SWOT-анализ организации ЗАО «Мебель-Дизайн»
Анализ внешней среды
Определяется «Характеристика среды».
К внешней среде отнесем:
§ покупателей с их демографическими характеристиками, определяющими сбыт товаров;
§ конкурентов;
§ посредников – транспортные фирмы, торговые агенты и т.п.;
§ финансовые учреждения;
§ рекламные агентства;
§ таможенные и другие правительственные органы;
§ готовящиеся законы;
§ экономическую ситуацию в стране;
§ политический климат;
§ развитие и достижения НТР;
§ культурные традиции.
Макросреда
Для компании ЗАО «Мебель-Дизайн» особое значение имеют уровень налогов в стране, таможенные сборы и пошлины; уровень безработицы оказывает косвенное влияние через изменение покупательной способности населения.
Политико-правовая составляющая для данной компании заключена в законах и нормативных актах, регулирующих торговую деятельность, ввоз товаров из-за рубежа, выезд специалистов для работы на предприятиях поставщиков.
Ближайшее окружение
В настоящее время по всей России в целом, действует огромное число организаций, занимающихся аналогичной торговлей мебелью.
В мебельной отрасли конкуренцию нельзя назвать жесткой, т.к. спрос на мебельную продукцию растет быстрыми темпами. Вместе с тем методы дополнительно стимулирования покупателей быстро копируются конкурентами, и приходится прилагать немало усилий для сохранения положения в отрасли.
Для преодоления негативной ситуации, крупные «фирмы-лидеры» отрасли стремятся к объединению в концерны и им подобные организации с целью не допускать в отрасль дополнительных конкурентов. К преимуществам объединения можно отнести:
§ экономию средств при крупномасштабных поставках;
§ создание единой торговой марки и предпочтений покупателей к ней;
§ объединение капиталов для расширения в качественно новых направлениях.
Такой фактор внешней среды как возможность создания товаров-субститутов определяется в первую очередь предпочтениями моды в обществе. Это влечет за собой необходимость проявления гибкости в работе организации: быстрой смены ассортимента, дополнительной закупки сопутствующих товаров, переквалификации специалистов и т. д.
Способность покупателей диктовать свои условия в компании ЗАО «Мебель-Дизайн» выражается как:
- продажа продукции отдельными частями, (а не целыми комплектами) по желанию заказчика;
- осуществление доставки и монтажа;
- предоставление товарного кредита.
Влияние поставщиковобусловлено их сравнительно небольшим числом и невысоким уровнем конкуренции между ними.
Любая фирма в данной отрасли стремится к снижению действия рассмотренных сил для того, чтобы иметь возможность повысить уровень цен и достичь уровня прибыли выше среднего по отрасли. На каждую из этих сил фирма может воздействовать только посредством своей стратегии.
Количественный анализ
Для проведения подобного анализа можно построить матрицы вероятностей/воздействий, в одной из которых необходимо спозиционировать выявленные факторы внешней среды, оказывающие положительное влияние на организацию (возможности), в другой – факторы внешней среды, оказывающие негативное воздействие на организацию (угрозы).
Такие матрицы приведены в виде таблицы 1 и таблицы 2, которые позволяют получить три оценки степени значимости факторов для организации: высокое, среднее, низкое.
Таблица 1. Матрица «вероятность/воздействие» для позиционирования возможностей внешней среды.
Вероят-ность Воздействие | Высокая | Средняя | Слабая |
Сильное | Улучшение уровня жизни населения; Изменение рекламных технологий | Появление новых поставщиков | Снижение налогов и пошлин |
Умеренное | Разорение и уход фирм-продавцов; Развитие информационной отрасли | Снижение цен на сырье и готовую продукцию; Совершенствование менеджмента | Уменьшение императивных норм законодательства; Снижение безработицы |
Слабое | Неудачное поведение конкурентов; Изменения моды | Совершенствование технологии производства | Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей |
Таблица 2. Матрица «вероятность/воздействие» для позиционирования угроз внешней среды.
Вероят-ность Воздействие | Высокая | Средняя | Низкая |
Сильное | Изменение правил ввоза продукции | Сбои в поставках продукции; Рост темпов инфляции; Появление товаров-субститутов | Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов; Скачки курсов валют |
Умеренное | Снижение уровня жизни населения; Рост налогов и пошлин | Изменение покупательских предпочтений; Ужесточение законодательства | Появление принципиально нового товара; Появление новых концернов |
Слабое | Изменение уровня цен; Рост безработицы | Появление новых фирм на рынке; Усиление конкуренции | Национализация бизнеса; Ухудшение политической обстановки |
Однако для получения более дифференцированной оценки значимости факторов внешней среды, применяется метод взвешенной оценки воздействия факторов, результаты которого представлены в таблице 3, где в первую колонку вписаны отдельные факторы среды; во вторую – вес данного фактора, в виде относительной важности, определяемой экспертным путем; в третью – оценка в баллах степени влияния фактора на организацию, которая присваивается экспертом в соответствии с выбранной шкалой.
