Процесс создания web-квеста
Технология web-квеста: типы, структура, требования к элементам, критерии оценки выполнения задания
В переводе с английского web [web]- web, сеть, (всемирная) паутина; quest [kwest] – поиск.
Web-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Разработчиками web-квеста как учебного задания являются Bernie Dodge и Tom March (http://ozline.com/learning/index.htm).
Это означает, что учитель, составляя задания, подбирает информацию в Интернете, где можно найти необходимые материалы, давая учащимся соответствующие гиперссылки. Все это сохраняется на каком-либо web-ресурсе, оформленном и структурированном как web-квест. Учащиеся в группах или индивидуально выполняют предложенные задания web-квеста, по завершении которого представляют собственные web-страницы по данной теме, либо какие-то другие творческие работы в электронной, печатной или устной форме.
Впервые термин "web-квест" (WebQuest) был предложен летом 1995 года Берни Доджем (Bernie Dodge), профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Автор разрабатывал инновационные приложения Интернета для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения.
Кентон Леткеман, создатель целого ряда web-квестов считает, что это суперсредство обучения, т.к. применяется конструктивистский подход к обучению.
При выполнении web-квестов учащиеся не получают готовых ответов или решений, они самостоятельно решают поставленную перед ними задачу.
Работа над web-квестом помогает
· организовать активную самостоятельную или групповую поисковую деятельность;
· способствует развитию творческого мышления и навыков решения проблем;
· дает возможность осуществить индивидуальный подход;
· тренирует мыслительные способности (объяснение, сравнение, классификация, выделение общего и частного).
Таким образом, можно сказать, что в технологии web-квеста заложен деятельностный подход. [1]
Классификация web-квестов
Web-квесты могут охватывать как отдельную проблему, учебный предмет, тему, так и быть межпредметными, Берни Додж выделяет три принципа классификации web-квестов:
1. По длительности выполнения: краткосрочные и долгосрочные.
2. По предметному содержанию: монопроекты и межпредметные web-квесты.
3. По типу заданий, выполняемых учащимися: пересказ (retelling tasks), компиляционные (compilation tasks), загадки (mystery tasks), журналистские (journalistic tasks), конструкторские (design tasks), творческие (creative product tasks), решение спорных проблем (consensus building tasks), убеждающие (persuasion tasks), самопознание (self-knowledge tasks), аналитические (analytical tasks), оценочные (judgment tasks), научные (scientific tasks).
Задания на пересказ являются самыми примитивными и представляют собой самый простой пример использования Интернета как источника информации. Существует даже мнение о том, что web-квесты, основанные только на пересказе, нельзя считать web-квестом. Однако в большинстве случаев пересказ допускается как задание для web-квеста при условии, что:
· формат и форма докладов учащихся заметно отличается от оригинальных материалов, то есть не является простым копированием текста из Интернета в текстовый редактор;
· учащиеся свободны в выборе того, о чем рассказывать и как организовывать найденную информацию;
· учащиеся используют навыки суммирования, отбора и обработки информации.
Творческие web-квесты требуют от учащихся создания какого-либо продукта в заданном формате (картина, пьеса, постер, игра, песня, web-сайт, мультимедийная презентация и так далее). Творческие проекты похожи на конструкторские, но являются более свободными и непредсказуемыми в своих результатах. При оценке таких проектов следует больше внимания уделять творчеству и самовыражению учащихся. [13]
Структура web-квеста
Берни Додж выделяет четкую структуру web-квеста:
1. Introduction (Введение),
2. Task (Заданиe),
3. Process (Выполнение),
4. Evaluation (Оценивание),
5. Сonclusion (Заключение),
6. Credits (Использованные материалы),
7. TeacherPage (Комментарии для преподавателя).
Но данная структура не является чем-то застывшим и используется только как основа, которую при необходимости можно изменить. Учитель может конструировать квест в соответствии с уровнем и потребностями своих учеников. [ 3]
Введение- формулировка темы, описание главных ролей участников, сценарий квеста, план работы или обзор всего квеста. Цель – подготовить и мотивировать обучающихся. Поэтому здесь важны мотивирующая и познавательная ценность.
Заданиe- четкое и интересное описание проблемной задачи и формы представления конечного результата:
· проблема, или загадка, которую необходимо решить;
· позиция, которую нужно сформулировать и защитить;
· продукт, который нужно создать;
· реферат, который должен быть создан;
· доклад или журналистской отчет;
· творческая работа, презентация, постер и т.д;
Задание должно быть проблемным, четко сформулировано, иметь познавательную ценность.
Выполнение -точное описание основных этапов работы; руководство к действиям, полезные советы по сбору информации (контрольный список вопросов для анализа информации, разнообразные советы по выполнению того или иного задания, "заготовки" Web-страниц для отчетов, рекомендации по использованию информационных ресурсов и пр.); С методической точки зрения материал должен отличаться релевантностью, разнообразием и оригинальностью ресурсов; разнообразием заданий, их ориентацией на развитие мыслительных навыков высокого уровня; наличием методической поддержки - вспомогательных и дополнительных материалов для выполнения заданий; при использовании элементов ролевой игры - адекватный выбор ролей и ресурсов для каждой роли.
Здесь можно указать ссылки на ресурсы и не выделять для них отдельный раздел.
Оценивание – описание критериев и параметров оценки выполнения web-квеста, которое представляется в виде бланка оценки. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в web-квесте.
Методической оценке подлежит адекватность представленных критериев оценки типу задания, четкость описания критериев и параметров оценки, возможность измерения результатов работы.
Заключение –краткое и точное описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив данный web-квест. Здесь должна прослеживаться взаимосвязь с введением.
Использованные материалы – ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания web-квеста. Данный раздел можно объединить с разделом Выполнение.
Комментарии для преподавателя –методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать web-квест.
· происхождение, цели и задачи web-квеста, о чем он;
· возрастная категория учащихся (может ли быть использован другими учащимися при наличии дополнений, корректировки);
· планируемые результаты, опираясь на стандарты обучения (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные);
· процесс организации над web-квестом;
· необходимые ресурсы;
· ценность и достоинство данного web-квеста.
Процесс создания web-квеста
1. Выбор темы.
2. Выбор Интернет-сервиса и дизайна.
3. Подбор заданий, web ресурсов, планируемых результатов.
4. Наполнение web-квеста содержанием.