IV. Как слушать и конспектировать лекции

На лекциях студенты получают самые новейшие данные, во многом дополняющие материал учебников (а в последнее время их заменяющие), знакомятся с последними достижениями науки. Поэтому умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения, является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей.

Слушание и запись лекций – это сложные виды вузовской работы; и надо немало потрудиться, чтобы овладеть ими. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. В процессе слушания необходимо разобраться в том, что излагает лектор; обдумать сказанное им; связать новое с тем, что уже известно по данной теме из предыдущих лекций, а так же прочитанных книг и журналов. То, что действительно внимательно прослушано, продумано и записано на лекциях, становится достоянием обучаемого и входит в его образовательный фонд.

Слушая лекции, надо стремиться понять цель изложения, уловить ход мыслей лектора, логическую последовательность изложения учебного материала, понять, что хочет доказать лектор. Надо отвлечься при этом от посторонних мыслей и думать только о том, что излагает преподаватель. Краткие записи лекций, конспектирование их, поможет усвоить материал.

Внимание человека, конечно, очень неустойчиво. Поэтому требуются определенные волевые усилия, чтобы оно было сосредоточенным.

Установлено, что конспектирование лекций имеет большое образовательное и воспитательное значение для обучаемых: оно развивает ум, обогащает научными данными, способствует закреплению знаний в памяти, вооружает необходимыми умениями и навыками. Но конспект является полезным только тогда, когда записано самое существенное, основное. Если же студент стремится записать дословно всю лекцию, то такое «конспектирование» зачастую приносит больше вреда, чем пользы. Некоторые студенты просят иногда лектора «читать помедленнее ...». Им хочется, чтобы лекция превратилась в лекцию-диктовку. Это довольно вредная тенденция, поскольку в этом случае студент лишь механически записывает большое количество услышанных сведений и не размышляет над ними.

Что же надо записывать на лекции? Прежде всего – тему лекции, основные ее вопросы, важнейшую их аргументацию. Затем – некоторые яркие примеры, научные определения и выводы, которые дает лектор по излагаемому материалу.

Обычно лектор, изменяя силу, тембр голоса или замедляя чтение, выделяет и подчеркивает важнейшие положения излагаемого материала, делает записи и зарисовки на доске. Это помогает студентам уяснить и записать самое важное, существенное.

Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Поэтому конспект лучше подразделять на пункты и параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, основные определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т. п. А еще лучше – разработать собственную «маркографию».

Например:

! – важно;

!! – очень важно;

? – под вопросом;

П – проверить;

3 – запомнить;

С – скопировать;

У – посмотреть в учебнике;

ПР – пример (например).

Полезно (по крайней мере, не лишнее) будет поучиться стенографии на специальных курсах.

Многие студенты довольно неплохо конспектируют лекции, но до самых экзаменов не заглядывают в них. При этом они совершают большую ошибку. Над конспектами лекций надо систематически работать: перечитывать их, выправлять текст, делать дополнения, размечать цветом то, что должно быть глубоко и прочно закреплено в памяти. Первый просмотр конспекта рекомендуется сделать вечером того же дня, когда была прослушана лекция (предварительно вспомнив, о чем шла речь и хотя бы один раз просмотреть записи). Затем целесообразно вновь просмотреть конспект через 3–4 дня. Времени на такую работу уходит относительно немного, но результаты обычно бывают прекрасными: студент основательно и глубоко овладевает материалом и к сессии приходит хорошо подготовленным.

Работая над конспектом лекций, всегда следует использовать не только основной учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Только такая, серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит каждому студенту прочно овладеть научными знаниями и творчески развить в себе позитивные задатки, способности и дарования.

V. Как работать с книгой

За время пребывания в высшей школе студент должен изучить и освоить много учебников, статей, книг и другой необходимой для будущего специалиста литературы на родном и иностранном языках. В связи с этим перед студентами стоит большая и важная задача – в совершенстве овладеть рациональными приемами работы с книжным материалом.

Многие студенты (особенно младших курсов) работают с книгой довольно упрощенно и, вследствие этого, не достигают необходимых результатов. Нередко можно наблюдать лишь поверхностное чтение: текст книги не подвергается необходимому анализу, обдумыванию, в нем не выделяется главное, существенное, делается попытка усвоить все подряд: и важное, и второстепенное. У некоторых студентов при этом наблюдается довольно торопливое чтение, стремление поскорей дойти до конца статьи, главы, при этом не фиксируя внимание на трудных положениях материала. Есть немало студентов, которые и учебник, и научную литературу читают рассеянно, невнимательно, при чтении не пользуются словарями, справочниками, вследствие чего многие слова, выражения и мысли воспринимаются неточно, а иногда и вообще неверно.

