SWOT-анализ организации ЗАО «Мебель-Дизайн»

Анализ внешней среды

Определяется «Характеристика среды».

К внешней среде отнесем:

§ покупателей с их демографическими характеристиками, определяющими сбыт товаров;

§ конкурентов;

§ посредников – транспортные фирмы, торговые агенты и т.п.;

§ финансовые учреждения;

§ рекламные агентства;

§ таможенные и другие правительственные органы;

§ готовящиеся законы;

§ экономическую ситуацию в стране;

§ политический климат;

§ развитие и достижения НТР;

§ культурные традиции.

Макросреда

Для компании ЗАО «Мебель-Дизайн» особое значение имеют уровень налогов в стране, таможенные сборы и пошлины; уровень безработицы оказывает косвенное влияние через изменение покупательной способности населения.

Политико-правовая составляющая для данной компании заключена в законах и нормативных актах, регулирующих торговую деятельность, ввоз товаров из-за рубежа, выезд специалистов для работы на предприятиях поставщиков.

Ближайшее окружение

В настоящее время по всей России в целом, действует огромное число организаций, занимающихся аналогичной торговлей мебелью.

В мебельной отрасли конкуренцию нельзя назвать жесткой, т.к. спрос на мебельную продукцию растет быстрыми темпами. Вместе с тем методы дополнительно стимулирования покупателей быстро копируются конкурентами, и приходится прилагать немало усилий для сохранения положения в отрасли.

Для преодоления негативной ситуации, крупные «фирмы-лидеры» отрасли стремятся к объединению в концерны и им подобные организации с целью не допускать в отрасль дополнительных конкурентов. К преимуществам объединения можно отнести:

§ экономию средств при крупномасштабных поставках;

§ создание единой торговой марки и предпочтений покупателей к ней;

§ объединение капиталов для расширения в качественно новых направлениях.

Такой фактор внешней среды как возможность создания товаров-субститутов определяется в первую очередь предпочтениями моды в обществе. Это влечет за собой необходимость проявления гибкости в работе организации: быстрой смены ассортимента, дополнительной закупки сопутствующих товаров, переквалификации специалистов и т. д.

Способность покупателей диктовать свои условия в компании ЗАО «Мебель-Дизайн» выражается как:

- продажа продукции отдельными частями, (а не целыми комплектами) по желанию заказчика;

- осуществление доставки и монтажа;

- предоставление товарного кредита.

Влияние поставщиковобусловлено их сравнительно небольшим числом и невысоким уровнем конкуренции между ними.

Любая фирма в данной отрасли стремится к снижению действия рассмотренных сил для того, чтобы иметь возможность повысить уровень цен и достичь уровня прибыли выше среднего по отрасли. На каждую из этих сил фирма может воздействовать только посредством своей стратегии.

Количественный анализ

Для проведения подобного анализа можно построить матрицы вероятностей/воздействий, в одной из которых необходимо спозиционировать выявленные факторы внешней среды, оказывающие положительное влияние на организацию (возможности), в другой – факторы внешней среды, оказывающие негативное воздействие на организацию (угрозы).

Такие матрицы приведены в виде таблицы 1 и таблицы 2, которые позволяют получить три оценки степени значимости факторов для организации: высокое, среднее, низкое.

Таблица 1. Матрица «вероятность/воздействие» для позиционирования возможностей внешней среды.

Вероят-ность Воздействие Высокая Средняя Слабая
Сильное Улучшение уровня жизни населения; Изменение рекламных технологий Появление новых поставщиков Снижение налогов и пошлин
Умеренное Разорение и уход фирм-продавцов; Развитие информационной отрасли Снижение цен на сырье и готовую продукцию; Совершенствование менеджмента Уменьшение императивных норм законодательства; Снижение безработицы
Слабое Неудачное поведение конкурентов; Изменения моды Совершенствование технологии производства Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей

Таблица 2. Матрица «вероятность/воздействие» для позиционирования угроз внешней среды.

