Цели внедрения процессного подхода
· Ориентация деятельности на результат, полезный для клиента
· Повышение согласованности действий между подразделениями
· Оптимизация документооборота
Процессный подход базируется на нескольких основных принципах:
· Восприятие бизнеса как системы – развитие компании происходит по законам сложных систем.
· Восприятие деятельности как процесса – любую деятельность рассматривают как процесс, следовательно, ее можно улучшить.
· Стандартизация и прозрачность ответственности – за создание системы качества на предприятии и управление качеством отвечает Высшее руководство.
· Организация управляет бизнес-процессами (т.е. планирует, контролирует, анализирует и улучшает их).
Преимущества процессного подхода:
• Клиенто-ориентированность - ориентация на требования клиента и их реализацию
• Высокая адаптивность деятельности к изменениям внешней среды, непрерывное совершенствование процессов и их результатов
• Повышение ответственности сотрудников, максимальное использование их потенциала
• повышение гибкости бизнеса
• сокращение времени реакции на изменения рынка и внешней среды
• улучшение результатов деятельности организации
Изменения в структуре управления при процессном подходе:
• добавляются механизмы управления процессами – управленческие роли, отвечающие за процесс: владелец процесса и менеджер процесса.
• конечные исполнители получают двойную подчиненность:
• функциональное подчинение в традиционной иерархической структуре.
• оперативное подчинение менеджеру процесса в рамках выполнения работ по процессу.
• структура управления соответствует структуре процессов.
При внедрении процессного подхода, ожидают решения следующих проблем:
• Повышение управляемости организации (улучшение системы отчетности, создание прозрачной системы управления, ускорение процедур принятия управленческих решений)
• Снижение влияния человеческого фактора при управлении организацией и выполнении отдельных операций внутри бизнес-процессов.
• Снижение затрат.
Существует несколько взглядов на состав функций управления, наиболее признанными считаются следующие функции - планирование, организация, мотивация и контроль. Эти четыре первичных функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения.
С точки зрения процессного подхода, организация представляет собой набор процессов, а управление организацией - управлением процессами.
При функциональном подходе - организация - это набор функций, а управление организацией – управлением функциями.
Совершенствуя бизнес-процессы, организация способна значительно повысить эффективность своей деятельности. Именно процессный подход рассматривают как средство качественного совершенствования деятельности компании:
1. Повышается управляемость и прозрачность организации;
2. Ускоряются процессы принятия управленческих решений;
3. Снижаются затраты;
4. Снижается влияние человеческого фактора при управлении организацией.
Снижение затрат при внедрении процессного подхода достигается не только за счет снижения затрат на фонд оплаты труда и сокращения затрат на внешнее обучение за счет организации внутреннего, но и за счет применения Аctivity Вased Сosting (АВС) - методики функционально - стоимостного анализа, разработанной как альтернатива традиционной финансовой оценке, позволяющей представить информацию для пользователей в форме, понятной для всего персонала. АВС методика заключается в определении стоимости процесса за счет распределения накладных расходов в соответствии с детальным просчетом необходимых ресурсов и их влиянии на стоимость каждой операции, действия, функции.
Каждый процесс имеет свою цель, а также владельца, отвечающего в соответствии с имеющимися у него полномочиями за результативность и эффективность процесса. Чаще всего процессы проходят через несколько подразделений. Бизнес-процессы четко описываются, поэтому технология описания бизнес-процессов действительно обеспечивает прозрачность всех операций бизнеса, позволяя выявить проблемы на любом этапе выполнения работ и вовремя их исправить. При этом бизнес-процессы ориентированы на конечный результат. Управление на основе процессов позволит Вам точно знать "Кто и за что отвечает" и как каждая операция влияет на конечный результат.
То или иное состояние, в которое переходит предприятие при осуществлении своей деятельности на рынке, ставит перед менеджером соответствующие задачи и требует от него принятия адекватных решений. Эти решения могут касаться как изменения целей, стоящих перед организацией, так и способов их достижения. Это вызвано тем, что предприятие подвержено воздействию со стороны окружающей его среды, и вынуждено адаптироваться к ней с помощью обратных связей. Поэтому всякое управленческое решение есть результат отработки менеджером воздействий обратной связи. Принятие решений осуществляется, в основном, уполномоченными на это менеджерами (ЛПР – лицами, принимающими решение), на основании анализа информации. Поэтому в основе управленческих технологий лежат процессы обработки информации (ИТ), и строящиеся на их основе процедуры принятия решений.