Умение рационально работать над книгой – это необходимое и важное качество каждого студента. Любить книги, постоянно изучать их, знать литературу по своей специальности – это первейшая задача студента. Доказано, что правильно организованное чтение научной литературы чрезвычайно повышает общенаучный и специальный кругозор читающего. Начитанный студент владеет хорошо развитой речью, обладает широким мышлением, блестящей памятью и эрудицией. А эти качества являются важнейшими показателями общей культуры современного человека.

Педагогической наукой выработан ряд базовых требований для работы с книгой, соблюдение которых поможет каждому студенту взять из книг самое ценное и стать широко образованным и культурным человеком. Каковы же эти требования?

Приступая к работе над книгой, следует сначала ознакомиться с материалом в целом: оглавлением, аннотацией, введением и заключением путем беглого чтения-просмотра, не делая никаких записей. Этот просмотр позволит получить представление о всем материале, который необходимо усвоить.

После этого следует переходить к более внимательному чтению и штудированию материала по главам, разделам и параграфам. Это самая важная часть работы по овладению книжным материалом. Читать следует про себя (при этом читающий меньше устает, усваивает материал примерно на 25% быстрее по сравнению с чтением вслух, имеет возможность уделить больше внимания содержанию написанного и лучше осмыслить его). Никогда не следует обходить трудные места книги. Их надо читать в несколько замедленном темпе, чтобы лучше понять и осмыслить.

Помните: нельзя ожидать, чтобы можно было за один раз достигнуть полного выяснения всех особенностей изучаемого материала. Поэтому рекомендуется возвращаться к нему при необходимости второй, третий и даже четвертый раз, чтобы то, что осталось непонятным, дополнить и выяснить при повторном чтении.

Изучая книгу, надо обращать особое внимание на схемы, таблицы, карты, рисунки, математические формулы: рассматривать их, обдумывать, анализировать, устанавливать связь с текстом. Это поможет понять и усвоить изучаемый материал по гуманитарным наукам.

При чтении необходимо пользоваться различными словарями, чтобы всякое незнакомое слово, термин, выражение было правильно воспринято, понято и закреплено в памяти.

Целесообразно проверить, с какой скоростью вы читаете. Надо стремиться выработать у себя не только сознательное, но и беглое чтение. Особенно это умение будет полезным при первом просмотре книги. Обычно студент 1–2 курса при известной тренировке может внимательно и сосредоточенно прочитать 8–10 страниц в час и сделать краткие записи прочитанного. Однако многие студенты прочитывают 5–6 страниц. Это крайне мало. Слишком медленный темп чтения не позволит изучить многие важные и нужные статьи книги. Обучаясь быстрому чтению (самостоятельно или на специальных курсах), вы сможете прочитывать до 50–60 страниц в час и даже более! Одновременно приобретается способность концентрироваться на важном и понимать основной смысл текста.

Запись изучаемого – это лучшая опора памяти при работе с книгой (тем более научной). Читая книгу, следует делать выписки, зарисовки, составлять схемы, тезисы, выписывать цифры, цитаты, вести конспекты. Запись изучаемой литературы лучше всего делать наглядной, легко обозримой, расчлененной на абзацы и пункты. Педагогика учит – что прочитано, продумано и записано, то становится действительно личным достоянием работающего с книгой.

Помните основной принцип выписывания из книги: лишь самое существенное и в кратчайшей форме!

Какие формы записи можно порекомендовать? Различают три основные формы выписывания:

1. Дословная выписка или цитата с целью подкрепления того или иного положения, авторского довода. Эта форма применяется в тех случаях, когда нельзя выписать мысль автора своими словами, не рискуя потерять ее суть. Запись цитаты надо правильно оформить: она не терпит произвольной подмены одних слов другими; каждую цитату надо заключить в кавычки, в скобках обязательно указать ее источник: фамилию и инициалы автора, название труда, страницу, год издания, название издательства.

Цитирование следует производить только после ознакомления со статьей в целом или с ближайшим к цитате текстом. В противном случае можно выхватить лишь отдельные мысли, не всегда точно или полно отражающие взгляды автора на данный вопрос в целом.