Взвешенная оценка воздействия фактора на организацию определяется как произведение веса фактора на его бальную оценку (таблица 3):
Таблица 3. Результаты взвешенной оценки степени влияния факторов среды.
Факторы среды | Вес | Оценка* | Взвешенная оценка |
Макроэкономические | 3,47 | ||
Экономические | -2,16 | ||
Рост темпов инфляции | 0,25 | -8 | -2 |
Скачки курсов валют | 0,17 | -7 | -1,19 |
Рост налогов и пошлин | 0,12 | -7 | -0,84 |
Снижение налогов и пошлин | 0,17 | 1,19 | |
Рост безработицы | 0,06 | -4 | -0,24 |
Снижение безработицы | 0,23 | 0,92 | |
Политико-правовые | -4,12 | ||
Изменение правил ввоза продукции | 0,33 | -10 | -3,3 |
Ужесточение законодательства | 0,20 | -6 | -1,2 |
Ухудшение политической обстановки | 0,15 | -1 | -0,15 |
Уменьшение императивных норм законодательства | 0,17 | 0,68 | |
Национализация бизнеса | 0,15 | -1 | -0,15 |
Социально-культурные | 2,69 | ||
Снижение уровня жизни населения | 0,33 | -7 | -2,13 |
Улучшение уровня жизни населения | 0,33 | 3,3 | |
Изменения моды | 0,34 | 1,7 | |
Научно-технические | 7,06 | ||
Совершенствование технологии производства | 0,18 | 0,54 | |
Изменение рекламных технологий | 0,32 | 2,88 | |
Развитие информационной отрасли | 0,32 | 2,56 | |
Совершенствование менеджмента | 0,18 | 1,08 | |
Ближайшее окружение | -14,28 | ||
Отрасль | -1,45 | ||
Снижение цен на сырье и готовую продукцию | 0,25 | 1,5 | |
Усиление конкуренции | 0,25 | -3 | -0,75 |
Изменение уровня цен | 0,30 | -4 | -1,2 |
Появление новых концернов | 0,20 | -5 | -1 |
Товары | -7,2 | ||
Появление товаров-субститутов | 0,6 | -8 | -4,8 |
Появление принципиально нового товара | 0,4 | -6 | -2,4 |
Поставщики | -0,88 | ||
Сбои в поставках продукции | 0,35 | -9 | -3,15 |
Появление новых поставщиков | 0,24 | 2,16 | |
Появление новых фирм на рынке | 0,06 | -2 | -0,12 |
Разорение и уход фирм-продавцов | 0,12 | 0,84 | |
Неудачное поведение конкурентов | 0,07 | 0,35 | |
Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов | 0,16 | -6 | -0,96 |
Покупатели | -4,75 | ||
Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей | 0,25 | 0,5 | |
Изменение покупательских предпочтений | 0,75 | -7 | -5,25 |
Итого: | -10,81 | ||
*Оценка экспертов дана по шкале от −10 до +10 |
По итогам данной таблицы видно, что на компанию ЗАО «Мебель-Дизайн» факторы ближайшего окружения оказывают сильное негативное воздействие, т.е. представляют сильнейшую угрозу. Положительное влияние на данную организацию оказывают в основном только факторы макросреды.
Для получения более полного представления, необходимо полученные данные ранжировать в порядке убывания их степени воздействия в таблице 4.
Таблица 4. Внешние возможности и угрозы.
№ п/п | Возможности | Угрозы |
Улучшение уровня жизни населения | Изменение покупательских предпочтений | |
Изменение рекламных технологий | Появление товаров-субститутов | |
Развитие информационной отрасли | Изменение правил ввоза продукции | |
Появление новых поставщиков | Сбои в поставках продукции | |
Изменения моды | Появление принципиально нового товара | |
Снижение цен на сырье и готовую продукцию | Снижение уровня жизни населения | |
Снижение налогов и пошлин | Рост темпов инфляции | |
Совершенствование менеджмента | Ужесточение законодательства | |
Снижение безработицы | Изменение уровня цен | |
Разорение и уход фирм-продавцов | Скачки курсов валют | |
Уменьшение императивных норм законодательства | Появление новых концернов | |
Совершенствование технологии производства | Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов | |
Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей | Рост налогов и пошлин | |
Неудачное поведение конкурентов | Усиление конкуренции | |
Рост безработицы | ||
Ухудшение политической обстановки | ||
Национализация бизнеса | ||
Появление новых фирм на рынке |
Таким образом становится очевидно, какие из определенных внешних факторов имеют наибольшее положительное или отрицательное влияние на компанию.