Сущность оценки реализации стратегий

ВВЕДЕНИЕ

Выбор стратегии является непростой задачей, но еще более сложным является подбор соответствующих инструментов для контроля за ходом стратегии и оценки ее результатов.

Выработка стратегии позволяет организации определить направление и способ ее движения к целям, выполнение стратегии создает условия для того, чтобы организация могла реализовать свою стратегию. В связи с тем, что деятельность предприятий ведется в очень изменчивой среде, перед управлением стоит весьма серьезная задача осуществления контроля за тем, насколько успешно движется организация к своим целям, а также определения того, сумеет ли она их достичь.

Непрерывное изменение законодательства, социальных ценностей, технологий, конъюнктуры рынка и других переменных величин окружающей среды могут в короткое время превратить задуманное в нечто совершенно недостижимое.

Для того чтобы подготовиться и отреагировать должным образом на подобные изменения, организация нуждается в эффективном механизме оценки воздействия всех этих факторов.

Этап «оценки и контроля» замыкает процесс стратегического управления в непрерывный цикл. Основные цели контроля заключаются в обеспечении единства решения и исполнения, предупреждении возможных ошибок и недоработок, своевременном выявлении отклонений от заданного направления, эффективном достижении поставленных задач в установленные сроки и т.п.

Выбор адекватных средств стратегического контроля позволяет уменьшить затраты на реализацию стратегии и сократить время на переформатирование работы корпорации.

Сущность оценки реализации стратегий

Оценка стратегии, являясь заключительным этапом стратегического планирования, продолжается на всех этапах реализации стратегии.

Оценка реализации стратегий служит инструментом мониторинга. При этом следует иметь в виду, что критерии и методы оценки постоянно совершенствуются, поскольку сами стратегии претерпевают существенные изменения и уточнения.

Процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии.

Оценка реализации стратегии может производиться по двум направлениям:

1. Оценка выработанных конкретных стратегических вариантов для определения их оптимальности для поставленных задач, а также их осуществимости, приемлемости и последовательности для организации.

2. Сравнение результатов реализации стратегии с уровнем достижения целей.

Эффективная система оценки для её успешной реализации требует наличия четырех основных компонентов:

1. Мотивация для оценки. Прежде чем производить оценку, у руководителя организации должно возникнуть желание оценить свои показатели или стратегию, которую он или его команда собираются реализовать. Такое стремление обусловлено осознанием необходимости достижения соответствия между организацией и предложенной стратегией. Существует и другой потенциальный мотивирующий фактор: надежда руководителя на вознаграждение в соответствии с объективно оцененными критериями реализуемой им стратегии.

2. Информация для оценки. Другим требованием достоверности оценки является информация в удобной для использования форме, дабы оценить выбранную стратегию и ее последствия после реализации. При этом необходима эффективная система сбора и обработки управленческой информации, а также полная и объективная картина сведений об альтернативах и возможных результатах их реализации.

3. Критерии оценки. Для оценки стратегий существуют определенные критерии, которые могут быть сгруппированы следующим образом:

a) Последовательность осуществления стратегии. Стратегия определяется целью верхнего уровня, а потому и не должна содержать несогласованные цели более низкого уровня.

b) Согласованность с требованиями среды. Стратегия должна соответствовать внешней обстановке, происходящим в ней критическим изменениям.

c) Осуществимость стратегии. Стратегия должна соответствовать доступным ресурсам, не создавая нерешаемых проблемы в будущем.

d) Приемлемость для стейкхолдеров, т.е. необходимо соответствие ожиданиям конкретных групп поддержки.

e) Преимущество по отношению к конкурентам. Стратегия должна быть устойчива в конкурентной среде, то есть поддерживать конкурентное преимущество в определённой области.

4. Решения по результатам оценки стратегии. Оценка сама по себе не является завершающим этапом, поскольку должна направлять в нужное русло решения о выборе стратегических альтернатив. Должны быть разработаны соответствующие системы корректирующих действий, основанные на оценке представленной информации о ходе реализации стратегии.

Существует несколько характеристик критериев оценки стратегии:

1. Последовательность осуществления стратегии. Важнейшей функцией стратегии является гармонизация деятельности всех сторон и частей организации. Для анализа эффективности и согласованности поставленных целей необходимо выявить:

a) Существуют ли проблемы координации и планирования сами по себе или они являются результатом деятельности людей?

b) Успех одной организационной единицы (подразделения) означает провал для другой?

c) Проблемы текущей деятельности представляются для решения высшему звену управления, несмотря на делегирование полномочий нижестоящим звеньям структуры организации?

d) Гармонирует ли стратегия с ценностями организации?

2. Согласованность с требованиями среды. Способ взаимоотношения компании с окружающей средой имеет два аспекта: компания должна соответствовать среде, приспосабливаясь к ней, и в то же время конкурировать с другими фирмами, которые также стремятся приспособиться. Для оценки степени согласованности целесообразно знать:

a) Насколько полно данный вариант стратегии адресован определенным в стратегическом анализе проблемам? Использует ли стратегия сильные стороны компании и возможности среды и насколько эффективно?

b) Соответствует ли стратегия организационным целям?

c) Обладает ли стратегия достаточной гибкостью для того, чтобы иметь дело с быстро изменяющейся обстановкой?

3. Реалистичность осуществления стратегии. Основная проблема здесь состоит в том, жизнеспособна ли стратегия, опирающаяся на имеющиеся в распоряжении технологические, трудовые и финансовые ресурсы.

4. Преимущество по отношению к конкурентам.

Конкурентное преимущество может быть отнесено к одной из трех областей: превосходящие ресурсы, превосходящие навыки или лучшее положение.

Первые две представляют способность предприятия сделать больше и лучше, чем конкуренты. Преимущество в положении может быть достигнуто предвидением, неординарными навыками, ресурсами или же просто удачей. После завоевания хорошего положения его необходимо удерживать.

В оценке реализации стратегии существуют определенные трудности. Они могут быть представлены следующими причинами:

1. Необходимая для оценки стратегии информация может быть недоступна нерелевантна, либо же несвоевременна. Следует взять во внимание, что оценка стратегии ни в коем разе не может быть качественнее информации, на которой она основана.

2. Существование значительного различия во мнениях о том, по каким критериям следует оценивать стратегии. Это может стать политизированным процессом.

3. Определение количества необходимого объема информации для создания реалистичных прогнозов прибыльности.

4. Нежелание руководства проводить систематическую деятельность по оценке из-за непроизводительности и неэффективности тактического планирования.

5. Принятый принцип оценки может быть слишком сложным.

Для того чтобы быть эффективной:

- оценка реализации стратеги должна проводиться системно и непрерывно;

- процесс оценки должен охватывать все уровни сверху вниз.

Внешняя эффективность стратегии отражает степень соответствия деятельности предприятия требованиям внешней среды: доля рынка и ее динамика, объем продаж и его динамика, чистая прибыль, рентабельность продаж и т.п.

Внутренняя эффективность стратегии отражает эффективность реализуемых внутри предприятия процессов преобразования ресурсов в товар и во многом определяется уровнем издержек производства и сбыта: производительность, материалоемкость, фондоемкость, энергоемкость, рентабельность продукции, текучесть кадров и т.п.

Анализ этих показателей может и должен дополняться оценкой показателей, характеризующих «силу бизнеса»: курсовая стоимость акций, норма дивидендов, доход в расчете на одну акцию.

Качественные критерии эффективности стратегии: способность привлечь высококвалифицированных специалистов, углубление знаний о рынке, снижение степени воздействия внешних угроз, использование вновь открывающихся возможностей во внешней среде.


Наши рекомендации