Следует помнить, что ксеро- и фотокопирование (сканирование) заменяет расточающее время выписывание дословных цитат!

2. Выписка «по смыслу» или тезисная форма записи.

Тезисы – это кратко сформулированные самим читающим основные мысли автора. Это самая лучшая форма записи. Все будущие контрольные, курсовые и дипломные работы будут безупречны, если будут написаны именно таким образом. Делается такая выписка с теми же правилами, что и дословная цитата.

Тезисы бывают краткие, состоящие из одного предложения, без разъяснений, примеров и доказательств. Главное в тезисах – это умение кратко, закончено (не теряя смысл) сформулировать каждый вопрос, основное положение. Овладев искусством составления тезисов, студент четко и правильно овладевает изучаемым материалом.

3. Конспективная выписка имеет особенно важное значение для овладения знаниями. Конспект – это наиболее эффективная форма записей при изучении научной книги. В данном случае кратко записываются важнейшие составные пункты, тезисы, мысли и идеи текста. Подробный обзор содержания может быть важным подспорьем для запоминания и вспомогательным средством для нахождения соответствующих мест в тексте.

Делая в конспекте дословные выписки особенно важных мест книги, нельзя допускать, чтобы весь конспект был «списыванием» с книги. Усвоенные мысли необходимо выразить своими словами, привычным слогом и стилем. Творческий конспект – это наиболее ценная и богатая форма записи изучаемого материала, включающая все виды записей: план, тезис, свое собственное замечание, цитату и схему.

Обзор текста можно составить также посредством логической структуры, вместо того, чтобы следовать повествовательной схеме.

С помощью конспективной выписки можно составить представление о том, какие темы освещаются в отдельных местах разных книг. Дополнительное указание номеров страниц существенно облегчит (при необходимости) нахождение этих мест.

Желательно разработать свою собственную систему составления выдержки и постоянно совершенствовать ее! При составлении выдержек целесообразно последовательно придерживаться освоенной системы. На этой базе можно составить свой индивидуальный архив или картотеку важных специальных публикаций по изучаемым гуманитарным наукам.

Конспекты, тезисы и цитаты могут иметь две основные формы: тетрадную и карточную. При тетрадной форме каждому учебному предмету необходимо отвести свою особую отдельную тетрадь.

Если используется карточная форма, то записи следует делать лишь на одной стороне карточки. Для удобства пользования вверху карточки надо написать название изучаемого вопроса, фамилию автора, название и УДК (универсальная десятичная классификация) изучаемой книги.

Карточки можно использовать стандартные или изготовить самостоятельно из белой бумаги (полуватмана). Карточки обычно хранят в специальных ящиках или в конвертах. Эта система конспектирования имеет ряд преимуществ перед тетрадной: карточками довольно удобно пользоваться при докладах и выступлениях на семинарах; такой конспект легко пополнять новыми карточками, можно изменить порядок их расположения, добиваясь более четкой, логической последовательности изложения.

И, наконец, можно применять для этих же целей персональный компьютер. Сейчас существует множество самых различных прикладных программ (органайзеров и пр.), которые значительно облегчают работу при составлении выписок из научной и специальной литературы. А используя сеть Internet, можно получать уже готовые подборки литературы по конкретной проблеме.

VI. Методика подготовки реферата или доклада

По гуманитарным наукам

При организации самостоятельной работы в процессе изучения гуманитарных наук особый упор делается на формы, которые обеспечивают повышение познавательной активности студентов. К их числу, прежде всего, относится подготовка докладов и рефератов для выступления на семинарах. Успешное выполнение работы требует от студента настойчивости в овладении эффективными приемами изучения литературных источников и сбора фактического материала, овладения навыками их обработки, систематизации и литературного оформления результатов своего труда.

«Без известного самостоятельного труда, – писал В.И. Ленин, – ни в одном серьезном вопросе истины не найти, и кто боится труда, тот сам себя лишает возможности найти истину»[3]

.

Строгое и последовательное выполнение рекомендаций, изложенных в данном методическом пособии, позволит добиться, чтобы написание рефератов делалось целеустремленно и играло важную роль в формировании у студентов профессиональных качеств по профилю будущей деятельности. Ориентиром в этом сложном вопросе могут служить слова К. Маркса: «В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам» [4].

С чего же начинается этот тернистый путь?

