Как конспектировать текст
Выделение главной мысли – одна из основ умственной культуры при работе с текстом. "Выбирать полезное, – писал великий чешский педагог XVII века Я. А. Коменский, – дело такой важности, что невозможно представить мыслящего читателя без умения выбирать. Единственно надежный результат чтения – усвоение прочитанного, выбор полезного. Только это напрягает ум, оставляет воспринятое в памяти и освещает разум все более ярким светом. Нежелание ничего выделить из книги означает все пропустить".
В любом научном тексте содержится информация двух видов: основная и вспомогательная.
Основной является информация, имеющая наиболее существенное значение для раскрытия содержания темы или вопроса. К ней относятся: определение научных понятий, формулировки законов, теоретических принципов и тому подобное.
Назначение вспомогательной информации – содействие читателю лучше усвоить предлагаемый материал. К этому типу информации относятся разного рода комментарии.
В процессе конспектирования информации каждого из этих видов нужно действовать таким образом. Основную следует записывать как можно полнее, вспомогательную, как правило, опускать.
Содержание конспектирования составляет переработка основной информации с целью ее обобщения и сокращения. Обобщить означает подать ее в более общей, схематической форме, в виде тезисов, выводов, отдельных заголовков, изложения основных результатов и тому подобное. Читая, человек интуитивно использует некоторые слова и фразы как опорные. Такие опорные слова и фразы называются ключевыми. Ключевые слова и фразы несут основную смысловую и эмоциональную нагрузку содержания текста.
Выбор ключевых слов – это первый этап смыслового свертывания, сжатия материала. Важными требованиями к конспекта является наглядность и обзорность записей и такое их расположение, которое давало бы возможность осознать логические связи и иерархию понятий.
По форме конспекты подразделяются на формализованные и графические.
1. Формализованные (все записи вносятся в заранее подготовленные таблицы). Это удобно, во-первых, при конспектировании материалов, когда перечень характеристик описываемых предметов или явлений более или менее постоянный, во-вторых, при подготовке единого конспекта из нескольких источников. Это представляется особенно целесообразным тогда, когда есть необходимость сравнения отдельных фактов. Разновидностью формализованного конспекта является запись, составленная в форме ответов на заранее подготовленные вопросы, обеспечивающие исчерпывающие характеристики однотипных предметов или явлений.
2. Графические (элементы произведения, научного труда, которые конспектируются, располагаются в таком виде, при котором выстраиваются иерархия понятий и взаимосвязь между ними). К каждому тексту, научной работе, учебному материалу может быть не один, а несколько графических конспектов, отражающие книгу в целом или отдельные ее части. Ведение графического конспекта – наиболее совершенный способ изображения внутренней структуры книги, а сам этот процесс помогает усвоению ее содержания.
Можно выделить следующие основные типы конспектов: плановый, текстуальный, сводный, тематический.
Плановый – легко получить с помощью предварительно разработанного плана произведения, каждому вопросу плана отвечает определенная часть конспекта:
а) вопросно-ответный (на пункты плана, выраженные в форме вопросов, конспект дает точные ответы)
б) схематический плановый конспект (отражает логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений).
Текстуальный – это конспект, созданный главным образом из цитат.
Сводный конспект сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может сопровождаться планом.
Тематический дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости от количества привлеченных источников и другого материала, например, своих же записей) на поставленный вопрос-тему: обзорный; хронологический.
Роль конспекта является чисто учебной: он помогает зафиксировать основные понятия и положения первоначального текста и в нужный момент их воспроизвести, например, при написании реферата или при подготовке к экзамену.
Способы конспектирования.
Тезисы– это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Тезисы лаконично выражают сущность того, что читается, дают возможность раскрыть содержание. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать места, которые наиболее четко формулируют основную мысль, которую автор доказывает (если, конечно, это не библиотечная книга). Часто такой отбор облегчается шрифтовым выделением, сделанным в самом тексте.
Линейно-последовательная запись текста. При конспектировании линейно-последовательным способом целесообразно использование средств, применяемых для оформления плакатов, которые вмещают в себя следующие:
а) смещение текста конспекта по горизонтали, по вертикали;
б) выделение жирным (или другим) шрифтом особо значимых слов;
в) использование различных цветов;
г) подчеркивание;
д) заключение в рамку главной информации.
Способ "вопросов-ответов".Он заключается в том, что, поделив страницу тетради пополам вертикальной чертой, в левой части страницы автор конспекта самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в определенном тексте, а в правой части дает ответы на них.
Одна из модификаций способа "вопросов-ответов" – таблица, где место вопроса занимает формулировка проблемы, выдвинутой автором (лектором), а место ответа – решение этой проблемы. Иногда в таблице могут появиться и дополнительные графы: например, "мое мнение" и другие.
Схема с фрагментами – это способ конспектирования, что позволяет ярче выявить структуру текста, при этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, любые объяснения) в сочетании с графикой помогают созданию рационально-лаконичного конспекта.
Простая схема – это способ конспектирования близок к схеме с фрагментами, объяснений которой автор конспекта не пишет, но должен уметь давать их в устной форме. Этот способ требует высокой квалификации автора. В противном случае такой конспект не принесет пользы.
Параллельный способ конспектирования. Конспект пишется на двух страницах параллельно или одна страница разделяется вертикальной чертой пополам и записи делаются в правой и в левой ее части. Однако лучше использовать разные способы конспектирования для записи одного и того же материала.
Комбинированный конспект – это вершина овладения рациональным конспектированием, когда умело используются все вышеперечисленные способы, соединяясь в одном конспекте (один из видов конспекта свободно перетекает в другой в зависимости от текста, который конспектируется, и от желания и умения того, кто конспектирует). Именно при комбинированном конспекте более всего проявляется уровень подготовки и индивидуальность студента.