Функциональные подсистемы ЭИС
Функциональная подсистема ЭИС представляет собой комплекс экономических задач с высокой степенью информационных обменов (связей) между задачами. При этом под задачей будем понимать некоторый процесс обработки информации с четко определенным множеством входной и выходной информации (например, начисление сдельной заработной платы, учет прихода материалов, оформление заказа на закупку и т.д.).
Состав функциональных подсистем во многом определяется особенностями экономической системы, ее отраслевой принадлежностью, формой собственности, размером, характером деятельности предприятия.
Функциональные подсистемы ЭИС могут строиться по различным принципам:
· предметному;
· функциональному;
· проблемному;
· смешанному (предметно-функциональному).
Так, с учетом предметной направленности использования ЭИС в хозяйственных процессах промышленного предприятия выделяют подсистемы, соответствующие управлению отдельными ресурсами:
· управление сбытом готовой продукции;
· управление производством;
· управление материально-техническим снабжением;
· управление финансами;
· управление персоналом.
При этом в подсистемах рассматривается решение задач на всех уровнях управления, обеспечивая интеграцию информационных потоков по вертикали. Примеры представлены в табл. 2.1.
Для реализации функций управления выделяют следующие подсистемы:
· планирование;
· регулирование (оперативное управление);
· учет;
· анализ.
Таблица 2.1 Решение задач функциональных подсистем
Уровни управления | Функциональные подсистемы | |||
Сбыт | Производство | Снабжение | Финансы | |
Стратегический уровень | Новые продукты и услуги. Исследова- ния и разра- ботки | Производст- венные мощности. Выбор технологии | Материаль- ные источ- ники. Товарный прогноз | Финансовые источники. Выбор моде- ли уплаты налогов |
Тактический уровень | Анализ и планиро- вание объемов сбыта | Анализ и планиро- вание производст- венных программ | Анализ и планиро- вание объемов закупок | Анализ и планиро- вание денежных потоков |
Оперативный уровень | Обработка заказов клиентов. Выписка счетов и накладных | Обработка производст- венных заказов | Складские операции. Заказы на закупку | Ведение бухгалтерс- ких книг |
Примером применения подхода к выделению функциональных подсистем на основе функций управления может служить многопользовательский сетевой комплекс (МСК) полной автоматизации корпорации «Галактика» (АО «Новый атлант»), который включает 4 контура автоматизации в соответствии с функциями управления (табл. 2.2):
· контур планирования;
· контур оперативного управления;
· контур учета и контроля;
· контур анализа.
Проблемный принцип формирования подсистем отражает необходимость гибкого и оперативного принятия управленческих решений по отдельным проблемам в рамках СППР, например решение задач бизнес-планирования, управления проектами. Такие подсистемы могут реализовываться в виде локальных информационных систем, импортирующих данные из корпоративной информационной системы (например, система бизнес-планирования на основе ППП Project-Expert), или в виде специальных подсистем в рамках корпоративной ЭИС (например, информационной системы руководителя).
Таблица 2.2 Функциональные подсистемы МСК «Галактика»
Контур планирования | Контур оперативного управления | Контур учета и контроля | Контур анализа |
• Стратегическое планирование • Финансовое планирование, бюджет • Планирование маркетинговых компаний • Производственное планирование • Планирование себестоимости • Календарно-сетевое планирование • Планирование инфраструктуры предприятия • Оценка ресурсов • Баланс мощностей | • Управление договорами • Управление финансами • Управление производством • Управление закупками • Управление запасами • Управление продажами • Управление себестоимостью • Мониторинг качества • Управление персоналом • Управление делопроизводством • Управление консигнацией и розницей • Управление автотранспортом | • Контроль планов и качества • Банковские, кассовые, валютные операции • Контроль исполнения бюджета • Учет материальных ценностей • Учет основных средств и нематериальных активов • Учет труда и заработной платы • Учет фактических затрат • Сводная и консолидированная отчетность | • Анализ выполнения планов • Финансовый анализ • Анализ оборотных средств • Анализ себестоимости • Маркетинговый анализ • Анализ качества и рекламаций |
На практике чаще всего применяется смешанный предметно-функциональный подход, согласно которому построение функциональной структуры ЭИС - это разделение ее на подсистемы по характеру хозяйственной деятельности, которое должно соответствовать структуре объекта и системе управления, а также характеру выполняемых функций управления. Используя этот подход, можно выделить следующий типовой набор функциональных подсистем в общей структуре ЭИС предприятия.