Вначале необходимо определить область гуманитарной науки, научный интерес, т.е. выбрать тему. При этом целесообразно придерживаться предложенной кафедрой тематики, т.к. правильная формулировка темы избавляет от опасности освещения в реферате слишком широкого или, наоборот, слишком узкого круга вопросов.

Вслед за выбором и формулировкой темы начинается планирование работы. При этом очень важно уяснить, что реферат готовится в течении относительно длительного времени, поэтому план вносит элемент организации, дисциплинирует исследователя, заставляет его работать систематически и повышает общую продуктивность труда. Вариант такого плана можно представить в следующем виде:

№ п/п Содержание работы Срок выполнения
Выбор темы и разработка плана реферата Февраль
Составление библиографического перечня, подбор и предварительное ознакомление с литературой Март
Изучение литературы (выписки по каждому вопросу, работа в библиотеке) Март-апрель
Литературное оформление материала, написание реферата Май-июнь
Обсуждение работы в научном кружке и на кафедре Июль

Сроки в плане могут устанавливаться или по месяцам или по неделям и даже дням.

Практикой установлено, что систематическая работа дает значительно больший результат, чем интенсивная, но со значительными перерывами.

План реферата характеризует его содержание и структуру. Он включает четко сформулированное название работы и ее основные элементы: введение, 1–2 узловых вопроса темы и заключение. Надо стремиться, чтобы вопросы плана представляли собой единую систему, в которой каждый последующий развивает и дополняет предыдущие. Вопросы должны быть четко и ясно сформулированы.

Введение: постановка проблемы, обоснование ее актуальности и значение для практики (1–2 стр.).

1. Сущность и структура изучаемого явления (10–12 стр.).

2. Место и роль изучаемого явления в какой-то системе (8–9 стр.).

Заключение: обобщающие выводы, практические рекомендации (2 – 3 стр.).

Имея хорошо продуманный план, который иногда может уточняться в ходе более глубокого изучения литературы, можно приступать к работе по подбору необходимой литературы для реферата.

Уже первое знакомство с книгой по избранной проблеме быстро расширяет круг литературных источников, относящихся к теме, поскольку в некоторых монографических изданиях даются достаточно полные перечни имеющейся или использованной литературы, однако каталог и библиографические указатели – это главное орудие поиска необходимого материала.

Все найденные материалы, которые касаются избранной темы в книгах, брошюрах, журналах и газетных статьях, необходимо зафиксировать на карточках, в отдельной тетради или на отдельных листах. Затем их необходимо сгруппировать по вопросам реферата.

Можно назвать наиболее характерные способы работы с литературой:

– просмотр и выборочное чтение, необходимые для того, чтобы познакомиться с источником для определения степени его важности по данной проблеме;

– сплошное чтение для общего знакомства с источником, причем читаются лишь те фундаментальные работы, которые прямо посвящены изучаемой теме;

– углубленное изучение с конспектированием и выписками – главный способ работы с источником, посредством которого отбирается нужный материал.

Часто у студентов возникает вопрос о том, сколько же работ нужно изучить для достаточно полного охвата темы? Как показывает опыт, за отведенное для написания реферата время необходимо глубоко изучить все основные произведения по данной проблеме, 2-3 философские монографические работы и 5–10 научных статей и брошюр, которые позволяют получить исходный материал для творческой разработки взятой темы.

Может возникнуть сразу и второй вопрос: в какой последовательности изучать такое большое количество литературы?

Познакомившись с двумя-тремя работами, позволяющими вычленить вопросы для всестороннего раскрытия, необходимо, в первую очередь, обратиться к основополагающим трудам ведущих ученых. Именно они дают методологию работы и принципиальные оценки изучаемых явлений. Затем, как правило, обращаются к научным статьям и брошюрам, посвященным изучаемой проблеме.

В третью очередь изучаются источники, затрагивающие лишь некоторые вопросы проблемы. При этом надо иметь в виду, что полезны и случайные, незапланированные обращения к литературе, порой даже относительно далекой от темы. Это позволяет обнаруживать неожиданные связи, факты, подтверждения исследуемых явлений.

После того, как материал собран и продуман, можно приступить к составлению плана реферата.

Во введении (1–2 стр.) обычно дается постановка проблемы, ее актуальность и значение. Не всегда оно получается сразу относящимся к теме. Как правило, к нему возвращаются вновь после написания всей работы.

