образом посредством символов»

Коммуникация связана с информацией (см. главу 7, параграф 7.4). Социальная коммуникация – специфический обмен информацией, в результате которого происходит процесс передачи информации интеллектуального и эмоционального содержания от отправителя к получателю

Основными функциями социальной коммуникации являются:

информационная (передача информации);

экспрессивная (способность выражать не только смысловую, но и оценочную информацию);

прагматическая (способность передавать коммуникационную установку, предписывающую определенное воздействие на адресата в конкретной ситуации);

взаимодействия(передача и восприятие информации, формирование значений) и воздействия;

репрезентативная.

Специализированными функциями коммуникации являются: контактоустанавливающая; самопрезентации; аппелятивная; побудительная; волеизъявительная; регулирующая; ритуальная; перформативная

По мнению профессора Техасского университета Сан-Маркос Стивена Биби, объектом самой социальной коммуникации является сообщение, а ее предметом – социальные отношения, возникающие по поводу и в связи с сообщениями

Наши рекомендации