Функциональный принцип:
· перспективное развитие (ПР);
· технико-экономическое планирование (ТЭП);
· бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности (БУ и АХД).
Предметный принцип (подсистемы управления ресурсами):
· техническая подготовка производства (ТПП);
· управление основным производством (УОП);
· управление вспомогательным производством (УВП);
· управление качеством продукции (УКП);
· управление материально-техническим снабжением (УМТС);
· управление реализацией и сбытом готовой продукции (УС);
· управление кадрами (УК).
Подсистемы, построенные по функциональному принципу, охватывают все виды хозяйственной деятельности предприятия (производство, снабжение, сбыт, персонал, финансы). Подсистемы, построенные по предметному принципу, относятся в основном к оперативному уровню управления ресурсами. Рассмотрим структуру подсистем ЭИС, выделенных по функционально-предметному принципу, более подробно (рис. 2.3).
Целью создания подсистемы «Перспективное развитие» являются прогнозирование и стратегическое планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на ближайшую и отдаленную перспективу. В подсистеме проводятся следующие исследования: рынка сбыта продукции, развития технологий производства и сырьевого рынка, собственных резервов, направлений реконструкции и модернизации предприятия, территориального распределения и нового строительства экономических объектов и др. Проведение перспективных исследований предполагает решение задач долгосрочного прогноза (10 - 20 лет) и разработки перспективного плана (на 5 лет) на основе аналитических данных, подготавливаемых в подсистеме «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности», за ряд лет. Результаты решения задач подсистемы «Перспективное развитие» используются прежде всего при решении задач технико-экономического планирования и технической подготовки производства. В подсистеме «Техническая подготовка производства» автоматизируются функции управления процессом проектирования, изготовления и внедрения новых конструкций изделий, оснастки, инструмента или модернизации действующего производства, а также выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Основной целью создания подсистемы ТПП являются сокращение сроков подготовки и выпуска новой продукции, модернизация освоенной продукции, минимизация материальных, трудовых и финансовых затрат на их выпуск. К задачам, решаемым в подсистеме, относятся: конструирование новых видов изделий и получение их чертежей, разработка технологической документации по их изготовлению и организация их производства. В подсистеме ТПП используются прогнозные и плановые данные подсистемы ПР и текущие аналитические данные подсистемы БУ и АХД. Результаты решения задач подсистемы используются в подсистемах технико-экономического планирования, управления ресурсами, бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности.
Рис. 2.3. Структура функциональных подсистем ЭИС, выделенных по функционально-предметному принципу
Целью выделения подсистемы «Технико-экономическое планирование» является формирование годовых производственных программ на основе использования экономико-математических методов, позволяющих увязывать прогнозируемый объем сбыта продукции с имеющимися производственными мощностями, материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, а также распределение годовой производственной программы по плановым периодам. В результате технико-экономического планирования составляется комплекс планов сбыта, основного и вспомогательного производства, материально-технического снабжения, управления качеством, использования финансовых средств, набора кадров и т.д. Технико-экономическое планирование осуществляется на основе данных, получаемых в подсистемах ПР, ТПП, БУ и АХД. Результаты технико-экономического планирования непосредственно используются в подсистемах управления ресурсами.
Подсистема «Управление реализацией и сбытом готовой продукции» предназначена для оперативного управления сбытом продукции в соответствии с технико-экономическим планом, определенным портфелем договоров и заказов, пропускной способностью каналов сбыта, перечнем номенклатуры товаров и производственными возможностями. Целью создания подсистемы «Управление сбытом готовой продукции» является комплексная автоматизация задач оперативного планирования, учета, контроля, анализа и регулирования процесса реализации готовой продукции, в том числе: формирование, контроль и анализ графика отгрузки готовой продукции; анализ и регулирование портфеля заказов; анализ и регулирование запасов готовой продукции на складе и т.д. Результаты решения задач подсистемы УС поступают для учета в подсистему БУ и АХД, в подсистему оперативного управления основным производством для формирования и контроля за производственными заданиями, в другие подсистемы управления ресурсами.