Изложение каждого вопроса необходимо начинать с его постановки и выяснения содержания анализируемого события, факта, процесса или явления. Естественно, что о том, как писать, высказывать рекомендации довольно трудно, поскольку это зависит от субъективных качеств каждого студента.

Можно только высказать ряд наиболее общих требований. К числу основных относится требование писать грамотно. Необходимо излагать материал осмысленно и понятно, не злоупотребляя наукообразными выражениями и терминами.

Второе существенное требование – материал следует излагать логично, последовательно развивая содержание и придавая ему наиболее стройную форму.

Каждый вопрос работы следует начинать фразой, сразу же вводящей в суть последующего изложения, и завершать его итоговым положением или краткими выводами, позволяющими перейти к следующему вопросу. При этом логическая стройность повышает доказательность изложения.

Следующее положение – необходимо излагать материал ярко, образно, живо, не только вскрывая истину, но и убедительно пропагандируя ее. Поэтому иногда просто необходимо обращаться к художественным образам, к образным сравнениям и конкретным примерам.

В работе не должно быть декларативных, бездоказательных положений. Однако не следует злоупотреблять и цитатами. Необходимо помнить, что цитата уместна лишь тогда, когда она убедительна, подтверждает мысль, высказанную автором работы, служит исходным пунктом для критических замечаний по тому или иному вопросу, дает точную формулировку или содержит научное определение.

При использовании цифрового материала необходимо стремиться его обобщить, попытаться сделать свои выводи и рекомендации.

Очень часто в рефератах, стараясь связать материал с современностью, студент приводит несколько отдельно вырванных фактов. Этого, конечно, недостаточно. Идеи необходимо излагать в их творческом развитии с учетом новых положений и выводов.

Наконец, реферат приносит пользу лишь тогда, когда выполняется студентом самостоятельно. Нельзя ограничиваться механическим переписыванием отдельных положений учебника, популярных брошюр, поскольку это приводит к смысловым ошибкам и неточностям. Такое выполнение работы – напрасный труд.

Черновик реферата рекомендуется писать на листах с одной стороны, оставляя поля и небольшие просветы между абзацами, т.к. это дает возможность, при необходимости, легко внести необходимые исправления или добавления, переставить отдельные части работы и т.д.

После написания чернового текста работы (или наборе на компьютере), его следует тщательно прочитать, отредактировать, убрать возможные повторения, проследить логическую связь между абзацами и вопросами, добиться, чтобы были свои убедительные выводы после каждого вопроса и по работе в целом. После этого можно приступить к переписыванию работы начисто.

Реферат выполняется аккуратно, на стандартных листах, как правило в объеме 20–25 страниц. Оглавление располагается в начале работы. Список использованной литературы, составленный в соответствии с библиографическими требованиями, дается в конце реферата.

VII. Методические рекомендации по самостоятельной подготовке

студентов к семинарам и другим видам практических занятий

Общие методические рекомендации по самостоятельной подготовке к семинарам и другим видам практических занятий могут быть следующими.

Во-первых, готовясь к практическому занятию, надо прочитать и обдумать доработанный вами конспект лекций. Если остались какие-либо непонятные вопросы, их можно поставить на семинаре или получить консультацию у преподавателя.

Во-вторых, необходимо завершить изучение и конспектирование источников, которые рекомендованы к теме семинарского занятия, придерживаясь тех советов по конспектированию, которые были рассмотрены выше. Целесообразно наметить для себя одно-два положения из конкретного источника или его конспекта, которые можно использовать в устном выступлении на семинаре.

В-третьих, желательно составить небольшие схемы-конспекты или тезисы ответов на вопросы семинарского (практического) занятия. при этом целесообразно обдумать их устное раскрытие, обратившись к конспектам лекций, к основной литературе, а также к учебнику.

В-четвертых, при подготовке к практическому занятию рекомендуется обратить внимание на те учебно-методические пособия, которые подготовлены кафедрой гуманитарных наук по конкретной учебной дисциплине: планы семинарских занятий, альбомы схем, методические разработки, слайды и т.п. Их использование существенно повысит уровень организации самостоятельной работы, сделает ее более целенаправленной и упорядоченной.

В-пятых, самостоятельная работа по подготовке к практическим занятиям может состоять и в написании реферата, доклада, фиксированного выступления или сообщения. Предварительная подготовка текстов выступлений закрепляет усвоение знаний, способствует приобретению навыков составления письменных материалов, шлифует и делает более точным мышление и язык, укрепляет уверенность в освоении конкретной темы.

