Подготовка учителя к использованию ТСО в учебно-воспитательном процессе

При подготовке учителя к занятиям с детьми с ис­пользованием ТСО ему необходимо проделать большую работу и учесть не только то, что изложено в предыдущей главе, но и це­лый ряд других моментов.

Педагогическая деятельность включает: познавательный, конст­руктивный, организаторский и коммуникативный компоненты, проявляющиеся и при использовании ТСО.

Познавательная деятельность, направленная на изучение возмож­ностей, форм и методов включения ТСО в учебно-воспитательный процесс, определяет все последующие компоненты деятельности учителя при применении ТСО в этом процессе.

Конструктивная деятельность связана с отбором, композици­ей, проектированием учебно-воспитательного материала. Опира­ясь на учебные планы, программы, учебники, методические посо­бия и руководства, определяющие общие рамки процесса обуче­ния, преподаватель в то же время преобразует, творчески строит, конструирует его программу с учетом стоящих перед ним задач и конкретных условий, возможностей и интересов учащихся, сво­их личных возможностей

Организаторская деятельность учителя, осуществляемая в ходе обучения, предполагает организацию преподавательской деятель­ности и деятельности обучаемых. Применение ТСО позволяет твор­чески подойти к решению организационных вопросов. Здесь могут быть применены как информационные, так и контролирующие и ин­формационно-контролирующие ТСО.

Коммуникативная деятельность, охватывающая область взаи­моотношений преподавателя и обучающихся, при использовании ТСО также претерпевает определенные изменения. Вместо диало­га преподаватель - учащийся, чаще всего словесного характера, появляется возможность организовать рациональную коммуника­цию педагога с учащимся посредством ТСО. ТСО снимают элемен­ты напряженности, часто возникающие у учеников при непосред­ственном взаимодействии с учителем (воспитателем), смысловые барьеры, расширяют диапазон контактов и вариантов взаимодей­ствия, особенно при изготовлении пособий для ТСО и использо­вании ПК.

Типичные педагогические ошибки, снижающие эффективность применения технических средств:

а) недостаточная методическая подготовленность учителя;

б) неправильное определение дидактической роли и места аудио­
визуальных пособий на уроках, несоответствие выразительных возможностей аудиовизуальных средств их дидактической значимости;

в) бесплановость, случайность их применения;

г) перегруженность урока демонстрацией (прослушиванием),
превращение его в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную
композицию.

При подготовке к уроку или внеклассному занятию с использо­ванием ТСО учитель прежде всего смотрит учебную программу, учебники и дополнительные пособия, выясняет наличие технической аппаратуры, степень ее исправности и проверяет имеющиеся к ней необходимые по теме урока (занятия) дидактические материалы: ди­апозитивы, кодосхемы, кино- и видеофильмы и т. п., устанавливает аппаратуру в нужном кабинете или делает соответствующую заявку в технический центр школы. До урока или занятия необходимо про­слушать и просмотреть весь отобранный материал, так как не всегда тема пособия соответствует его содержанию. Нередко из всего филь­ма учителю нужно всего несколько кадров; или же визуальный ряд экранного средства удовлетворяет требованиям учителя в соответ­ствии с темой, структурой урока и другими условиями, но текст под­писей или дикторский комментарий надо убрать, и т. д.

При просмотре информационных материалов следует провести хронометраж, чтобы определить время, необходимое для демонст­рации этих средств обучения.

Затем определяют главное - с какой целью, для решения каких задач будет использовано выбранное экранное, звуковое или экранно-звуковое средство; в какой части урока наиболее целесооб­разно показать этот материал: для постановки проблемы в начале урока, в качестве иллюстративного материала при изложении но­вой темы, при закреплении нового материала, в целях активизации познавательной деятельности учащихся и организации их самосто­ятельной работы или при проверке домашнего задания.

Место технических средств на занятиях, продолжительность их использования во многом определяются индивидуальными особенностями обучаемых детей, стилями их учебной деятельности.

При использовании ТСО в практике работы важно понять, что эк­ранные, звуковые и экранно-звуковые средства надо применять лишь в тогда, когда это методически оправданно, ибо это непростые и достаточно дорогостоящие средства, требующие от учителя, особенно при первых попытках их использования, дополнительного времени и уси­лий. Чрезмерное насыщение ими уроков в ущерб проработке основных идей изучаемой темы, их осмыслению, упражнениям, самостоятельным работам и т. п. приводит к нежелательным результатам.

Для правильного использования ТСО необходимо установить взаимосвязь с другими средствами обучения, применяемыми на уро­ке. От того, насколько удачной будет взаимосвязь всех этих средств, во многом зависит эффективность учебного процесса. Найти воз­можность выполнить логический переход от одного средства обучения к другому, ввести в урок именно те средства, которые вместе с ТСО могут дать наибольший эффект, определить оптимальный вариант сочетания различных средств - важнейшие положения при­менения ТСО, требующих опыта и мастерства.

Наши рекомендации