Вероят-ность Воздействие Высокая Средняя Низкая
Сильное Изменение правил ввоза продукции Сбои в поставках продукции; Рост темпов инфляции; Появление товаров-субститутов Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов; Скачки курсов валют
Умеренное Снижение уровня жизни населения; Рост налогов и пошлин Изменение покупательских предпочтений; Ужесточение законодательства Появление принципиально нового товара; Появление новых концернов
Слабое Изменение уровня цен; Рост безработицы Появление новых фирм на рынке; Усиление конкуренции Национализация бизнеса; Ухудшение политической обстановки

Однако для получения более дифференцированной оценки значимости факторов внешней среды, применяется метод взвешенной оценки воздействия факторов, результаты которого представлены в таблице 3, где в первую колонку вписаны отдельные факторы среды; во вторую – вес данного фактора, в виде относительной важности, определяемой экспертным путем; в третью – оценка в баллах степени влияния фактора на организацию, которая присваивается экспертом в соответствии с выбранной шкалой.

Взвешенная оценка воздействия фактора на организацию определяется как произведение веса фактора на его бальную оценку (таблица 3):

Таблица 3. Результаты взвешенной оценки степени влияния факторов среды.

Факторы среды Вес Оценка* Взвешен­ная оценка
Макроэкономические   3,47
Экономические   -2,16
Рост темпов инфляции 0,25 -8 -2
Скачки курсов валют 0,17 -7 -1,19
Рост налогов и пошлин 0,12 -7 -0,84
Снижение налогов и пошлин 0,17 1,19
Рост безработицы 0,06 -4 -0,24
Снижение безработицы 0,23 0,92
Политико-правовые   -4,12
Изменение правил ввоза продукции 0,33 -10 -3,3
Ужесточение законодательства 0,20 -6 -1,2
Ухудшение политической обстановки 0,15 -1 -0,15
Уменьшение императивных норм законодательства 0,17 0,68
Национализация бизнеса 0,15 -1 -0,15
Социально-культурные   2,69
Снижение уровня жизни населения 0,33 -7 -2,13
Улучшение уровня жизни населения 0,33 3,3
Изменения моды 0,34 1,7
Научно-технические   7,06
Совершенствование технологии производства 0,18 0,54
Изменение рекламных технологий 0,32 2,88
Развитие информационной отрасли 0,32 2,56
Совершенствование менеджмента 0,18 1,08
Ближайшее окружение   -14,28
Отрасль   -1,45
Снижение цен на сырье и готовую продукцию 0,25 1,5
Усиление конкуренции 0,25 -3 -0,75
Изменение уровня цен 0,30 -4 -1,2
Появление новых концернов 0,20 -5 -1
Товары   -7,2
Появление товаров-субститутов 0,6 -8 -4,8
Появление принципиально нового товара 0,4 -6 -2,4
Поставщики   -0,88
Сбои в поставках продукции 0,35 -9 -3,15
Появление новых поставщиков 0,24 2,16
Появление новых фирм на рынке 0,06 -2 -0,12
Разорение и уход фирм-продавцов 0,12 0,84
Неудачное поведение конкурентов 0,07 0,35
Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов 0,16 -6 -0,96
Покупатели   -4,75
Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей 0,25 0,5
Изменение покупательских предпочтений 0,75 -7 -5,25
Итого:   -10,81
*Оценка экспертов дана по шкале от −10 до +10

По итогам данной таблицы видно, что на компанию ЗАО «Мебель-Дизайн» факторы ближайшего окружения оказывают сильное негативное воздействие, т.е. представляют сильнейшую угрозу. Положительное влияние на данную организацию оказывают в основном только факторы макросреды.

Для получения более полного представления, необходимо полученные данные ранжировать в порядке убывания их степени воздействия в таблице 4.

Таблица 4. Внешние возможности и угрозы.

№ п/п Возможности Угрозы
Улучшение уровня жизни населения Изменение покупательских предпочтений
Изменение рекламных технологий Появление товаров-субститутов
Развитие информационной отрасли Изменение правил ввоза продукции
Появление новых поставщиков Сбои в поставках продукции
Изменения моды Появление принципиально нового товара
Снижение цен на сырье и готовую продукцию Снижение уровня жизни населения
Снижение налогов и пошлин Рост темпов инфляции
Совершенствование менеджмента Ужесточение законодательства
Снижение безработицы Изменение уровня цен
Разорение и уход фирм-продавцов Скачки курсов валют
Уменьшение императивных норм законодательства Появление новых концернов
Совершенствование технологии производства Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов
Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей Рост налогов и пошлин
Неудачное поведение конкурентов Усиление конкуренции
  Рост безработицы
  Ухудшение политической обстановки
  Национализация бизнеса
  Появление новых фирм на рынке

Таким образом становится очевидно, какие из определенных внешних факторов имеют наибольшее положительное или отрицательное влияние на компанию.

Наши рекомендации