Содержательная и творческая самостоятельная работа студента по улучшению конспектов лекций, изучению и конспектированию основной литературы, работа с учебниками и учебно-методическими пособиями, плодотворная подготовка к семинарам и другим видам аудиторных практических занятий по гуманитарным наукам существенно облегчает подготовку к итоговой аттестации. Предварительно подготовленные письменные материалы, устные выступления на практических занятиях и составляют ту основную интеллектуально-информационную базу, которая позволит обучаемому продемонстрировать глубокое и прочное усвоение программного материала, показать меру развития своей духовности, общую культуру. Непосредственная самостоятельная работа по подготовке к экзамену или зачету призвана лишь систематизировать, уточнить и упорядочить уже приобретенные знания, навыки и умения, упрочить интеллектуальную и психологическую готовность успешного прохождения аттестации по учебной дисциплине.

Таким образом, самостоятельная работа студентов по гуманитарным наукам является важным звеном в освоении учебных программ. Она способствует углублению и индивидуализации образовательного процесса, проявлению и развитию творческих способностей обучемых. Методическая грамотность оптимизирует их самостоятельную работу, позволяет экономить учебное время и добиваться высоких результатов.

VIII. Подготовка к сессии и сдача экзаменов

Подготовка к экзаменационной сессии и сдача экзаменов и зачетов является ответственейшим периодом в работе студента. Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены – долг каждого студента.

Основное в подготовке к сессии – это повторение всего учебного материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. Только тот отлично успевает, кто умеет хорошо повторять материал, который был прослушан на лекциях, законспектирован и закреплен на самостоятельных занятиях. Такое повторение предполагает обобщение, углубление, а в ряде случаев и расширение усвоенных за семестр знаний.

Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, либо слушал их невнимательно и не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал, который его товарищи усвоили серьезно, основательно и поэтапно в течение семестра. Для такого студента подготовка к экзаменам будет довольно трудным, а иногда и непосильным делом.

При подготовке к экзаменам необходимо помнить о том, что:

1. Готовиться к сессии надо с первых дней семестра: не пропускать лекций, работать над закреплением лекционного материала, выполнять все рекомендованные преподавателем практические работы.

2. Приступать к повторению и обобщению материала необходимо задолго до сессии (примерно за месяц).

3. Перед повторением учебного материала необходимо еще раз свериться с типовой и рабочей программами (имеются в библиотеке академии или на кафедре гуманитарных наук), по которым велось преподавание. В случае какой-либо неясности следует получить у преподавателя необходимые разъяснения.

4. Готовиться к экзамену рекомендуется каждый день в одном и том же помещении и на одном и том же рабочем месте, так как в этом случае устанавливается ассоциативная взаимосвязь между окружающей обстановкой и процессом переработки информации. Это дает возможность в дальнейшем на экзамене воспроизводить все мельчайшие детали этой обстановки (что сделать довольно легко), а через установившиеся ассоциативные связи – саму информацию, которую требовалось запомнить непосредственно для экзамена. Возможны и другие искусственные приемы для запоминания, которых великое множество и которые должны быть в арсенале у каждого студента.

Но одно из важных условий укрепления памяти – это ее постоянная тренировка. Хотя мысль о том, что повторение – мать учения, не оригинальна, нельзя лишний раз не напомнить, что именно это упражнение – самое действенное и результативное.

5. Начинать повторение следует с чтения конспектов. Прочитав внимательно материал по предмету, необходимо приступить к тщательному повторению по темам и разделам. На этом этапе следует использовать учебник и рекомендованную преподавателем дополнительную литературу. Нельзя ограничиваться при повторении только конспектами, поскольку в них все записано весьма кратко, сжато, только самое основное. Вузовские же дисциплины надо усвоить достаточно широко с учетом всей программы курса. Это можно сделать только с помощью учебника и дополнительной литературы.

6. Повторяя материал по темам, надо добиваться его отчетливого усвоения. Для этого рекомендуется использовать следующие приемы овладения знаниями:

а) про себя или вслух рассказывайте материал;

б) ставьте самому себе различные вопросы (и почаще) и отвечайте на них, руководствуясь программой (при этом целесообразно применять самоконтроль);

в) делайте дополнительные записи, схемы, помогающие обобщить материал, синтезировать его;

г) рассказывайте повторенный и усвоенный материал своим товарищам, отвечайте на их вопросы и критически оценивайте изложенное;

д) повторяя и обобщая, записывайте в блокнот все непонятное, всякие сомнения, вновь возникающие вопросы и обязательно выясните их на консультациях.