В подсистеме «Управление основным производством» решаются задачи оперативного планирования, учета и регулирования выполнения производственных заданий, которые последовательно формируются в соответствии с технологическим процессом обработки сырья, материалов, полуфабрикатов для изготовления готовой продукции. Целью подсистемы УОП является обеспечение выполнения заказов на выпуск готовой продукции при полном и эффективном использовании оборудования, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, максимальном сокращении длительности производственного цикла и объема незавершенного производства. Решение задач УОП предполагает разработку календарно-плановых нормативов; составление плановых заданий на общезаводском, межцеховом и внутрицеховом уровнях; оперативный учет и анализ; диспетчерское регулирование производства. Выходные данные подсистемы УОП учитываются в подсистеме БУ и АХД, используются для формирования и контроля заказов на закупку материалов и комплектующих деталей в подсистеме УМТС, а также в других подсистемах оперативного управления ресурсами.
Основной целью подсистемы «Управление материально-техническим снабжением» является оперативное обеспечение потребностей производства в материальных ресурсах при минимальных затратах на их приобретение, транспортировку и хранение. Автоматизации подлежат задачи оперативного планирования и учета материальных ресурсов, таких как: расчет потребности в сырье, материалах, полуфабрикатах, комплектующих изделиях на производственные задания; заключение договоров и оформление заказов на поставку необходимой продукции; формирование, контроль и анализ графика снабжения; анализ и регулирование запасов сырья и комплектующих деталей на складах и т.д. Результаты решения задач этой подсистемы используются в других подсистемах управления ресурсами и в подсистеме БУ и АХД.
Целью создания подсистемы «Управление качеством продукции» является автоматизация задач оперативного планирования, регулирования, учета и анализа качества продукции, к которым относятся следующие задачи: оперативное планирование объема выпуска продукции по категориям качества; расчет оптимальных значений показателей качества; диагностика показателей качества и надежности изделий; оперативный учет брака; оперативный учет сдачи бездефектной продукции; оперативный учет рекламаций и претензий к качеству; оперативный учет качества труда работников. При решении задач данной подсистемы необходима информация из подсистем УС, УОП, УМТС, УВП, УК, которым, в свою очередь, передаются данные о результатах проверки качества. Результаты решения задачи учитываются в подсистеме БУ и АХД.
Подсистема «Управление вспомогательным производством» предназначена для автоматизации оперативного управления инструментальным производством, ремонтным и транспортным хозяйством и энергетическим обеспечением предприятия. Целью разработки подсистемы является автоматизация трудоемких расчетов по оперативному планированию и регулированию в инструментальном, ремонтном производствах и транспортном хозяйстве. Деятельность вспомогательных служб предприятия планируется и регулируется на основе потребностей основного производства, материально-технического снабжения и сбыта. Данные подсистемы УВП используются в подсистемах УКП, УК и учитываются в подсистеме БУ и АХД.
Подсистема «Управление кадрами» предназначена для реализации функций оперативного планирования и учета личного состава, учета и функционального анализа движения кадров, повышения квалификации кадров и т.д. Подсистема имеет двухсторонние связи со всеми подсистемами оперативного управления ресурсами. Выходные данные подсистемы используются в подсистеме БУ и АХД при учете труда и заработной платы.
Целью создания подсистемы «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности» служат повышение оперативности и достоверности учетной информации, расширение и усиление аналитических и контрольных функций учета. В подсистеме объединены оперативный, бухгалтерский и управленческий виды учета благодаря использованию общего плана счетов. В подсистеме автоматизируются задачи учета основных средств, труда и расчета заработной платы; учета основного производства, материалов, затрат на производство; учета готовой продукции; сводного учета и составления отчетности; финансовые расчеты. В процессе обработки информации данная подсистема получает информацию из подсистем оперативного управления ресурсами для собственно учета операций ПР и ТЭП для анализа хозяйственной деятельности предприятия, а также осуществляет информационное обеспечение подсистем ПР, ТПП, ТЭП.