Пространственно-временная организация отношений и общения

Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский антрополог Эдвард Холл, который ввел сам термин
«проксемика», буквальный перевод которого означает «близость». К проксемическим характеристикам относятся местонахождение партнеров в пространстве в момент общения и дистанция между ними. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения (как для двух партнеров, так и для большой аудитории). Существует большое количество информации о том, что животные, птицы и рыбы обозначают свою сферу обитания и охраняют ее, но только недавно было обнаружено, что и у человека есть свои охранные зоны и территории.

Несомненно, что на проксемические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы, но общие закономерности при этом сохраняются. Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку — дистанции, характерные для европейской и американской культуры. Эти нормы определены
четырьмя расстояниями:

· интимное расстояние (от 0 до 45 см) — общение самых близких людей. Интимная зона самая главная. Именно эту зону человек охраняет так, как будто это его собственность.

· личное (от 46 до 120 см) — общение со знакомыми людьми. Личная зона — это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на официальных приемах и дружеских вечеринках.

· социальное (от 120 до 400 см) — предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении. Социальная зона — расстояние, на котором мы держимся от людей, не очень хорошо нам знакомых.

· публичное (более 400 см) — при выступлении перед различными аудиториями. Публичная зона — расстояние, которое соблюдается, когда мы адресуемся к большой группе людей.

Скученность людей на концертах, в транспорте и лифте приводит к неизбежному вторжению в интимные зоны друг друга. Существует ряд
правил поведения в условиях скученности людей. На практике люди не всегда им следуют, но тем не менее их следует помнить:

1. не желательно разговаривать, даже со знакомыми;

2. не рекомендуется смотреть в упор на других;

3. лицо должно быть беспристрастным — никакого проявления эмоций;

4. если у вас в руках книга или газета, то вы должны быть полностью погружены в чтение;

5. чем теснее в транспорте или помещении, тем сдержаннее должны быть ваши движения;

6. в лифте следует смотреть только на указатель этажей.

Выбор дистанции зависит от
взаимоотношений между людьми (как правило, люди стоят ближе к тем, кому они симпатизируют) и от индивидуальных
особенностей человека (например, интроверты плохо переносят слишком близкую дистанцию).

Проксемическое поведение включает не только дистанцию, но и
взаимную ориентацию людей в пространстве. Друзья — рядом, участники деловой беседы — через угол стола, конкуренты — через стол.

Существенное влияние на характер и продуктивность общение оказывает
расположение его участников за столом. При размещении участников за прямоугольным столом в условиях рабочего кабинета выделяется четыре основные позиции:

1. угловое равноправное расположение;

2. угловое неравноправное расположение;

3. партнерское расположение;

4. конкурирующе-оборонительное расположение.

Угловое равноправное расположение занимают собеседники за квадратным столом, и оно более располагает к дружеской и непринужденной беседой
(рис. 1). Эта позиция способствует постоянному контакту глаз, предоставляет простор для жестикуляции и возможность для наблюдения за жестами собеседника. Кроме того, при угловом расположении угол стола создает ощущение психологической защищенности. При таком расположении отсутствует территориальное разделение стола.

Рисунок 1. Угловое равноправное расположение

Угловое неравноправное расположение занимают собеседники за прямоугольным столом, и оно более характерно для официальных бесед в позиции начальник—подчиненный
(рис. 2). В этой позиции человек № 1 расположен во главе стола и за счет этого имеет психологические преимущества по отношению к человеку № 2. В остальном эта позиция сохраняет особенности углового расположения.

Рисунок 2. Угловое неравноправное расположение

Позиция партнерского расположения обычно используется при соавторской работе над какой-нибудь проблемой
(рис. 3). При таком расположении партнеры находятся в равноправных позициях по отношению друг к другу и их не разделяет барьер в виде угла. Это одна из удачных стратегических позиций для обсуждения и выработки общих решений.

Рисунок 3. Позиция партнерского расположения

В
конкурирующе-оборонительной позиции собеседники расположены напротив друг друга и разделены столом
(рис. 4). Подобное разделение создает ощущение психологической защищенности собеседников и в то же время более способствует созданию атмосферы соперничества. Поэтому в оппозиционном взаимодействии обычно используется именно подобное расположение оппонентов. Однако такое же расположение может использоваться и при общении партнеров, безусловно доверяющих друг другу. В практике профессионального общения такое расположение собеседников часто используется при взаимодействии в служебном кабинете.

Рисунок 4. Конкурирующе-оборонительное расположение

На создание психологической атмосферы делового общения существенное влияние оказывает не только расположение собеседников за столом, но и форма самих столов. Квадратные столы хороши для проведения короткой деловой беседы равноправных партнеров. Прямоугольные столы часто используются для того, чтобы подчеркнуть отношения субординации. В этом случае человек с наиболее высоким статусом обычно располагается во главе стола лицом к входной двери. При этом установлено, что отношения сотрудничества более устанавливаются с теми людьми, которые сидят за столом рядом друг с другом. А противодействие легче организовывается с человеком, который сидит напротив. Поэтому на совещании ближе к руководителю рассаживаются сотрудники, претендующие на более высокое положение.

Круглый (или овальный) стол создает атмосферу неофициальности и непринужденности, и за ним лучше всего проводить беседы людям одинакового социального статуса

6. Деловая беседа. Тактический план деловой беседы.

Деловая беседа – это целенаправленная, с заранее планируемым эффектом устная коммуникация, которая служит решению производственных проблем и предполагает выработку соответствующих решений. Значение деловой беседы трудно переоценить. Она является наиболее благоприятной и зачастую единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности предлагаемой позиции.

Деловая беседа выполняет ряд очень важных функций. К их числу следует отнести:

− взаимное общение работников из одной деловой сферы;

− совместный поиск, выдвижение и оперативную разработку рабочих идей и замыслов;

− контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий;

− поддержание деловых контактов;

− стимулирование деловой активности.

Основными этапами деловой беседы являются подготовительные мероприятия, начало беседы, информационная часть, аргументирование выдвигаемых предложений, принятые решения и завершение беседы.

Наши рекомендации