Повторение, в основном, надо закончить за день до экзамена, чтобы повторенный и закрепленный материал «отстоялся» в сознании и памяти. В этом случае останется некоторый резерв времени на доработку каких-либо возможных упущений, а ответы на экзамене будут спокойнее, увереннее и без лишнего напряжения. Если же студент приходит на экзамен, не прочитав целиком даже свой конспект, и продолжает «учить» у дверей аудитории, где его товарищи уже сдают экзамен, то он демонстрирует худший вид школярства, равнодушие к занятиям и безответственность.

В дни подготовки к экзаменам целесообразно избегать чрезмерной перегрузки умственной работой, следует придерживаться гигиенического режима и чередовать труд и отдых.

Можно рекомендовать на этот период следующий режим дня. Подъем – в 7.00–7.30; утренний туалет, гимнастика, завтрак должны занять не более часа. В 8.00–8.30 надо приступать к занятиям (для них все должно быть подготовлено еще с вечера). Краткие паузы для отдыха устраивайте через 50–55 минут интенсивной работы. После 2–3 часов занятий сделайте перерыв на 30–40 минут. В это время можно во что-нибудь поиграть или сделать гимнастику, выполнить хозяйственно-бытовые дела, проветрить помещение, выпить стакан сока, молока или чая.

После перерыва надо сосредоточенно позаниматься еще 2–2,5 часа.

Сразу после обеда (1–1,5 часа) заниматься не рекомендуется (поскольку труд будетмалопроизводителен). Лучше совершить прогулку, выполнить какую-либо работу, не связанную с подготовкой к экзамену, либо поспать (если есть потребность – это самый лучший вариант). Затем надо опять напряженно позаниматься 2,5–3 часа и 1–2 часа после ужина.

Не следует засиживаться за полночь. Сохраняйте в комнате тишину, чистоту и порядок. Во время своего отдыха не мешайте готовиться товарищам. Хорошо, если в комнате создана деловая обстановка, где все одновременно работают или отдыхают.

Старайтесь весь объем работы распределить равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, и контролировать каждый день выполнения работы, при этом желательно немного перевыполнять свой план.

В день, предшествующий экзамену, занимайтесь не более, чем до 19 часов. Лучше до сна в этот день погулять где-нибудь в тихом месте (парк, лес), собраться с мыслями, но ни в коем случае не отвлекаться на посторонние дела. Утром обязательно позавтракайте. Тогда на экзамен придете бодрыми и уверенными в своих силах. После сдачи экзамена остаток дня посвятите отдыху, сходите в театр, на стадион или в кино. Но не забудьте обязательно все подготовить для работы на следующий день. Ни в коем случае не употребляйте спиртные напитки: даже в малых количествах они значительно снизят вашу работоспособность на несколько дней.

Свой бюджет надо продумать и организовать так, чтобы в период сессии вы могли хорошо и своевременно питаться 3–4 раза в день.

Несколько слов о питании. В составе пищевых продуктов должно быть достаточное количество жизненно необходимых веществ, к числу которых относятся белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы. Кроме того, от пищи требуется, чтобы она была достаточно калорийной (для обеспечения нужного притока энергии) и в то же время не обильной, поскольку тогда она не успевает полностью перевариться.

В период подготовки к экзаменам рекомендуется прием возбуждающих напитков (крепкий чай, кофе), но ни в коем случае нельзя применять различные фармакологические вещества (транквилизаторы и пр.).

Не отчаивайтесь, если на экзамене получил не ту оценку, на которую рассчитывали. Хотя экзамен в какой-то степени и «лотерея», но оценка всегда, как правило, соответствует тому уровню знаний, который вы показали на экзамене.

Основой для определения оценки на экзамене служит уровень усвоения студентом материала, предусмотренного учебной программой соответствующей дисциплины.

При определении требований к экзаменационным оценкам преподаватель руководствуется Инструктивным письмом, которое содержит ряд требований, не меняющихся практически за все время существования высшей школы. Эти требования следующие:

– оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;

– оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебно-программного материала, успешно выполнивший предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;

– оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и

Наши рекомендации